США угрожают поставками оружия «умеренной» оппозиции в случае провала перемирия в Сирии
Прошедшая неделя ознаменовалась в Сирии целым рядом событий, которые так или иначе скажутся на дальнейшем развитии ситуации в стране. Это и состоявшиеся в среду парламентские выборы, и начавшийся в тот же день второй раунд межсирийских переговоров, и наступление правительственных сил в провинции Алеппо.
Выборы, в которых имели возможность проголосовать 80 процентов сирийских граждан, были проведены в определённое законом время. Они проходили на многопартийной основе в соответствии с конституцией, утверждённой на референдуме 26 февраля 2012 года. По мнению многих наблюдателей, парламентские выборы стали ещё одним подтверждением тому, что, несмотря на внешнее давление и сложную социальную ситуацию внутри страны, сирийское государство остаётся весьма устойчивой конструкцией, которая опирается на поддержку большинства граждан, в том числе суннитов.
На выборах в парламент – в Сирии он называется Народный совет (Меджлис аш-Шааб) – за 250 депутатских мест борьбу вели 3,5 тысячи кандидатов. Участки были открыты в 13 из 15 провинций. Исключение составили Идлиб и Ракка, которые контролируются вооружёнными группировками экстремистов. В голосовании приняли участие 57,56 процента избирателей.
Накануне голосования заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад заявил журналистам, что сирийское правительство не возражает против проведения новых парламентских выборов по итогам переговоров с участием оппозиции в Женеве. «Если в ходе переговоров в Женеве будет принято решение о необходимости проведения подобных парламентских выборов, то они будут проходить, – сказал он, сообщило агентство ТАСС. – У сирийского руководства нет возражений провести новые выборы».
Как отметил Микдад, в соответствии с результатами переговоров не исключена реформа парламента. «Даже название парламента можно будет изменить согласно новой конституции, – подчеркнул он. – Можно будет создать двухпалатный парламент, сейчас он однопалатный».
Говоря о нынешних выборах в парламент, Микдад указал, что они состоятся в соответствии с положениями действующей конституции. «Правительство обязано уважать конституцию, – подчеркнул он. – Конституция требует проведения подобных выборов для продолжения парламентской жизни…»
То есть выборы были необходимы, чтобы обеспечить поддержание функционирования легитимных органов государственной власти. И на территории страны, находящейся под контролем правительства Сирии, голосование на более чем семи тысячах избирательных участков было проведено без сбоев и угроз для безопасности его участников.
Официальный Дамаск заявляет, что не намерен уступать давлению, инициируемому западными странами
Эта, заметим, вполне разумная и обоснованная позиция руководства Сирии никак не устраивает те внешние круги, что стояли за инициированием гражданской войны. США и ряд их союзников, в том числе в арабском мире, объявили выборы в Сирии недействительными ещё до их начала. От участия в них отказались представители так называемой внешней оппозиции и ряд объединений оппозиции внутренней. Согласно заявлению госдепа США, сложно представить заслуживающими доверия выборы, когда «так много граждан не участвуют в выборах, потому что были вынуждены бежать из своей страны, из своих домов, из своих общин».
Тем временем в Женеве начался второй раунд переговоров, притом на них вновь не представлены все стороны сирийского конфликта. Курды из партии «Демократический союз» и в этот раз не получили приглашения на них, хотя вооружённые формирования этой партии контролируют большую часть северных районов страны, что делает её наиболее влиятельной на землях двух миллионов сирийских курдов.
Главным противоречием на переговорах остаётся вопрос о дальнейшей судьбе президента Сирии Башара Асада. Делегация оппозиционного высшего комитета по переговорам (ВКП) настойчиво требует ухода сирийского лидера и ряда знаковых фигур его правительства. Официальный Дамаск, в свою очередь, заявляет, что не намерен уступать давлению, инициируемому западными странами, и подчёркивает, что решение вопроса о главе государства – прерогатива народа Сирии, а позиция ВКП препятствует достижению компромисса.
Напряжение на переговорах создаёт также военно-политическая ситуация в Сирии. В ряде провинций продолжаются ожесточённые боестолкновения. Воодушевлённое освобождением Пальмиры сирийское военное командование, владея инициативой, активизировало наземные действия, чтобы, по словам замминистра иностранных дел Сирии Фейсала Микдада, подготовить дальнейшее наступление на позиции «Исламского государства» в Ракке и под Дейр-эз-Зором. Однако эти действия против группировок, признанных ООН террористическими (ИГ и «Джебхат ан-Нусра»), трактуются оппозицией и Западом как нарушение перемирия.
В СМИ США уже организована «утечка», согласно которой имеется некий план Б, предполагающий поставки противникам Асада более мощного оружия, в том числе переносных ЗРК, чтобы затруднить поддержку правительственных сил с воздуха.
Анна Полякова