ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Военные учения в Грузии и перспективы укрепления позиций США и НАТО на Кавказе
 
 

Военные учения в Грузии и перспективы укрепления позиций США и НАТО на Кавказе

E-mail Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

11 мая в Грузии начались трехсторонние учения «Noblе Partner» / «Достойный партнер – 2016». Год назад они были двусторонними грузино-американскими. В этом году к ним присоединилась третья страна – Великобритания. В учениях, которые продлятся до 26 мая,  принимают участие 1 тысяча 300 военных: 500 из Грузии, 650 военных армии США и 150 – из Великобритании.

Местом передислокации американских подразделений стал грузинский порт Батуми. В конце апреля, до начала учений в столицу Аджарии прибыла военная делегация США и НАТО, участники которой сделали заявления грузинским журналистам о том, что их интересует, насколько быстро можно перебросить в Батуми их технику.

Значимость этой инспекции подчеркивает то обстоятельство, что делегацию высокопоставленных военных чиновников во главе с командующим армией США в Европе генерал-лейтенантом Фредериком Бен Ходжесом в Батумском международном аэропорте встречал начальник генерального штаба Вооруженных Сил Грузии генерал-майор Вахтанг Капанадзе.

Из аэропорта военные США и НАТО поехали в Батумский морской порт и на месте ознакомились с его возможностями, гостю также была предоставлена информация о логистическом обслуживании, которое грузинская сторона предлагает странам-партнерам и НАТО, в том числе, и в целях проведения двусторонних и многосторонних мероприятий. Естественно, что во время инспекции в порт разговор коснулся также доставки в Батуми к учениям «Noblе Partner-2016» американской военной техники. «Цель их визита – ближе познакомиться с теми возможностями, которые имеют морские порты в акватории Черного моря, в том числе, в Грузии», – заявил генерал майор Вахтанг Капанадзе

Это подтвердил и глава делегации генерал-лейтенант Ходжес. «В составе нашей делегации есть офицеры из европейского командования США, а также армий Соединенных Штатов Америки, НАТО и стран Европы. Мы прибыли в Грузию, чтобы ознакомиться с возможностями Батумского порта – насколько быстро мы сможем перебросить сюда нашу технику. Часть нашей делегации представляют офицеры из сферы логистики. Мы приехали в Грузию, чтобы показать вашей стране, моему хорошему другу и очень хорошему военному – генералу Капанадзе, что продолжаем сотрудничать с Грузией, продолжаем работать для улучшения нашей совместимости. Скоро в Грузии пройдут совместные учения «Noblе Partner» — 2016», – поведал он. – Именно через это место в страну прибудет отправленная из Болгарии на пароме танковая рота армии США. Поэтому я хотел увидеть это место, ознакомиться с ним».

Однако, несмотря на столь внушительную инспекцию, в итоге, в преддверии учений «Noblе Partner» – 2016», тяжелая бронетехника (8 танков Abrams M1A2 и 7 БМП Bradley М2АЗ) прибыла не в Батуми, а в Поти.

Грузинский военный эксперт Вахтанг Маисая сообщил влиятельному в Грузии изданию «Резонанси» («Резонанс»), что по его мнению, на предстоящем 8-9 июля варшавском саммите НАТО главной темой повестки дня будет то, как следует защищаться от того, что на Западе именуют «военной агрессией России», и от других «угроз». По словам эксперта, в эту концепцию укладывается и новая инициатива Румынии, которая была озвучена благодаря американцам, о размещении в акватории Чёрного моря постоянно действующих военно-морских группировок. В частности, по мнению Маисая, «речь идет и трех государствах – членах НАТО – Румынии, Болгарии и Турции. Основное ядро этого проекта составляют эти три страны, а Грузия и Украина в этом случае рассматриваются в числе стратегических партнеров евроатлантического альянса. На варшавском саммите по этому поводу, видимо, утвердят специальную концепцию. Шестой флот США, который дислоцируется в Средиземном море, сейчас выполняет именно ту функцию, какую военная группировка НАТО будет выполнять в акватории Чёрного моря. Соответственно, как видно, речь идет именно об этом, и Батумский порт хотят использовать для технических или логистических целей».

Нынешние учения «Noblе Partner» – вторые по счету. Интересно провести некоторые сравнения с предыдущими.  В прошлом году американцы впервые привезли в Грузию БМП Bradley М2АЗ и танки Abrams M1A2. Иным был количественный и национальный состав участников учений, состоявший приблизительно из 200 американских и 400 грузинских военных.

В сентябре прошлого года Грузия присоединилась к силам быстрого реагирования НАТО. Из стран, не входящих в НАТО (помимо Грузии) в силах быстрого реагирования участвуют Финляндия, Швеция и Украина. Целью этих сил, созданных в 2003 году, является участие в миротворческих операциях, оказание помощи во время бедствий, противодействие кризисам до их эскалации.

