70 лет назад, утром 6 августа 1945 года в 8 часов 15 минут американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш»). Этот день черной датой навсегда вошел в историю человечества, началась новая – ядерная эра. Последствия атомного удара по мирному городу были страшными. Взрывная энергия сожгла все на своем пути на несколько километров, сровняв город с землей, начав серию пожаров и погрузив все живое в поток радиации. Полагают, что около 80 тыс. людей погибло сразу, еще 100 тыс., а по некоторым данным и больше, скончались от ранений и радиации в течение пяти следующих лет. Долгосрочные эффекты для здоровья, связанные с облучением, такие, как повышенный риск рака, преследовали выживших в течение всей оставшейся жизни, так же, как и психологический шок от пережитого во время взрыва.
По официальным японским данным на 31 марта 2013 года, в живых числилось 201 779 «хибакуся» — людей, пострадавших от воздействия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Эта цифра включает в себя и детей, родившихся у женщин, подвергшихся воздействию радиации от взрывов. Из них 1%, по данным правительства Японии, имели серьёзные онкологические заболевания, вызванные облучением после бомбардировок. Количество умерших по состоянию на 31 августа 2013 составляет порядка 450 тысяч человек — 286 818 в Хиросиме и 162 083 в Нагасаки. Сегодня в Хиросиме рядом с эпицентром взрыва находится мемориальный музей, напоминающий о том кошмаре, который больше никогда не должен повториться.
Вдумываясь в эти страшные цифры, поневоле задаешься вопросом: а была ли, действительно, военная необходимость в атомных бомбардировках двух японских городов – Хиросимы, а спустя три дня и Нагасаки? Большинство независимых экспертов сходятся сейчас во мнении, что такой необходимости не было. Вступление в войну с Японией Советского Союза, а договоренность об этом была достигнута несколькими месяцами ранее, неизбежно привело бы к полной капитуляции Японии. Целью бесчеловечного акта, а иначе атомные бомбардировки назвать нельзя, было испытание американцами ядерного оружия в реальных условиях и демонстрация своей военной мощи для СССР. Ещё в 1965 году известный американский историк и политолог, бывший директор по юридическим вопросам в Палате представителей и Сенате США, автор книги «Атомная дипломатия» профессор Гар Алперовиц заявлял, что атомные удары по Японии не имели большого военного значения и не они вынудили ее к капитуляции.
Применение атомных бомб поначалу не очень-то испугало японцев. Они даже вначале не поняли до конца, что это такое. Да, стало понятно, что применено мощное оружие. Но о радиации тогда никто ничего не знал. К тому же американцы сбросили бомбы не на места дислокации армейских частей, а на мирные города. Пострадали некоторые военные заводы и морские базы, но погибло в основном мирное население, и на боеспособность японской армии бомбардировки особенно не повлияли.
Недавно в авторитетном журнале «Foreign Policy», издающемся в США, появилась публикация фрагмента книги Уорда Уилсона «Пять мифов о ядерном оружие», где он довольно смело для историографии своей страны подвергает сомнению известный американский миф о том, что Япония в 1945 году капитулировала потому, что на нее были сброшены две атомные бомбы, которые, якобы, и сломали окончательно уверенность японского правительства в том, что войну можно продолжать и далее.
Автор, по существу, обращается к известной советской трактовке этих событий и резонно указывает, что отнюдь не ядерное оружие, а вступление СССР в войну, а также нарастающие последствия разгрома Квантунской армии, разрушили надежды японцев продолжать войну с опорой на огромные территории, захваченные в Китае и Манчжурии. Название публикации отрывка из книги Уорда Уилсона говорит само за себя: «Победу над Японией одержала не бомба, а Сталин!» Доказать правоту Уилсона несложно. Если бы Японию смертельно испугала именно атомная бомба, то она капитулировала бы немедленно после бомбардировки Хиросимы, то есть, 6 августа. Но капитуляция последовала 9 августа, сразу же после получения известия о начале советского наступления, которое сделало безнадежным дальнейшее сопротивление.
Атомными ударами по Хиросиме и Нагасаки США хотели напугать не столько Японию, сколько своего союзника – СССР. И об этом говорит хорошо известный факт. 24 июля 1945 года во время Потсдамской конференции американский президент Гарри Трумэн сообщил Сталину, что у США появилось новое оружие невиданной разрушительной силы. Он не уточнил, что он имел в виду именно атомное оружие. Согласно мемуарам Трумэна, Сталин не проявил особого интереса к сообщению, никак не прореагировав на него. Черчилль, внимательно наблюдавший за реакцией Сталина, решил, что советский лидер не понял истинного смысла слов Трумэна и не обратил на него должного внимания. Но, как писал в своих мемуарах маршал Жуков, Сталин всё хорошо понял и в разговоре с Молотовым после встречи сказал: «Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы».
После рассекречивания операции американских спецслужб «Венона», стало известно, что советские агенты уже давно сообщали о разработке ядерного оружия в США. По некоторым данным, агент Теодор Холл, работавший на советскую разведку с 1944 года, за несколько дней до Потсдамской конференции сообщил даже запланированную дату первого ядерного испытания. Это и может объяснить, почему Сталин спокойно воспринял сообщение Трумэна. Так что американский ядерный шантаж, начатый в Потсдаме и длившийся четыре года, пока СССР не покончил с ядерной монополией США, не удался. А первыми жертвами этого шантажа стали десятки тысяч мирных японцев, погибших в Хиросиме и Нагасаки.
— То, что совершили американцы в августе 1945 года, является военным преступлением, — считает известный российский военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – И они были готовы на новые преступления. Если бы СССР не создал и не испытал в 1949 году своё ядерное оружие, то, без сомнения, уже в начале 50-х годов Америка нанесла бы по СССР упреждающие ядерные удары. Это совершенно четкий факт, основанный на тех материалах Пентагона, которые были рассекречены. И США планировали масштабную ядерную войну против Советского Союза. Создание в СССР ядерного оружия стало ключевым фактором, который обеспечивал нашу безопасность.
Прошло 70 лет со дня бомбардировки Хиросимы, но США по-прежнему, особенно после распада СССР, ведут себя как мировой жандарм, который не останавливается ни перед чем ради реализации своих гегемонистских устремлений. Поэтому главное для нас – не расслабляться и быть начеку. События последних лет, прежде всего, связанные с Украиной, расширением кольца натовских баз вокруг наших границ четко показали, что США по-прежнему считают Россию (как раньше и Советский Союз) своим главным противником . Очевидно, что своим геополитическим интересам Вашингтон изменять не собирается. Исходя из этого, и должны осуществляться ответные меры военного планирования в нашей стране.
Сегодня ядерное оружие – в основном оружие сдерживания. Оно существует как важнейший политический фактор, который позволяет устранить возможность агрессии в отношении России. Наш потенциальный агрессор знает, что, если он нападет на Россию, с ядерным оружием или с обычным, мы можем в ответ применить ядерный удар возмездия и уничтожить его полностью. Такая возможность и есть гарантия нашей безопасности. И нам надо постоянно думать о ней, крепить ее, не отказываясь, конечно, от конструктивного диалога по ограничению ядерных вооружений, прежде всего тактических. Наша страна всегда была готова к такому диалогу. Готова и сейчас.