На полигонах Южного военного округа и в акватории Чёрного и Каспийского морей завершилось СКШУ (стратегическое командно-штабное учение) «Кавказ-2016». Это главный экзамен для российских военных в текущем году, заключительная фаза целого комплекса командно-штабных и специальных учений, тренировок органов военного управления и внезапных проверок боевой готовности войск (сил).
На этапе подготовки к «Кавказу-2016» были проведены 12 специальных учений. Подытоживавшее их СКШУ позволило проверить уровень подготовленности органов военного управления по руководству соединениями и частями сухопутных войск, воздушно-космических сил, военно-морского флота и воздушно-десантных войск, а также межвидовыми группировками войск (сил). Командиры и штабы получили хорошую практику планирования, подготовки и ведения военных действий.
25-31 августа прошла внезапная проверка боеготовности, в которой участвовали силы Южного, Западного и Центрального военных округов, Северный флот, воздушно-космические силы и воздушно-десантные войска.
Всего в этих мероприятиях в Южном, Центральном, Западном военных округах и на Северном флоте участвовали более 120 тыс. военнослужащих, сотрудников федеральных министерств и ведомств, а также специалисты Центрального банка России, сообщил журналистам начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал армии Валерий Герасимов.
При этом, отметил руководитель Генштаба, одновременно на территории Южного военного округа в учении приняли участие не более 12,5 тыс. человек, что не противоречит требованиям Венского документа, в нарушении которого российскую сторону так часто и безосновательно упрекает Запад.
Как и у каждых учений, у «Кавказа-2016» была своя «изюминка» – испытание новых видов вооружения, военной техники и систем управления, организация работы пунктов управления всех уровней с использованием новейших средств автоматизации, практическая отработка ряда мероприятий мобилизационной готовности и ведения территориальной обороны, а также широкое применение авиации, сил Черноморского флота и Каспийской флотилии.
Так, лётчики Западного военного округа, накануне переброшенные из Курска на оперативный аэродром в Краснодарском крае, отработали задачи по групповым и одиночным взлётам с незнакомого аэродрома, ведению воздушного боя с применением ракетного и пушечного вооружения, выполнили приемы ухода от средств ПВО условного противника. В ходе учений они поразили все наземные цели на полигоне «Опук» в Крыму, который является дальним полигоном бригады морской пехоты ЧФ.
Личный состав и боевая техника береговых войск Черноморского флота и Каспийской флотилии, дислоцированные в Новороссийске, Крыму, Республике Дагестан и Астраханской области, совершили марши в районы сосредоточения десантируемых войск и сил высадки. Здесь войска отработали, в частности, задачи по противодесантной обороне участка необорудованного побережья. В свою очередь, минно-тральные силы успешно осуществили противоминное обеспечение развёртывания сил и группировок в морских районах, выполнив проводку за тралами боевых кораблей и судов обеспечения, а также отработав боевое упражнение по постановке и тралению морских мин.
Морская пехота ЧФ получила прочные навыки занятия районов ожидания погрузки на большие десантные корабли и самой погрузки на них. В районах формирования сил морского десанта экипажами надводных кораблей отработались задачи охранения десантных судов.
Дежурная пара истребителей Су-27, стартовав с аэродрома базирования в Крыму, условно поразила все воздушные цели, которые имитировали три ракетоносца Ту-95МС дальней авиации ВКС России. Экипажи на заданные рубежи пусков были выведены расчётами пунктов наведения. Важно, что перехват воздушных целей проходил в тёмное время суток.
Личный состав частей ВДВ, привлеченных к СКШУ, проверил навыки действий в тактическом воздушном десанте. Десантники были отлично вооружены: в учении были задействованы боевые машины десанта БМД-2КУ, оснащённые огневыми комплексами, новейшими цифровыми комплексами разведки, управления и связи «Стрелец», интегрированными с автоматизированными системами управления войсками в тактическом звене.
