24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24 Российских Воздушно–Космических сил, выполняя задание в рамках глобальной операции по борьбе с запрещённой в большинстве стран мира террористической организацией исламистско-фашистского толка, называющей себя «ИГИЛ», был сбит на высоте шесть тысяч метров. Казалось бы, война есть война, тут ничего не поделаешь. Если бы не несколько «но».
Первая боевая потеря с момента начала одной из самых успешных на настоящий момент военных операций современности, пришлась, как это ни странно, не от рук вага, как это могло бы (и в принципе было бы логичным) быть, не от поставляемых зенитно-ракетных комплексов, тайно, с молчаливого согласия так называемых заокеанских «партнеров», переправляемых из «евробанутой Украины». Удар этот пришелся ни от кого иного, как соратника по антиигиловской коалиции и ближайшего партнера России, с которым до недавнего времени были далеко идущие планы по строительству крупнейшего в Европе газораспределительного хаба –Турции.
В километре от турецко-сирийской границы, над территорией Сирии, без предупреждения наш самолет был сбит истребителем Ф-16 турецких ВВС, после чего последний скрылся на своей территории.
Беспрецедентный по своей вероломности и подлости поступок, не укладывающийся ни в какие рамки. Поле этого турецкое руководство, вместо того, чтобы немедленно приступить к диалогу с Россией и объяснить произошедшее, инициирует совет членов-союзников по НАТО, где спешно пытается оправдаться. Россия в недоумении: таких действий от каких-никаких союзников, если их так можно было назвать, никто не ожидал. Дальше все как в сказочном дурмане.
США молча разводят руками, и только «свободная» Украина, не имея ни фактуры, ни понимая даже о чем током идет речь, заочно, на правительственном уровне, ехидно поддерживает действия Анкары.
Далее события развиваются совсем неадекватно. Почти сразу после инцидента перед российским консульством в Турции собирается толпа разъярённых турков, осуждающих действия России в Сирии. И это с учетом того, что российская авиация бомбит ИГИЛ, ранее взявший на себя ответственность за теракт в Турции. Картина приобретает уж совсем сюрреалистические оттенки, если к ней добавить тот факт, что это происходит как раз после того, как ВКС России наносят сокрушительный удар по нефтяным сооружениям ИГИЛ и фактически обескровливают террористов. Слабая ясность наступает, когда начинают срываться маски и всплывают факты о сотрудничестве Эрдогана и его сыновей с ИГИЛ, ведущих там крупный бизнес (вдуматься только: Турция входит в коалицию по борьбе с ИГИЛ, но при этом финансирует ее, скупая подконтрольную террористам нефть и перепродавая ее Саудовской Аравии и далее в США).
Чахлые попытки хоть как-то загладить вину в форме формальных (это спустя столько-то времени) соболезнований со стороны МИД Турции - не в счет. Тут нужны кардинальные меры: признание действий Турции ошибочными, возмещение по мере возможности ущерба пострадавшим и очень – очень осторожные шаги по отношению к России, буквально недавно пережившей трагедию с терактом пассажирского самолета и гибелью сотни наших соотечественников.
Но последней каплей стали буквально недавно опубликованные слова главы Турции о том, что ее действия были полностью оправданы и впредь, в случае повторения попыток якобы нарушения турецкой границы (хотя доказано что наш самолет находился над территорией Сирии и границу не нарушал) будут поступать точно также.
Все, бал окончен – скрипки в печку. Маски сорваны. Становится очевидным: это провокация. Ударить в спину единственной на всей планете стране, которая уже не раз спасала человечество от нависших угроз, делала это реально, а не формальности ради, как многие, в очередной раз поплатилась за свою доброту жизнями двух военнослужащих: катапультировавшегося пилота, расстрелянного еще в воздухе на подходе к земле, и морского пехотинца, который в составе спасательной десантной группы находился на борту трудяги Ми-8, шедшего под прикрытием «крокодила» на помощь сбитым летчикам.
Второго пилота – штурмана удалось спасти силами сирийского спецназа, за что честь ему и хвала. Что ж, остается только ждать. Ждать, чем это закончится, ведь те, кто это начинали, делали это все не для того, чтобы закончить так вот. Здесь прослеживается явно глубокий геополитический подтекст. Жаль, что многие в общем-то «независимые». страны, все чаще опускаются перед соблазном как-то проявить себя перед заокеанскими спонсорами, пусть даже и ценой собственных суверенных интересов. Такое уже было не раз, и как показывает практика, приводило к катаклизмам общечеловеческого масштаба. Только вот сухими из воды выходила только одна страна, и мы все ее отлично знаем. Позволим ли мы ей в очередной раз умыть руки в чужой крови и нажиться на чужих жизнях – зависит, пожалуй, только от нас.
Эксперт департамента внешних исследований Центра анализа террористических угроз
В. Дорохов