Экстремистские группировки захватывают Афганистан и используют его территорию для прорыва в соседние страны
Россию беспокоит ситуация в Афганистане, заявил в среду Президент РФ Владимир Путин на встрече с бывшим президентом Афганистана Хамидом Карзаем. «Сейчас мы видим процессы, которые нас очень настораживают. «Талибан» активно действует, контролирует значительную часть территории, многие пограничные пункты. Но что ещё более тревожно – это то, что так называемая организация «Исламское государство» всё активнее и активнее работает в Афганистане, чувствует себя там более уверенно», – подчеркнул при этом российский лидер.
«Исламское государство» (до июня прошлого года – «Исламское государство Ирака и Леванта») – международная террористическая организация. Действует преимущественно на территории Сирии и Ирака. 29 июня 2014 года провозгласила всемирный халифат с шариатской формой правления и штаб-квартирой в сирийском городе Ракка. Практически созданы вооружённые силы, которые, по разным оценкам, насчитывают до 60 тысяч человек. Имеется тяжёлое вооружение, захваченное на складах иракской армии; авиация и средства ПВО.
ИГ вербует боевиков
Организация «Исламское государство», отметил в свою очередь Хамид Карзай, никак не связана с Афганистаном, она ему не своя, не родная. Её создавали не для Афганистана. Его территорию эта группировка использует в качестве трамплина, стартовой площадки для распространения влияния по всему региону. Её усиление в Афганистане вызвано поддержкой внешних сил. Поэтому Россия и Афганистан должны сконцентрироваться на противодействии этой угрозе, полагает афганский политик.
Следует обратить внимание, что «Исламское государство» дало о себе знать в Афганистане совсем недавно, но его влияние в стране растёт чуть ли не с каждым днём. И прежде всего за счёт активной работы по вербовке сторонников среди мирного населения. В страну направлены сотни пропагандистов, которые, используя современные методы (в первую очередь социальные сети), призывают афганцев стать под знамёна ИГ, которое де борется за «чистоту ислама» и «возвращение устоев к временам пророка Мухаммеда». Во многом благодаря этой работе ИГ находит много сторонников, в том числе за пределами Афганистана.
Наиболее нашумевшей в этом плане фигурой, напомним, стал командир республиканского ОМОНа Таджикистана полковник Галмурод Халимов. До сих пор уже случалось, что отдельные таджикские военнослужащие и бойцы силовых структур под воздействием пропаганды талибов, а в последнее время и проповедников из ИГ, уходили в Афганистан. Но теперь к исламистам примкнул командир высокого ранга. Ведь полковник Халимов – это не какой-то забитый дехканин. Он служил в президентской гвардии, прошёл подготовку в спецназе, сначала в России, а затем в США. Лично охранял президента Рахмона.
В июне в Интернете появилось видеообращение полковника, в котором он объяснял свои действия «чисто религиозными соображениями», намерением «вместе с братьями из ИГ» создавать государство, на территории которого действуют законы шариата и нормы ислама. Чего, дескать, лишены граждане Таджикистана, где, как он указывает, иной раз запрещают носить хиджабы и читать намаз на улицах. А поэтому Халимов призвал своих бывших сослуживцев уходить через границу, присоединяться к ИГ, имея при этом в виду, что они затем вернутся в Таджикистан и освободят его от «неверных».
«Исламское государство» также активно проводит работу среди боевиков «Талибана», предлагая им влиться в ряды вооружённых группировок ИГ. И многие талибы, которые разочаровались в своём собственном движении и видят «успехи» ИГ в Сирии и Ираке, переходят на сторону исламистов. Их привлекает и то, что «Исламское государство» в отличие от разрозненных отрядов «Талибана», рассчитанных на точечный террор, представляет собой квазигосударственное образование с чётко выраженной вертикалью власти, системой управления и более организованными вооружёнными силами. Но всё же главную роль играют распространяемые идеи о халифате, который ИГ собирается установить на обширных территориях Азии.
Кроме того, исламисты соблазняют различными социальными благами. Так, в инструкции, которая вручается каждому новобранцу, говорится, что в халифате можно «купить гранаты на золотые монеты у уличных торговцев», и что именно «так должны жить мужчины». Новобранцам выдают автоматы АК-47 и пять магазинов к ним, однако те, у кого есть деньги, могут приобрести собственное оружие, поясняется в инструкции. В ней же даётся и другой стимул – бесплатная еда. «Люди могут зайти в любой ресторан и получить три обеда в день бесплатно», – утверждается в инструкции. Согласно ей (в отличие от «капиталистических западных государств») тем, кто живёт при ИГ, предоставляется бесплатное электричество и вода, а также бесплатное медицинское обслуживание и лекарства. В инструкции не разъясняется, каким же образом ИГ финансирует государственные и коммунальные услуги.
И обещания срабатывают. По словам пресс-секретаря ИГ Абу Мухаммада Аль-Аднани, уже сейчас их ряды активно пополняются отрядами талибов, действующими в афганских провинциях Гильменд, Фарьяб, Газни. Наибольшую же поддержку ИГ встречает в афганских провинциях Хост, Пактия, Пактика, Нангархар.