Очевидно, что американцам сейчас важно отработать логистику, а затем, в случае необходимости, нарастить масштабы учений.

Простой взгляд на карту говорит о том, что подразделения НАТО и прежде всего американские части, могут быть переброшены в Грузию по морю, воздуху и суше.

По воздуху. Принять большие транспортные самолеты могут гражданские аэропорты в Тбилиси, Кутаиси и Батуми, а также военные аэродромы в Марнеули и Сенаки. В перспективе крупные транспортные самолеты могут принять аэродромы в Вазиани и Тбилисского авиационного завода. При этом, грузинские эксперты вспоминают, что во время войны «08.08.08» российские самолеты разбомбили практические все вышеупомянутые аэродромы за исключением международного аэропорта в Тбилиси.

По суше. По суше американская и натовская техника может быть переброшена в Грузию только через Турцию. Так как тяжелой техники у американских боевых частей в Турции недостаточно, её надо будет перебрасывать из Центральной Европы через Болгарию и Турцию. В отличие от 2003 года, когда Анкара не пропустила американские войска через свою территорию в Ирак, с учетом нынешней ситуации в российско-турецких отношениях, вероятно, последняя согласится на прохождение тяжелой американской техники в Грузию.

По морю. Тяжелая американская военная техника может быть переброшена по морю на паромах из болгарских (Варна и Бургас) и румынских (Констанца) портов в Батуми или Поти. Но при этом, очевидно, что российские ВКС и ВМС могут вывести из строя не только эти паромы, но и нанести массированные удары по причалам портов в Батуми и Поти, что надолго остановит мореходство для торговых судов и вызовет в Грузии экономический кризис.

Таким образом, по мнению грузинских экспертов, гарантированных и безопасных вариантов доставки оперативно значащей американской военной помощи Грузии не просматривается. Поэтому, для Грузии и США будет лучше, если на грузинской земле будет размещена американская военная база.

Пока же Грузия вынуждена довольствоваться другими компонентами военного сотрудничества с НАТО:

— проведение на грузинской территории совместных учений, список которых вовсе не исчерпывается «Noblе Partner». Кстати, главной целью учений «Noblе Partner — 2016» является повышение уровня боеспособности роты грузинских военнослужащих до уровня, необходимого для получения официальной лицензии НАТО. В перспективе, эта рота должна быть представлена в составе сил быстрого реагирования альянса. Сценарий учений предусматривает проведение таких военных операций, как поддержание стабильности, атака и оборона, в том числе и отдельных важных объектов.

Помимо учений «Noblе Partner», с 2011 года в Грузии регулярно проводятся ежегодные командно-штабные учения Agile Spirit («Проворный дух») с участием подразделений государств – членов альянса.

— развертывание учебно-тренировочных центров НАТО. В частности, предполагается открытие до конца мая учебно-тренировочного центра Североатлантического альянса в Крцаниси (недалеко от Тбилиси). Развертывание центра началось ещё в августе 2015 года в рамках пакета мер, содействующих Грузии в ее стремлении к членству в Североатлантическом блоке;

— развертывание на территории страны различных военных объектов стран НАТО. Прежде всего речь идет о военно-биологическом объекте министерства обороны США, который называется «Центр исследования общественного здоровья (ЦИОЗ) им Ричарда Лугара». Общая площадь ЦИОЗ, расположенного в поселке Алексеевка вблизи Тбилиси – 2,5 тыс. кв м и. Объект функционирует с 2011 года.

Всё это предполагает, что «…в Грузии будет больше НАТО, а в НАТО будет больше Грузии», и, как полагают в Тбилиси, приведёт в итоге к размещению на территории страны базы США с последующим членством в НАТО. В свою очередь, по мнению как нынешней правящей администрации, так и актуальной оппозиции, именно это и должно обеспечить безопасность страны.

Естественно, что такой ход событий, когда инфраструктура блока НАТО приближается к российским границам, не может устраивать Москву. Отсюда – соответствующая резкая реакция МИД России: «Рассматриваем столь последовательное «освоение» натовскими военными грузинской территории как провокационный шаг, нацеленный на сознательное раскачивание военно-политической обстановки в Закавказском регионе. В немалой степени этому способствует и откровенное потакание Вашингтоном и его союзниками реваншистским устремлениям Тбилиси».

В день прибытия американской тяжелой техники в Поти Министр обороны Сергей Шойгу приказалначать подготовку к учениям «Кавказ-2016», которые пройдут в сентябре на территории Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов.

Реакция Москвы была прогнозируемой для Тбилиси и не вызвала там особого беспокойства. Оно и понятно, ведь после августовской войны 2008 года в обновленной концепции национальной безопасности Грузии (2011 г.) Россия из «партнёра» трансформировалась в страну, которая представляет «главную угрозу и вызов».

