Вслед за Арменией массовые протесты могут начаться в другом государстве ЕАЭС — Киргизии
В последние дни в столице Киргизии прошло несколько протестных акций. Тематически они, на первый взгляд, между собой никак не связаны и большого количества участников не собрали. Привлекли к себе внимание эти акции потому, что состоялись на фоне событий в Армении, где уже вторую неделю проходят массовые протесты против подорожания электроэнергии.
24 июня в Бишкеке возле здания Дома правительства состоялась акция протеста против внесения изменений в Конституцию Киргизии. Ее организаторами стали общественный фонд «Правовая клиника «Адилет»» и общественное объединение «Партнерская группа «Прецедент»», численность митинга составила около 100 человек. Митинг в итоге объединился с пикетом в поддержку Клары Сооронкуловой, который проходил там же. Клару Сооронкулову Совет судей Киргизии порекомендовал снять с должности судьи Конституционной палаты после ее заявления о неконституционности принятого недавно закона о введении запрета на участие в голосовании на президентских и парламентских выборах для граждан, не сдавших свои биометрические данные.
Накануне, 29 июня, снова у Дома правительства общественное движение «Жаны муун» устроило митинг, участники которого требовали от депутатов не повышать тарифы на газ. Ранее «Газпром Кыргызстан» направил правительству просьбу о поэтапном повышении тарифов на газ, что и вызвало недовольство. Здесь прямая параллель с требованиями участников армянского «электромайдана» отменить повышение тарифов на электроэнергию. Также протестующие в Бишкеке в понедельник выражали несогласие поправками в Водный кодекс республики, который может привести, по их опасениям, к уничтожению ледников.
Лозунги у недовольных решениями властей в Бишкеке довольно пестрые, но такая разноголосица их не смущает — организаторам акций на самом деле нужен лишь повод для выполнения своих целей.
Те же лица
«Если мы посмотрим на лица тех, кто организовывал и участвовал в этих протестных акциях, мы убедимся, что это одни те же люди. Сначала они протестовали против увольнения судьи Конституционного суда, теперь недовольны повышением тарифов. Это достаточно ограниченное количество людей — «штатные» протестующие, которые используют любой повод, чтобы выйти на улицы против официальных властей. Если оглянуться назад, то во многом эти люди пересекаются с теми, кто выступал против вступления Киргизии в ЕАЭС. Можно сделать соответствующие выводы», — говорит Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.
Эксперт отмечает, что если говорить о планируемом повышении тарифов на газ, то нигде даже не сообщалось, когда эти цены будут повышаться и насколько, как и то, что этот процесс будет согласовываться с правительством, чтобы не нанести ущерб населению. Таким образом, это полностью выдуманная проблема, которую на фоне армянского кризиса решили использовать определенные политические круги.
«В местной прессе пошла информация о том, что «Газпром» после переговоров с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым на полях ПМЭФ 2015 будет вводить поэтапное повышение цен. Но подавалась она очень скупо, там не было прописано, что этот процесс будет проходить несколько лет, и то, что это связано с необходимостью развивать инфраструктуру и вкладываться в строительство объектов на территории республики. И сама по себе новость не является серьезной, это не разовое повышение цен, как это было в Армении. Но никто из тех, кто использовал лозунги для активизации этой темы и популяризации ее в интернете, особо не вникал в детали», — продолжает Станислав Притчин.
Несмотря на активизацию киргизского протестного движения, востоковед уверен, что, предпосылок для массовых протестов и «цветной революции» нет. По замечанию Притчина, Киргизия — это страна, которая пережила две революции, с каждым разом все сложнее восстанавливать порядок в стране, и это все понимают. Кроме того, у действующего правительства все же достаточно высокий уровень доверия со стороны населения.
Страна цветных революций
У Киргизии действительно уже есть богатый опыт «цветных революций», и сложно сказать, является это минусом или плюсом в свете новой угрозы. Политический кризис в Киргизии 2005 года, названный «тюльпанной революцией», — классический государственный переворот из серии «цветных переворотов». Он привел к свержению президента республики Аскара Акаева и приходу к власти Курманбека Бакиева. Другая революция — «Дынная» — произошла 7 апреля 2010 года на волне антиправительственных выступлений. К слову, в апреле 2010 года одной из главных причин недовольства граждан властью был рост тарифов на электроэнергию, как и сейчас в Ереване.
Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, подчеркивает проблемность Киргизии, которая уже стала членом Евразийского экономического союза.
«С 1 июля должно быть ратифицировано соглашение о вступлении Киргизии в ЕАЭС — это, конечно, хорошо, но только нужно учитывать специфику Киргизии. Там работает огромное количество НКО, которые существуют на гранты США. Позиции США в Киргизии очень сильны. В частности, крупнейшим месторождением золота «Кумтор» владеет Канада с сильным присутствием американского капитала. Когда-то оно давало не меньше четверти бюджета всего Кыргызстана», — рассказывает Багдасаров.
