В феврале 2011 года "арабская весна" добралась до Ливии, бразды правления которой на протяжении более 40 лет находились в руках полковника Муаммара Каддафи. Именно в Ливии внешнее вмешательство приобрело открытую форму и привело к самым катастрофическим последствиям.
ЛИВИЯ ДО РЕВОЛЮЦИИ
До начала "арабской весны" Ливия представляла собой обеспеченное нефтедобывающее государство с очень приличным уровнем жизни. В 2010 году ВВП на душу населения составлял 12,3 тыс. долларов США, тогда как в соседних Тунисе и Египте, также столкнувшихся с революцией, он достигал всего 4,1 тыс. и 2,7 тыс. долларов соответственно. С 1992 по 2003 год Ливия жила под санкциями СБ ООН (граждан Ливии обвинили в причастности к взрывам американского "Боинга" над Локкерби в 1988 г и французского лайнера в 1989 г), но после их снятия в страну потекли деньги международных инвесторов.
Придуманная Каддафи форма политического устройства – Джамахирия (в слове "джумхурия" (республика) он заменил корень "джумхур" (народ) на множественное число "джамахир" (массы)) – была далека от западной формы демократии, но в то же время включала в себя элементы исламского социализма и федеративного устройства. Впрочем, не ограниченная конституцией власть Братского вождя и руководителя революции – так звучала официальная должность Каддафи – автоматически делала его диктатором для Запада и либеральных кругов внутри страны.
ЗАПАД ВСТУПАЕТ В ИГРУ
В середине февраля в ливийских провинциях вспыхнули акции протеста с требованием ухода лидера Джамахирии, умело лавировавшего все эти годы в клановой и межплеменной системе. Оплотом противников Каддафи, объявивших о создании Переходного национального совета, стал город Бенгази. В стране началось военное противостояние правительственных войск и повстанцев, судьбоносное влияние на ход которого оказало прямое иностранное вмешательство.
17 марта США и его западные партнеры инициировали в Совете Безопасности ООН принятие резолюции, предусматривающей введение бесполетной зоны над Ливией. Россия и Китай решили не применять право вето, поскольку посчитали, что она не противоречит усилиям международного сообщества по урегулированию ситуации в стране. Однако на практике силы западной коалиции под руководством НАТО превысили мандат ООН и начали наносить воздушные удары по государственным, гражданским и военным объектам страны, встав тем самым на сторону повстанцев. В ходе налетов погибли несколько тысяч ливийских военнослужащих и гражданских лиц, среди которых были женщины и дети.
Триполи был захвачен повстанцами в конце августа, однако Каддафи не покинул страну и скрылся в Сирте – городе, в котором он родился. 20 октября при попытке покинуть родной город ливийский лидер был захвачен боевиками, подвергнут пыткам и убит. Кадры надругательства над телом полковника показали телеканалы всего мира, и даже у тех, кто не был сторонником Каддафи, они вызвали оторопь.
КОНЕЦ ЕДИНОЙ ЛИВИИ
По итогам "арабской весны" обильно орошенная бомбовыми ударами коалиции Ливия как единое государство фактически прекратила свое существование. После гибели Каддафи между различными кланами и вооруженными группировками началась борьба за власть как на государственном, так и региональном уровнях. Страна, по сути, погрузилась в гражданскую войну, где каждый хотел "урвать свой кусок пирога".
7 июля 2012 в Ливии состоялись парламентские выборы во Всеобщий национальный конгресс, в котором большинство мест заняли две конкурирующие партии – Альянс национальных сил и исламистская Партия справедливости и строительства. Противостояние исламистов и умеренных сил при поддержке части военных вылилось в еще один вооруженный конфликт, результатом которого стало установление в августе 2014 года двоевластия в стране. В городе Тобрук на востоке страны стала официально заседать признанная мировым сообществом Палата представителей, а в Триполи - поддерживаемый вооруженными группировками Всеобщий национальный конгресс. Причем каждая из сторон сформировала свое правительство и назначила его главу.
В настоящее время идет политический процесс, поддерживаемый международным сообществом, целью которого является создание правительства национального единства в Ливии.
Одной из главных причин, подтолкнувших ливийские противоборствующие стороны активизировать усилия по созданию единого органа управления страной, является угроза захвата территорий со стороны террористических группировок. Хаос, воцарившийся после свержения Каддафи, привлек пристальное внимание террористов всех мастей, решивших "выловить крупную рыбку" в "мутной ливийской воде". В страну стали массово прибывать члены ИГИЛ, Аль-Каиды (организации, запрещенные в России), которые, кооперируясь с местными террористическими группировками, стали представлять огромную опасность самому существованию государства.
В настоящее время ИГ активно стремится расширить свое присутствие в Ливии, особенно после взятия в этом году под контроль городов Сирт и Дерна. Террористы предпринимают попытки продвижения вглубь страны с целью захвата нефтяных скважин, что позволит им заняться любимым делом – торговлей нефтью.
Разница в социально-экономических показателях 2010 года – последнего полноценного года при правлении Каддафи - и 2015 года видна отчетливо: ВВП понизился более чем вдвое, упав с 74,8 млрд. долларов США до 29,7 млрд.; ВВП на душу населения сократился на 7,6 млрд. долларов, составив 4,7 млрд.; совокупный государственный долг увеличился с 1,6% от ВВП страны до 50,5%; инфляция подскочила с 2,5% до 8%; международные резервы снизились со 106 млрд. долларов до 93 млрд. в 2014 году; численность населения уменьшилась 6,265 млн. человек до 6, 258 млн. человек в 2014 году.