Беспрецедентный по своей необоснованности с турецкой стороны конфликт с Россией, тем не менее, может стать знаковым в мировой геополитической трансформации, навязанной неуемными амбициями мировых финансовых воротил. Россия в результате ряда событий второго десятилетия 21 века в очередной раз стала жертвой шоковой терапии. Возобновление холодной войны, экономические и политические санкции, финансовые трудности населения, нарастающий конфликт с Турцией поставили Россию перед целым рядом вызовов. Однако как это уже бывало, трудности вновь породили мощный мобилизационный импульс, который стал катализатором процесса позиционирования России на мировой арене в качестве сверхдержавы. Конечно, этот процесс сопряжен с целым рядом непреодолимых для многих трудностей, однако в приложении к нашей стране именно трудности и испытания всегда возвращали ей лидирующее положение. России еще предстоит пройти огонь, воды и медные трубы, но важно то, что она вступила на путь, который свойственен именно ей. Испытания, в течение четверти века, западной рыночной моделью и навязанными псевдодемократическими ценностями, не смогли полностью вытравить национальную идентичность и особенный склад характера россиян. Вряд ли найдется в мире страна, которую закаляют и делают тверже стали именно трудности. Мы, конечно, выстоим, как выстаивали наши предки.
Так что же это такое – нынешний конфликт с Турцией. Опыт предыдущих конфликтов показывает то, что Россия в войнах со своим черноморским соседом, как правило, защищала не только и не столько свои интересы. Агрессивная политика Турции, ее великодержавные, захватнические амбиции, как правило, разбивались о военную мощь России. Как видно история ничему не учит турецкие правящие круги.
Третье тысячелетие ознаменовалось для Турции резким экономическим подъемом, повышением уровня жизни населения, социально-политической стабильностью. И во многом это было обусловлено добрососедскими отношениями с Россией. Появление на политической арене Тайипа Эрдогана, ознаменовалось постепенным отходом от базовых принципов турецкого общества.
Поправ заветы Ататюрка, Эрдоган покусился на общественно-политическое устройство Турции, которое позволило этой стране уйти гораздо дальше по пути цивилизованного развития в сравнении с другими исконно исламскими странами. Возникает один большой вопрос почему? Кто он – сумасшедший? Нет. Недальновидный политик больной манией величия? Вряд ли. А не пешка ли он в большой геополитической игре, которой настало время ходить?
Эрдоган инициировал качественно новый виток развития идеи Пантюркизма. В связи с тем, что все тюркоязычные страны и тюркоязычные диаспоры ряда стран, по сути, объединены не языковой, а религиозной принадлежностью, распространение пантюркистской теории требовало конфессиональной ориентации. Возможно, этим, от части, определяется курс на исламизацию Турции. Возьмем пример России. Сотни турецких колледжей, медресе и университетов были открыты на территории западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа. Основной ориентацией этих учебных заведений была подготовка духовенства. Десятки пантюркистских общественных объединений на территории России и Центральной Азии финансируются Турцией. Сотни миллионов долларов тратит Турция на ползучую экспансию в умы граждан десятков стран. Порядка 170 миллионов граждан во всем мире потенциальные апологеты пантюркизма. Не исключено то, что Эрдоган стал инициатором нового витка шовинистической идеи «великого всемирного Турана». США и Англия в своем устойчивом противостоянии Ирану могли грамотно использовать идею Пантюркизма, по сути, и рожденную противостоянием Турции и Персии. Любая глобальная идея есть мощный инструмент геополитического передела.
Возможно, процесс инициирован извне именно под глобальный передел, который мы сегодня наблюдаем. Необходимо внимательно отнестись к событиям происходящим сегодня в Сирии, в приложении к возможности реализации нового «неожиданного» сценария. Выпущенный на волю «персидский лев», в схватке с апологетами пантюркистской идеи, может создать мощнейший и очень обширный очаг напряженности в мире. Роль и место России в этом сценарии пока, к сожалению, планируют режиссеры этого геополитического проекта. Во всяком случае, планируется навязать России действия по регулированию процесса в интересах режиссеров и продюсеров. Необходимо помнить то, что друг по своей воле в одночасье не может стать врагом. Необходимо понять глубинный процесс, создавшейся ситуации. Попытаться объективно осознать, чьи скрытые, долгосрочные интересы превалируют в данной ситуации. В противном случае придется таскать каштаны из огня для третьей, скрытой стороны. Страшен не Эрдоган, страшен сценарий, в котором он играет всего лишь одну из главных ролей.
Система планирования и своевременного разжигания конфликтов стала основным инструментом геополитического передела мира. Исследования любых процессов происходящих в геополитическом пространстве, в приложении инициации на их базе конфликтов, может существенно облегчить понимание, обоснование и планирование своих действий.
Рамиль Латыпов