Все идет к тому, что главная украинская мечта о вступлении в «крепкую европейскую семью», увы, не сбудется. Сейчас, по прошествии полутора лет после Евромайдана, или как теперь принято в украинском истеблишменте назвать это мероприятие, после Революции Достоинства, курс на Евросоюз, взятый майданной властью, кажется не только кривым и тернистым, но и в принципе пока очень и очень иллюзорным. И дело даже не в том, что нынешнее руководство страны не способно провести реформы, которых требует Евросоюз. Просто там Украину никто не ждет.
С призывом отказаться от курса на ЕС выступил директор Фонда украинской политики Кость Бондаренко. Суть представленного им доклада доклад «Еврореализм: новая парадигма украинской внешней политики?» сводится к тому, что правительству пора перестать тешиться иллюзиями о том, что «заграница нам поможет» и, главное, прекратить убеждать украинцев в том, что Незалежную ждут в Европе.
Бондаренко считает, что пора бы уже закончить проевропейскую риторику, реально оценить ситуацию и начать разрабатывать свой независимый государственный проект, свою «собственную субъективность», а потом, окрепнув, искать возможности для налаживания связей с другими государствами, даже если они будут видеться как «узкие региональные объединения».
То есть, по сути, Бондаренко возвращается к мысли о том, что Украине надо двигаться не к Евросоюзу, а к более близким партнерам, с которыми связи налажены еще со времен Советского Союза, например, к Союзу Евразийскому, в котором на сегодняшний день состоят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
К слову, Армения вступила в этот экономический блок совсем недавно – 2 января 2015 года. Украинским руководителям не мешало бы прислушаться к тому, как обосновал эту интеграцию президент Армении Серж Сарксян. К слову, он так же, как и свергнутый президент Украины Виктор Янукович в свое время стоял перед выбором: в ЕС или в ЕАЭС.
«Со странами ЕАЭС у нас есть экономические отношения, сформированные десятилетиями. Несколько сот тысяч семей занимаются сельским хозяйством, и единственный рынок для них — страны ЕАЭС… Французы дали бы возможность продавать наш коньяк у себя? Нет, конечно. А в России наш коньяк ценят. Я не мог принять решение, которое обанкротит сотни тысяч семей, только для того, чтобы бить себя в грудь и говорить о том, что я подписал договор с «цивилизованной Европой».
Майданным же властям приятнее, видимо, «бить себя в грудь»: «Украина – цэ Европа». Они как будто не хотят замечать того, что на украинцев в странах ЕС смотрят, как нежеланных гостей. Об этом говорит руководитель украинской общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдраб. Он обратил внимание на то, что при проверке паспортов украинских граждан, въезжающих в Европу, предъявителям документа начинают задавать множество вопросов: зачем, куда вы едете, как долго пробудете, и главное – когда планируете уехать? Прямо, как в анекдоте: «Что, даже чаю не попьете?».
Общественник отмечает, что такая тенденция появилась в течение последнего года. Причины очевидны даже тем, кто не очень глубоко интересуется тем, что происходит в этой стране. Прежде всего, на мнение европейцев повлияла гражданская война на юго-востоке Украины. И именно с войной ассоциируется Украина у большинства европейцев.
В ходе опроса, проведенного в шести странах Евросоюза, эксперты опросили 5594 человек в возрасте от 16 до 54 лет. 46% респондентов ответили, что первая ассоциация, которая возникает у них при упоминании Украины – война. 18% вместе с Украиной вспоминают Россию, у 9% в голове всплывает бедность. Среди ответов также были украинские проститутки, домработницы, рабочая сила. Как видно, ассоциации не слишком позитивные.
Так может быть, украинским властям действительно стоит сказать: «Мы пойдем другим путем»?