На фоне борьбы российских авиасоединений с террористами в Сирии отчётливо бросается в глаза проведение Турцией откровенной агрессивной внешней политики. Учитывая последние события на Ближнем Востоке, турецкое руководство делает особую ставку на боевую авиацию.
Анкара – ближневосточный жандарм
На протяжении всего своего существования Турецкая республика проводит агрессивный внешнеполитический курс с целью обретения так называемого «особого статуса» на Ближнем Востоке. Причём вступление Турции в НАТО только усилило её гегемонистские устремления.
Нужно признать, что Военно-воздушные силы играют всё большую роль во внешнеполитической экспансии официальной Анкары. При этом Запад всегда использовал и продолжает использовать Турцию в качестве своеобразного антироссийского тарана; наличие авиационных группировок вблизи границ Сирии и Ирака имеет географическое и временное преимущество при планируемых провокациях против сопредельных государств. Авиабазы «Конья» и «Эскишехир», «Диярбакыр» и «Бакиркой», «Инджирлик» и «Мерзифон» – вот далеко не полный их список, которые используются не только Военно-воздушными силами самой Турции, но и авиакрыльями других государств Североатлантического альянса. Всего на территории страны имеется 34 аэродрома с развитой инфраструктурой.
Несмотря на так называемый «режим перемирия» в Сирии, со стороны турецкого руководства продолжается подготовка к агрессии против Дамаска. При этом СМИ подчеркнули тот немаловажный факт, что ещё 17 февраля курды провели удачный рейд в Анкаре недалеко от штаб-квартиры вооружённых сил Турции, парламента и других правительственных зданий. В результате атаки погибло 28 человек (22 из них – военные пилоты).
Военно-воздушные силы Турции, по приблизительным данным, насчитывают 260 многоцелевых истребителей F-16С/F-16D/F-16СJ Block 30/Block 50+ (часть машин была произведена по лицензии в самой Турции фирмой «Turkish Aerospace Industries»); 47 истребителей-бомбардировщиков F-4E «Фантом» (модернизированы израильскими специалистами до версии F-4E «Терминатор 2020»), 66 многоцелевых истребителей F-5A «Тайгер» (48 машин проходят модернизацию до версии F-5S). 27 морально устаревших NF-5А/NF-5B канадского производства; авиапарк учебно-тренировочных самолётов имеет в своём составе 70 машин Т-38А/Т-38М, 55 Т-37B/T-37C, 28 Т-41D, поставленных из США, 40 самолётов KAI KT-1 «Woongbi» южнокорейского производства, 34 Marchetti SF.260D, поставленных из Италии. Военно-транспортная авиация имеет на вооружении 34 самолёта C.160 «Трансалл» франко-германского производства, 26 машин С-130 «Геркулес» различных модификаций, 61 Tusas CN-235M (испанский самолёт фирмы CASA, часть машин также производилась в Турции по лицензии), три «транспортника» А400М (всего заказано 10 машин данного типа), семь топливозаправщиков KC-135R, четыре самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Е-737-700. Авиация сухопутных сил насчитывает до 100 лёгких самолётов различных типов и модификаций.
Вертолётный парк (большинство винтокрылых машин числятся в составе сухопутных войск), насчитывает 126 многоцелевых вертолётов UH-1Н «Ирокез», 98 десантных UH-60 «Блэк Хок», 49 разведывательных AB-204/206, 44 ударных вертолёта АН-1F/АН-1W «Супер Кобра» (все – американского производства), 109 военно-транспортных машин AS.532UL французского производства, 20 ударных вертолётов Т-129 (созданы на базе итальянского А129 «Мангуст», в дальнейшем планируется построить 70 машин), 18 многоцелевых вертолётов Ми-17 (используются в жандармерии). Численность личного состава ВВС достигает свыше 60 тыс. человек.
Авиация ВМС Турции имеет на вооружении семь патрульных самолётов CN-235М, а также 26 многоцелевых и транспортных вертолётов различных типов.
При этом, несмотря на экономические трудности, вызванные российскими санкциями и существенным падением прибыли от контрабандного нефтяного бизнеса, Анкара увеличила расходы на модернизацию своих вооружённых сил и решила воспользоваться ослаблением Сирии и Ирака, чтобы продемонстрировать возможности своей боевой авиации. Так, турецкое командование рассматривает возможность закупки дополнительных самолётов ДРЛО; если правительство Р. Эрдогана одобрит запрос в рамках реализации опциона к базовому контракту с компанией «Боинг», в этом случае будут заказаны ещё два самолёта E-737-700 в рамках программы «Peace Eagle».
Однако при более глубоком анализе ситуации станет ясно, что в случае прямого военного конфликта с Россией турецкие авиасоединения попросту прекратят своё существование. И в настоящее время янычарам живётся очень неспокойно, желая быть под прикрытием Вашингтона.
Авиация и геополитика: что дальше?