Таким образом, уровень военной активности в регионе Большого Кавказа остается достаточно высоким. При этом следует учесть не только интенсивность военной подготовки, численность личного состава и техники задействованных на тренировках и учениях, также резко возросший уровень напряженности вокруг Нагорного Карабаха.

Что касается Грузии, то помимо тесного сотрудничества с НАТО напрямую, пытается обеспечить свою национальную безопасность через следующие форматы:

— прямое тесное военно-политическое сотрудничество с США, которые рассматриваются в Тбилиси как «стратегический партнер»;

— военно-политическое и экономическое сотрудничество со странами ГУАМ, в котором Украина и Азербайджан рассматриваются как «стратегические партнеры»;

— военно-политическое сотрудничество с Турцией и Азербайджаном, в котором Анкара рассматривается как «стратегический партнер»,

— двусторонне военно-политическое сотрудничество с Турцией, являющейся куратором блока НАТО в регионе Южного Кавказа. Кроме того, Анкара является главным лоббистом членства Грузии в Североатлантическом блоке;

— военно-политическое сотрудничество с Болгарией и Румынией, которые являются де-факто союзниками Грузии в Причерноморье. Некоторые грузинские эксперты при этом, в перспективе рассматривают сценарии, согласно которым Чёрное море становится «морем НАТО», когда все страны, имеющие здесь береговую линию, станут потенциальными противниками России.

Несмотря на все устремления грузинской элиты, пока нет никаких симптомов того, что страна получит план действий по членству в НАТО (Membership Action Plan – MAP). И дело здесь не только в том, что Грузия не удовлетворяет ряду ключевых параметров, необходимых для получения МАР, но и потому, что «старые» участники блока, в лице Германии, Франции, Бельгии и некоторых других стран, не поддерживают устремлений Тбилиси. Главная причина такой позиции состоит в нежелании иметь еще одну причину для конфронтации с Москвой.

В сложившейся ситуации Грузии приходится удовлетворятся вышеуказанными формами сотрудничества. Что касается США, то они используют устремления грузинской элиты в своих интересах.

В частности, в Вашингтоне могли внимательно изучить грузинскую историю, найдя там сюжеты о том, что грузинские вооруженные формирования нередко успешно воевали в составе войск различных империй (прежде всего, Персидской и Российской). Данный исторический сюжет сегодня активно используется американцами: в обмен на военное сотрудничество, финансовую помощь и опеку США, Грузия посылает свои воинские контингенты в зоны военных конфликтов. В частности, речь идёт об Ираке, Афганистане (грузинский контингент был самым большим не из числа стран НАТО) и даже о далёкой Центрально-Африканской Республике.

Интересно, что аналогичные страницы есть и в истории Армении, но возможность американцев активно их использовать куда более ограничена, так как Ереван является союзником Москвы.

* * *

Учения «Noblе Partner – 2016» в целом не рассматриваются в качестве прямой угрозы безопасности Армении по следующим причинам:

— в них не участвует турецкий или азербайджанский воинский контингент;

— Армения, оставаясь членом ОДКБ и союзником России, не сворачивает своего сотрудничества с блоком НАТО в раках программы индивидуального партнерства (IPAP);

— США не рассматривается в Ереване как враждебная страна;

— нет никаких симптомов того, что прибывшая на учения в Грузию тяжелая техника останется там на постоянной основе.

Собственно в качестве угрозы, причем неконвенциональной, со стороны Грузии в Ереване могут рассматривать лишь нахождение на территории соседней страны военно- биологического объекта министерства обороны США.

С точки зрения национальной безопасности, статус Армении в глазах Тбилиси резко отличается от статуса Москвы, хотя, безусловно, там учитывают фактор тесных российско-армянских отношений в военно-политической сфере. При этом всё же заметим, что в вышеупомянутой концепции национальной безопасности Грузии до 2011 года отношения с Арменией характеризовались как «прагматичное сотрудничество», а затем были трансформированы в «тесное партнерство». При этом следует учесть, что Армения, сухопутные коммуникации которой блокируются со стороны Турции и Азербайджана, зависит от Грузии в коммуникационном плане.

Как нам представляется, дальнейшее тесное военное сотрудничество Грузии с НАТО как с организацией и её отдельными членами (прежде всего США и Турцией) будет продолжаться достаточно интенсивно. Однако следует учитывать возможность развития и других сценариев развития событий.

При этом нельзя исключать, что со стороны Грузии и России будут сделаны некоторые шаги для выхода из кризиса в двусторонних отношениях.  В частности, обращаем внимание на недавнее заявление главы внешнеполитического ведомства Грузии о том, что при соответствующих обстоятельствах и в случае подготовки, не исключена его встреча с российским коллегой Сергеем Лавровым.

Саркис Мартиросян

Фото: Reuters

Источник: Военно-политическая аналитика