СКШУ можно назвать условным зеркалом, в котором отразился современный облик Вооружённых сил России, их заметно возросшая за последние годы техническая и огневая мощь. Казалось бы, считаные годы прошли со дня пятидневного военного конфликта в Южной Осетии, когда остро недоставало то одного, то другого, а войска управлялись едва ли не с помощью личных мобильных телефонов генералов и офицеров, а российская армия уже пережила разительные перемены!
Только за прошлый год состав наземных стратегических ядерных сил (СЯС) пополнился шестью ракетными полками, оснащёнными комплексами «Ярс» стационарного и подвижного базирования и заступившими на боевое дежурство. Доля современного вооружения в наземных СЯС составила более половины. Авиационные СЯС пополнились 10 модернизированными самолётами Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. За счёт ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Александр Невский» и «Владимир Мономах» усилилась боевая мощь морских СЯС. Их оснащённость современными образцами вооружения составляет 56%. В вооружённые силы поставлено 35 новых баллистических ракет, что позволило добиться 55 процентного уровня оснащения ядерной триады современным вооружением.
На новый качественный уровень выведены силы общего назначения. В сухопутных войсках сформировано восемь бригад различного назначения, в войска поставлено два бригадных комплекта ракетных комплексов «Искандер М», 1772 танка и других бронированных машин, 148 ракетно-артиллерийских систем.
Чуть больше года (с 1 августа 2015 г.) существует новый вид ВС – воздушно-космические силы, но о его боевых делах уже знает весь мир – настолько эффективно действовали и действуют ВКС в борьбе с международным терроризмом в Сирии. В рамках государственного оборонного заказа 2015 г. ВКС получили 243 современных летательных аппарата, 90 зенитно-ракетных систем и комплексов, 208 радиолокационных систем. Это дало возможность довести долю современного вооружения до 52%.
И так буквально по всем видам вооруженных сил и родам войск. Как и требует Государственный оборонный заказ, оснащённость войск и сил флота современным вооружением и военной техникой была доведена в минувшем году до 47%, а исправность – до 89%. Многие образцы названной выше техники использованы, а кое-что и испытано на учениях «Кавказ-2016».
Не откроем большой тайны, если скажем, что у этих учений есть и негласная задача – продемонстрировать НАТО готовность и способность Вооружённых сил РФ отстоять интересы военной безопасности страны. В Киеве тут же заволновались, украинский МИД оповестил «о росте непосредственной военной угрозы для Украины».
Господа, однако, волнуются не о том. Высказанная в тысячный раз «озабоченность» по поводу опасности «российского вторжения» вызывает уже ироническую гримасу даже у западных покровителей киевского режима. 10 сентября генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер в очередной раз заявил, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ не может подтвердить присутствие в Донбассе российских войск. А вот поумерить свой воинственный пыл киевским политикам в контексте российских учений – самое время. Быть поосторожнее с заявлениями о готовности ВСУ к войне с Россией и их способности «вернуть Крым», посдержаннее в попытках хоть с чёрного хода, да зайти в НАТО или приобрести на Западе летальное оружие.
Впрочем, это относится не к одной Украине. Относится и к той же Румынии, спешащей разместить у себя инфраструктуру американской ПРО. Или Бухаресту непонятно, что Румыния автоматически становится первостепенной целью в случае возникновения военного конфликта? Относится и к тем странам, которые вместе с Украиной и Румынией носятся с идеей создания черноморской флотилии НАТО.
Куда разумнее было бы не уповать на наращивание своих военных сил у российских границ и стратегию устрашения России, а совместно с Москвой искать пути снижения напряжённости в Европе от норвежских шхер до средиземноморских проливов. Тогда уж точно будут гарантии того, что оружие, опробованное в ходе СКШУ «Кавказ-2016», не заговорит никогда и нигде, кроме как на учебном полигоне.
Юрий Рубцов