Говоря о геополитической стратегии Турции, необходимо отметить существенный момент. Дело в том, что её внешняя политика, в отличие от других стран НАТО, не является полностью зависимой от США, так как Р. Эрдоган проводит шовинистический курс, фактически унаследованный ещё от Османской империи. Более того, сформулированная ещё в конце XIX-начале ХХ веков концепция о создании так называемого «Великого Туранского царства», получила «второе дыхание». Рассмотрим лишь некоторые приоритетные агрессивные направления официальной Анкары:
Первое. Турция продолжает модернизацию своих авиабаз на северо-восточном направлении против России с прицелом на Крым, российский Северный Кавказ, а также на республики Закавказья.
Второе. Турки считают Сирию и Ирак зоной своих особых интересов, при этом они не желают её делить с кем бы то ни было, тем более что в упомянутых государствах есть природные ресурсы, в частности, богатые месторождения нефти и газа.
Третье. Также необходимо учитывать и подавление Турцией национально-освободительных движений: так, правящая верхушка до сих пор проводит массовые репрессии в отношении курдов и её главных сил – Рабочей партии Курдистана и Демократического союза Сирии, а распространение левых идей Турция считает для себя смертельной угрозой.
Ещё в 1990-х годах официальная Анкара энергично принялась за «переформатирование» постсоветского тюркского мира. Так, объявив себя «старшим братом» для тюркских государств, в 1992 году тогдашний президент Турции Тургут Озал высокопарно отметил, что «тюркский мир займёт доминирующее положение на евразийском пространстве от Балкан до Китайской стены».
Более того, 2 августа прошлого года Р. Эрдоган цинично заявил, что Турция никогда не признает народный референдум в Крыму, а основным приоритетом в нынешнем положении Украины является «покой, благополучие и безопасность крымских татар», причём турецкая сторона оказывает всяческую помощь киевской хунте (участие Анкары в энергетической блокаде Крыма тому подтверждение).
Анализируя внешнеполитическую экспансию Турции, нелишне вспомнить, что Анкара при каждом удобном случае старалась совершить агрессивную подлость против России (СССР): так, ещё летом 1942 года, в ходе Сталинградской битвы Турция, являясь сателлитом фашистской Германии, сосредоточила у наших границ 26 своих дивизий с целью нанести удар в спину Советского Союза.
Другой пример: в ходе двух чеченских войн Анкара была и является одним из главных спонсоров ваххабитского терроризма на Северном Кавказе (так, боевики проходили подготовку и лечение, получали финансирование за счёт турецкого правительства).
Однако Турция не ограничивается только политическими демаршами. Так, ещё в июне прошлого года Генеральный штаб турецкой армии начал готовиться к созданию первой авиабазы за рубежом. Военная база будет располагаться в Катаре, где будут дислоцированы не только элитные эскадрильи Военно-воздушных сил, но и части спецназа. Учитывая агрессивный настрой правительства Р. Эрдогана, фактически – это начало реализации далеко идущих экспансионистских планов.
При этом посол Турции в Катаре Ахмет Демирок заявил агентству «Рейтер», что «у Турции и Катара много общих интересов, а также есть «общие враги». Следует отметить, что обе страны открыто поддерживают террористические организации, например, запрещённых в Египте и некоторых других арабских странах «Братьев-мусульман», а также выступают за ужесточение антироссийской политики, причём все расходы на создание турецкой базы берёт на себя Катар.
Дальше – больше. Так ещё с 15 февраля ВВС Турции и Саудовской Аравии проводят совместные учения. На первом этапе в них принимали участие шесть саудовских истребителей F-15S. 26 февраля в Турцию прибыли ещё четыре машины, пополнив эскадрилью, прилетевшую в середине февраля. Таким образом, на турецкой авиабазе «Инджирлик» теперь дислоцировано больше двадцати саудовских истребителей F-15S и два «транспортника» С-130Н. Они уже проводят второй этап учений.
Комментируя манёвры, военный представитель Саудовской Аравии, бригадный генерал Ахмед аль-Асири цинично заявил, что «этот шаг был осуществлён в рамках борьбы с ИГИЛ на территории Сирии». Официально новые союзники отказались от проведения наземной операции, однако нет сомнений, что у них такой план имеется.
Учитывая разворачивающиеся события на Ближнем Востоке, возможны два главных сценария, причём в любом случае провальных для Турции:
· Россия продолжает антитеррористическую операцию в Сирии, оставшиеся коридоры снабжения экстремистов берутся под контроль сирийской армией. Турция, опасаясь поражения, не рискует развязать агрессию против Дамаска, что предопределяет скорый крах террористов в Сирии; тем самым влияние Анкары в регионе уменьшается.
· Турция, спасая «игиловцев» от полного уничтожения, начинает широкомасштабную войну против Сирии и курдов на севере Ирака; в ответ Россия наносит массированные авиаудары по турецким базам. В свою очередь, курды расширяют партизанскую борьбу против турецких войск; всё это в перспективе приводит к полному военному поражению Турции, разделу турецких территорий и созданию независимого Курдистана. Тем самым Москва существенно повышает своё военно-политическое влияние на Ближнем Востоке, при этом не исключено формирование нового антизападного блока (Сирия – Иран – Ирак – Курдистан).
Как было уже сказано, ВВС Турции не представляют сколько-нибудь серьёзной угрозы для авиации России; в то же время ни поставки западной авиатехники, ни помощь Саудовской Аравии не спасут османов от возможного поражения, а у эрдогановской Турции нет будущего.
Олег Усик