В Вашингтоне сторонники ужесточения позиции в отношении Сирии явно пытаются сидеть на двух стульях, когда заявляют об усилении борьбы с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ) и при этом продолжают добиваться свержения президента Башара Асада. Причём это же предлагается и России.
Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил на днях о том, что в Вашингтоне «приветствовали бы конструктивный вклад России в усилия по борьбе с группировкой «Исламское государство», но не хотели бы таких её действий, которые укрепляли сирийский режим».
Однако очевидно, что одновременно решать эти две задачи практически невозможно. Ведь если ведёшь действительную, а не на словах борьбу с ИГ, то неизбежно становишься на сторону правительственных сил, на которые сегодня легла основная тяжесть борьбы с религиозными экстремистами, практикующими террористические методы борьбы. И наоборот, когда пытаешься свергнуть режим Асада, то тем самым помогаешь радикальным исламистам.
Руководство «Исламского государства» не скрывает свои планы по установлению контроля над всей территорией Сирии и включению её в халифат, живущий по законам шариата. Группировка уже контролирует около 80 тысяч квадратных километров Сирии. Правда, большая часть этой территории приходится на пустыню, но там всё же проживает около семи миллионов человек.
Не надо быть военным аналитиком, чтобы понять, что правительственные войска Сирии являются единственной реальной силой, которая противостоит «Исламскому государству». И несмотря на то что сирийская армия вынуждена вести борьбу на два фронта (второй представляют вооружённые формирования, поддерживаемые США, Турцией и аравийскими монархиями), она достаточно успешно сдерживает боевиков, не допуская их в густонаселённые провинции страны.
Россия, последовательно придерживаясь антитеррористического курса, естественно, помогает Сирии противостоять этому злу. Отсюда и поставляемая Дамаску военная техника и помогающие сирийцам освоить её российские военнослужащие. Более того, Москва призывает и участников международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» начать сотрудничать с сирийской армией. Об этом в пятницу заявил глава МИД России Сергей Лавров.
Однако это, похоже, не устраивает те силы, что настроены на передел геополитической карты Ближнего Востока. В ведущих мировых СМИ поднялся шум вокруг «излишней» военной активности России в Сирии. А госдепартамент США попытался помешать пролёту российских транспортных самолётов в Сирию через воздушное пространство Болгарии и Греции.
Бывший командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане американский генерал Джон Аллен, назначенный Белым домом координатором по вопросам взаимодействия США с другими странами в борьбе против ИГ, вообще заявил, что на территории Сирии может произойти конфронтация между российскими военнослужащими и возглавляемой Вашингтоном коалицией.
И в то же время шеф пресс-службы американского госдепа Джон Кирби утверждает, что у России и США сохраняются благоприятные возможности, которые позволяют достичь договорённостей, призванных содействовать политическому урегулированию конфликта в Сирии. На фоне практических действий госдепа это весьма проблематично.
Мария ТОМИЛЕНКО