Президенты России и США Владимир Путин и Барак Обама провели беседу по телефону, основными темами которой стали среди прочих вопросы противодействия террористическому «Исламскому государству», а также ситуация на Ближнем Востоке, и прежде всего в Сирии, где продолжаются активные боевые действия.
Война в Сирии длится уже пятый год, и с каждым днём правительственным войскам всё сложнее противостоять натиску, который осуществляют, с одной стороны, отряды мятежников, поддерживаемые Западом, а с другой – боевики «Исламского государства» (ИГ). К тому же из-за войны неумолимо деградирует экономика. Так, по данным лондонского исследовательского центра, за последние четыре года сирийская валюта обесценилась примерно на 80 процентов, а инфляция в первом квартале 2015 года составила 51 процент.
Одна из проблем у правительственной стороны – ограниченность мобилизационных ресурсов. Семья Башара Асада традиционно опирается на алавитскую общину, а она относительно небольшая – от 2,5 до 3 миллионов человек. Потери правительственных сил, по оценке экспертов, приблизились к критическому уровню. В Латакии уже простились примерно с 70 тысячами погибших солдат и ополченцев с начала войны.
Ситуацию отчасти спасает солидарность с Сирией Ирана, который, как отмечают иностранные эксперты, продолжает оказывать союзнику финансовую и военно-техническую помощь. На стороне правительственных войск добровольческие шиитские отряды, в рядах которых выходцы из Ирака, Ирана и даже Афганистана.
Правительственные войска продолжают активные боевые действия практически на всех фронтах необъявленной войны против Сирии. Эта война идёт с переменным успехом – власти то одерживают победу, как в горном районе Калумун на границе с Ливаном, то терпят поражение.
В минувшую среду боевики «Исламского государства» атаковали сирийский город Кобани и провинциальный центр Хасеке с преимущественно курдским населением. В обоих населённых пунктах в пятницу продолжались ожесточённые бои, курдские отряды и сирийская армия несли значительные потери.
В Хасеке бандгруппы ИГ захватили два района на юго-западе города, использовав свою традиционную тактику с заминированными автомобилями. Исламистским экстремистам противостоят как курды, так и сирийские военнослужащие, снабжение которых с мая серьёзно затруднено из-за падения Эс-Сухны и Тадмора. В захваченных кварталах Хасеке исламисты устроили резню местных жителей, поддерживающих власти.
Из-за контрнаступления ИГ курды, действующие во взаимодействии с антиправительственной «Свободной сирийской армией», были вынуждены приостановить своё продвижение к столице «халифата» Ракке.
На юге Сирии экстремисты из «Джебхат ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам» (не менее 1500 боевиков) при поддержке захваченных у правительственных сил танков штурмовали провинциальный центр Деръа, но были остановлены, по состоянию на пятницу, в городской черте.
В сложившейся ситуации, по оценке независимых экспертов, сирийские власти постараются удержать любой ценой основные города: Латакию, Тартус, Хомс, Хаму и, естественно, Дамаск. Они «хребет системы», с помощью которой правительство может сохранять легитимность на международной арене в качестве единственно законного представителя сирийского государства со столицей в Дамаске.
Правительственные силы также продолжат борьбу за удерживаемые ими частично кварталы Алеппо, Хасеке, Дейр эз-Зор, пригороды Дамаска. Они останутся театром постоянных боевых действий, где будут перемалываться бандформирования.
По утверждению ряда арабских СМИ, военное командование Сирии вносит некоторые коррективы в порядок комплектования армейских частей. Военнослужащие будут в основном проходить службу по месту жительства, что будет мотивировать их боевую устойчивость.
Вместе с тем ИГ, чья деятельность запрещена на территории РФ, не ограничивается только Сирией и Ираком, но и устремляет свои взгляды на российский Северный Кавказ. Регион уже объявлен «вилаятом» (провинцией) «Исламского государства». На данном этапе это решение носит сугубо пропагандистский характер, так как социальной опоры в Чечне и Дагестане у ИГ нет. Даже в период второй чеченской кампании местные боевики весьма холодно относились к арабским наёмникам, засланным разведкой Саудовской Аравии.
Но в перспективе степень угрозы ИГ нельзя всё же недооценивать. Во всяком случае, заместитель секретаря Совбеза России Евгений Лукьянов недавно признал, что, по некоторым оценкам, на стороне ИГ сражаются вплоть до 2 тысяч граждан РФ, в основном выходцы с Северного Кавказа. По его словам, некоторые из них уже возвращаются на родину.
Анна ПОЛЯКОВА