С начала 2000-х годов все более очевидно возрастает стратегическое значение Арктики и её ресурсов, что находит своё отражение в арктических стратегиях многих стран мира. Одной из таких стран являются Соединенные Штаты Америки.
На сегодняшний день Вашингтон обладает фундаментальными интересами в Арктике в сфере национальной безопасности и экономики, демонстрируя готовность действовать независимо, а также в союзе с государствами-сателлитами по защите этих интересов. Помимо прочего, Белый дом заинтересован в максимально выгодной для себя реализации принципа свободы мореплавания и хозяйственной деятельности, поскольку США не являются участниками конвенций ООН по морскому праву, дающих возможность оформить претензию в спорных ситуациях по разделу арктического шельфа.
Среди главных направлений американской стратегии в Арктике можно выделить военно-стратегические интересы, среди которых основными являются:
- развертывание системы противоракетной оборона и раннего предупреждения;
- дислоцирование наземных и морских средств для стратегической переброски сил;
- сдерживание военной агрессии;
- присутствие ВМС и проведение операций в море;
- свобода авиаперелетов и систем навигации.
При этом в целях защиты указанных интересов Вашингтон в случае острой необходимости будет действовать в одностороннем порядке.
Вторым по значимости направлением выделяется обеспечение внутренней безопасности по предупреждению террористических угроз и иных преступных деяний, углубляющих уязвимость США в арктическом регионе. По мнению ряда экспертов, данный пункт определяется стремлением Вашингтона обеспечить в перспективе легитимность военных и специальных операций в Арктике под эгидой борьбы с международным терроризмом.
Третье направление – политико-экономические интересы, включающие усиление американского присутствия и активизацию различных видов деятельности в регионе при параллельной демонстрации морского могущества США в Арктике. В рамках юрисдикции по Арктике Вашингтон намерен не только защищать суверенные права на свою исключительную экономическую зону и осуществлять «надлежащий контроль» прилегающей акватории. Высшим национальным приоритетом называется свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России.
Кроме того, арктическая стратегия США включает активное участие национальных вооруженных сил в проведении военных учений и накоплении опыта ведения спецопераций в арктическом регионе. Принимая во внимание расширение акваторий в Арктике, предполагается, что к 2020 году американские военные должны быть готовы к участию в операциях в арктической зоне. Кроме того, стратегия содержит пункт о том, что к 2030 году должно быть проведено наращивание сил и средств для защиты сухопутных, морских и воздушных границ США в Арктической зоне.
Кроме того, Пентагон планирует привлекать государства-участники блока НАТО к сбору и анализу информации в регионе. В то же время, по планам Белого дома, предполагается серьезное повышение эффективности механизма информационного обеспечения и предупреждения для всех структур, действующих в Арктике.
Минобороны США отвечает за мониторинг воздушно-космического, морского, сухопутного и кибернетического пространств в арктическом регионе. Вместе с тем, предусматривается развитие адаптированных к полярным условиям автоматизированных систем управления, связи, разведки и наблюдения, которые обеспечат применение высокоточного оружия и управление боевыми действиями в масштабе реального времени.
В Пентагоне планируют развивать инфраструктуру и необходимые системы и средства, обеспечивающие безопасность в Арктике в соответствии с постоянно изменяющейся обстановкой. При этом в целях снижения затрат в указанной области, американские военные будут по максимуму привлекать различные коммерческие, государственные и международные структуры.
Также следует отметить, что противоречия (явные и скрытые) между Россией и США по вопросам Арктики существуют по нескольким направлениям. Как и многие другие государства, США стремятся к тому, чтобы статус Севморпути, проходящего вдоль арктического побережья России, стал международным. В случае реализации этих планов РФ не только лишится значительных доходов за пользование маршрутом другими государствами, но и объективно повысится военно-стратегическая уязвимость РФ с северного направления.
По-разному Москва и Вашингтон относятся к ведущей региональной организации – Арктическому совету. Если Россия заинтересована в расширении полномочий Совета, то в Директиве 2009 г. прямо говорится, что США считают Совет только форумом для обсуждения и выступают против придания ему статуса международной организации, вырабатывающей обязательные для исполнения решения.
С другой стороны, США всячески поддерживают активизацию НАТО в Арктике, фактически выталкивая другие международные организации (Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона, в котором США не участвуют). При существующем характере отношений между Россией и НАТО такие шаги будут иметь негативные последствия для России, не имеющей надежных союзников в Арктике.
До тех пор, пока США не ратифицируют Конвенцию ООН по морскому праву, сохраняется возможность обострения споров с Россией по разграничительным линиям в арктических морях и по границе шельфа. Следует помнить, что США негативно относятся к попыткам РФ расширить зону своего шельфа за счет хребта Ломоносова и поднятия – Менделеева. В 2001 г. под давлением Госдепартамента на Комиссию ООН по границам континентального шельфа, российская заявка была отклонена. Россия не ратифицировала договор с США о разграничительной линии в Беринговом море.
Сотрудничества следует ожидать только на тех направлениях, где США не обойтись без российского участия.
Эксперты неправительственной организации Share the Worlds Resources, выполняющей консультативные функции при Экономическом совете ООН, связывают арктическую стратегию США с более общими гегемонистскими амбициями – взять под контроль мировые запасы сырой нефти.
О серьезной подготовке к односторонним действиям говорят планы американских военных, считающих, что Арктика должна рассматриваться как отдельный район операций, который требует изменения границ ответственности Тихоокеанского и Европейского региональных командований в пользу Северного. В частности, Аляска с ее инфраструктурой НОРАД и часть прилегающей морской акватории должны быть переданы в ведение Северного командования. Предлагается, что это командование будет отвечать за огромные территории по периметру вокруг полюса – от Камчатки к северу Гренландии, далее к Земле Франца-Иосифа, Новосибирским островам и к острову Врангеля.
Решение Пентагоном всех указанных в стратегии задач связано с определенными рисками, и прежде всего с неопределенностью последствий изменения климатических условий в Арктике, а также с действующими ограничениями в области оборонных расходов. В документе подчеркивается, что происходящее сокращение военного бюджета не позволит выделять значительные финансовые средства в развитие военной инфраструктуры Арктики и ледокольного флота. А это в значительной степени замедлит военное освоение Арктики.
Новая стратегия МО еще раз подтвердила значение Арктики как региона, где в будущем могут возникать вооруженные конфликты. Однако в ней указывается, что в ближайшей перспективе риск военной конфронтации в этом регионе довольно низок. Важным отличием новой стратегии Пентагона в Арктике от предыдущих документов подобного рода является намерение укреплять доверие между военными структурами США и других стран этого региона, включая Россию.
Следует отметить, что на базе данной стратегии 24 февраля прошлого года военно-морское ведомство США разработало «Арктическую дорожную карту ВМС 2014-2030», в которой конкретно сформулировано, что будут делать ВМС для обеспечения превосходства США в этом регионе в указанный период.
Этот документ является обновленной версией «дорожной карты» 2009 года. Основные дополнения касаются климатических изменений, которые произошли в последние годы в Арктике. В «карте» подчеркивается важность расширения присутствия и повышение возможностей ВМС США на арктическом ТВД.
Пока непонятно, чем завершатся гигантские усилия США по захвату Арктической зоны. Бойцы Пентагона пока только пытаются стать квалифицированными специалистами, способными воевать в лютые морозы. А вот солдаты, моряки и летчики России, которая является главным оппонентом США на Дальнем Севере, уже давно знают, что такое Арктика и как нужно действовать в этом регионе.
Юлия Беликова