Главы МИД стран-участниц НАТО 2 декабря официально пригласили Черногорию стать 29-м членом Североатлантического альянса. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг ожидает, что переговоры о вступлении страны в альянс завершатся в начале следующего года, после чего потребуется ратификация парламентами стран-членов организации.
При этом Столтенберг подчеркнул, что это решение «не направлено против кого-либо, в том числе против России». По его словам, подобная политика «открытых дверей» способствует безопасности и стабильности. Тем не менее, в заявлениях российских официальных лиц оценка нынешнего демарша НАТО крайне отрицательная.
Москва расценила эту инициативу как откровенно конфронтационный шаг, который напрямую затрагивает интересы России. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что приглашение в НАТО Черногории повлечет ответные действия со стороны России. «На самых различных уровнях всегда Москвой отмечалось, что продолжающаяся экспансия НАТО на Восток не может не приводить к ответным действиям с Востока, то есть российской стороны, в плане обеспечения интересов безопасности и поддержания паритета интересов», — сказал Песков. Однако он считает преждевременным говорить о конкретных ответных мерах.
В российском МИДе подчеркнули, что «альянс в очередной раз подтвердил неизменность взятого курса на безоглядное расширение своего геополитического пространства, искусственное деление государств на «своих» и «чужих», продвижение представлений о собственной безопасности в ущерб безопасности других».
В Государственной думе России отметили, что «стремление режима Мило Джукановича, правящего Черногорией уже 25 лет, вступить в НАТО противоречит воле подавляющей части народа этой страны«.
Постоянный представитель России при альянсе Александр Грушко отметил, что расширение НАТО приведет к серьезным последствиям для европейской безопасности. «Тот ресурс добрососедства, который был в российско-черногорских отношениях, он просто исчезнет. Это скажется очень серьезно на всей совокупности политических, экономических и других отношений «, — считает Грушко.
Против расширения НАТО за счет Черногории выступил также и Китай. Как заявила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, Пекин внимательно следит за переговорами между альянсом и балканской страной и не приветствует этот шаг НАТО. «Международное сообщество должно отказаться от идей «холодной войны» и утвердить новую концепцию всеобщей, комплексной, основанной на сотрудничестве и устойчивой безопасности», — отметила она.
Именно НАТО в 1999 году начали бомбежки Югославии, в состав которой входила и Черногория, напомнил член экспертного совета Военно-промышленной комиссии России Виктор Мураховский. «Эта маленькая страна испытала на собственной «шкуре» миротворческие способности НАТО. Поэтому никаких ощутимых привилегий от вступления в альянс она не получит, скорее, наоборот. Что же касается интересов альянса, то для него Черногория в первую очередь интересна как театр военных действий, а не в качестве новой боевой единицы», — полагает Мураховский.
Военный обозреватель «Комсомольской правды» полковник в отставке Виктор Баранец подчеркнул, что НАТО продолжает вести деструктивную политику, препятствуя налаживанию международного диалога. «Вступление Черногории в НАТО — недружественный шаг по отношению к России. Несмотря на тысячи наших просьб не расширяться, не углублять в Европе свои структуры, альянс откровенно их игнорирует. И прием Черногории в НАТО говорит о том, что альянс продолжает расширять свой состав. Другой вопрос — является ли для России Черногория принципиальной военной угрозой? Если суммировать сегодняшний боевой потенциал Черногории (примерно 2500 тыс. личного состава), то становится понятно: никакой военной угрозы он не несет. Здесь — дело принципа. НАТО лишь усугубляет отношения с Россией, продолжая гнуть свою линию и выстраивая европейскую инфраструктуру» — подчеркнул эксперт.