Вплоть до июня 2014 года прямо в международном аэропорту Киргизии располагалась американская военная база «Манас». Ее сотрудники обладали полным дипломатическим иммунитетом, а поступавшие им грузы не подлежали досмотру.
В феврале временным главой миссии США в Бишкеке был назначен Ричард Майлз, которого считают «гением «цветных революций»». Он был послом в Азербайджане с 1992 по 1993 год, главой миссии в Белграде с 1996 по 1999 год, послом в Болгарии с 1999 по 2002 год. И, что самое интересное, возглавлял дипломатическое представительство США в Грузии с апреля 2002 года по август 2005 года — в период «Революции роз», приведшей к власти Михаила Саакашвили. Ричард Майлз был замечен в офисе главы партнерской группы «Прецедент» Нурбека Токтакунова, организовавшего митинг в Бишкеке 24 июня против изменения Конституции в Бишкеке. Майлз появился в офисе НКО непосредственно в день мероприятия, видео есть в сети, а информация о встрече растиражирована в СМИ.
В Киргизии зарегистрировано около 14 тысяч некоммерческих организаций. Для решения проблемы Парламент Киргизии принял в первом чтении закон о контроле над НКО, аналогичный российскому закону «об иностранных агентах», но еще на стадии обсуждения законопроект встретила волна критики.
«Это не Россия, в Киргизии принять такой закон и реализовать сложнее, там клановая система, и системы управления работают намного хуже. А вот поднять очередную революцию — это без проблем. Из отдаленных районов стянутся люди и будут участвовать во всем этом, даже не понимая, зачем они это делают», — сетует Семен Багдасаров.
Так, руководители 43 неправительственных организаций, ведущих активную работу на территории Киргизии, написали письмо президенту республики Алмазбеку Атамбаеву с просьбой не поддерживать закон об «иностранных агентах». В конце мая Управление верховного комиссара ООН по правам человека также выразило серьезную озабоченность намерением парламента Киргизии принять закон об «иностранных агентах».
По мнению Багдасарова, возможна попытка повторить Ошские события, когда в 2010 году случился кровопролитный межнациональный конфликт между киргизами и узбеками.
«Самая большая проблема — это, конечно, юг Кыргызстана, где уже были крупнейшие межэтнические столкновения между киргизами и узбеками. Это наисерьезнейшая опасность, и недовольных там более чем достаточно, — предупреждает Семен Багдасаров. — Я боюсь, что протестный сценарий в Киргизии реален, а самая страшная его версия — повторение Ошских событий 2010 года. Это будет крупный моральный и политический удар по ЕАЭС. А если это произойдет на фоне проникновения исламистских радикальных группировок из Афганистана через Таджикистан в Ферганскую долину, там будет пороховая бочка».
«Оранжевые» технологии против ЕАЭС
В этом году Киргизия присоединилась к Евразийскому экономическому союзу, и 1 июля Государственная дума РФ планирует ратифицировать договор о вступлении Киргизии в ЕАЭС, подписанный в декабре прошлого года. Фактическое присоединение республики произойдет только после завершения внутренних ратификационных процедур во всех государствах-членах. 22 мая в Киргизии завершились все внутренние государственные процедуры по присоединению республики к объединению. Армения, которая предпочла ЕАЭС Евросоюзу, со 2 января 2015 года уже стала его полноправным участником.
Именно с присоединением Киргизии и Армении к Евразийскому экономическому союзу связывает последние волнения в республиках писатель Николай Стариков, один из лидеров движения «Антимайдан».
«Если мы посмотрим список государств, которые недавно вступил в ЕАЭС или собираются в него вступить, то это удивительным образом он совпадает с географией протестов. На самом деле никакого совпадения нет, есть желание США в рамках традиционных для них «цветных» технологий нанести удар по формирующемуся Евразийскому союзу, и это истинная причина того, что происходит. Мы видим, что происходит в Армении и что может произойти в Киргизии», — рассуждает Николай Стариков. По его словам, поводом, как правило, организаторами выбирается нечто реально беспокоящее общество, как, например, повышение тарифов на энергоресурсы. Но дальше уже начинается реализация сценария «цветной революции».
Стариков обращает внимание, что в политике ничего случайного не бывает. При этом ни в Туркменистане, ни в Узбекистане, ни в Азербайджане подобных ситуаций пока не наблюдается, хотя реальные социально-экономические проблемы есть во всех республиках постсоветского пространства, как, впрочем, и в каждом нормальном государстве.
«Очень хочется надеяться, что ни в Киргизии, ни в Армении у организаторов «оранжевых революций» ничего не получится. Хотя мы помним, что в Киргизии смена власти таким образом уже два раза происходила. Руководители стран Евразийского экономического союза должны внимательно следить за происходящим на его территории и оказывать своим коллегам из Армении и Киргизии консультативную помощь и любую другую поддержку, которая потребуется для того, чтобы там не произошла антиконституционная смена власти», — заключает Николай Стариков.
Дарья АНДРЕЕВА