Вместе с тем значительная часть главарей афганских талибов не признают ИГ и остаются верными своему лидеру Мухаммеду Омару, известному под именем Муллы Омара. В результате несмотря на то, что две террористические группы – ИГ и «Талибан» – являются суннитскими и им присущи общие черты, они объявили друг другу войну. «Я получил письма, в которых ИГ и талибы объявляют друг другу джихад», – заявил глава регионального управления МВД в южной афганской провинции Гильменд Наби Жан Муллахил. По его словам, главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади назвал основателя «Талибан» муллу Омара «неграмотным полевым командиром», который «не заслуживает доверия». При этом лидеры талибов призвали своих сторонников «противостоять ИГ и не позволить ему поднять свой флаг над Афганистаном».
Курсом на север
Между тем в ИГ не скрывают, что ограничиться афганскими провинциями исламисты не намерены. Их задача – идти на север, «освобождать исконные исламские территории». Планы – самые обширные. Сначала приграничные с Афганистаном государства, затем Казахстан и Киргизия, а потом можно будет замахнуться и на населённые мусульманами российские территории.
Руководство ИГ, судя по сообщениям информагентств, вообще не намерено что-то серьёзно менять в Афганистане. Ситуация там его в целом устраивает. «Исламское государство» рассматривает афганскую территорию как транзитную, как мост для прорыва в Центральную Азию и дальше в Россию, где жизнь мусульман, на взгляд исламистов, устроена совершенно неправильно. В этих целях ИГ намерена использовать находящиеся в Афганистане отряды таджикских, узбекских и туркменских боевиков – как местных, так и пришедших в разное время с другой стороны границы.
Сегодня в афганском приграничье сосредоточено около двух тысяч боевиков движения «Талибан» и бойцов «Исламское государство». Помимо них там находятся десятки других вооружённых группировок, в том числе джихадистские организации, созданные уроженцами бывших советских республик Центральной Азии, таких как «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Ансуруллох», «Джамаат-Таблиг». Особенно много их сконцентрированно в двух провинциях на границе с Таджикистаном – Кундуз и Бадахшан – и двух на границе с Туркменистаном – Бадгис и Фарьяб.
Туркменский участок границы с Афганистаном на протяжении ряда лет в прошлом был относительно спокойным. Однако вот уже несколько месяцев, как обстановка обострилась. Участились вооружённые нападения исламистских боевиков на туркменских военнослужащих. В результате несколько тысяч жителей приграничных афганских провинций были вынуждены покинуть свои дома. Боевики вплотную приблизились к границе и стараются закрепить там свои позиции.
Самый же «горячий» участок афганской границы – всё же таджикский. Прежде всего это касается Кундуза. Под контролем исламистов находится 65 процентов территории провинции. В мае местный гарнизон с трудом отбил попытку одного из отрядов исламистов взять под контроль аэропорт, а позже захватить сам Кундуз.
В соседней провинции Бадахшан в ходе одной из ночных атак в середине мая, предпринятой, предположительно, боевиками ИГ, только по официальным данным было убито и захвачено в плен не менее 37 полицейских. Неофициальные же источники утверждают, что только погибших в Бадахшане было гораздо больше.
Незаконные вооружённые группы, состоящие из уроженцев государств Центральной Азии и воюющие с афганскими силовиками, представляют реальную угрозу не только для стран региона, но способны втянуть в военный конфликт Россию и Китай. Об этом заявил Шерали Хайруллов, помощник таджикского президента по вопросам безопасности, на проходившей в Душанбе встрече Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.
«Несокрушимая свобода» по-американски
То, что Афганистан превратился в плацдарм для различных террористических групп, – один из печальных итогов 13-летней операции США и НАТО «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Широко растиражированная США борьба с терроризмом дала обратный результат – террористическая угроза возросла. Кризис поставил под вопрос всю выстраиваемую Западом концепцию современного афганского государства.
Как известно, США также возглавили международную коалицию в борьбе с группировкой «Исламское государство», кстати, созданной и взращённой на их деньги и с помощью американских инструкторов. Однако поскольку организация ИГ вышла из-под влияния Вашингтона (такой во всяком случае напрашивается вывод из сообщений американских СМИ), США и их союзники по коалиции наносят авиаудары по позициям боевиков ИГ на территории Ирака и Сирии. При этом, что очень показательно, Вашингтон не предпринимает никаких мер против боевиков ИГ в Афганистане.
Да и «Талибан» после подписания афгано-американского соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности укрепляет свои позиции в стране. Ряд афганских депутатов и сенаторов, обеспокоенных ухудшением ситуации с безопасностью на севере страны, заявляли о наличии у них сведений, указывающих на косвенную связь американцев с группировкой ИГ в Афганистане. По словам сенатора от провинции Панджшер Ахмади, целями ударов американского контингента становятся только те боевики, которые угрожают интересам США. «При этом американские военные не только не предпринимают действий против ИГ, но даже оказывают членам этой группировки поддержку», – сказал депутат от провинции Балх Рахман. Депутат от провинции Кабул, член комитета по обороне Моставафи высказал мнение, что ИГ представляет собой новый проект США в Афганистане.
Усиление терроризма в Афганистане и соседних странах Центральной Азии не может не вызывать обеспокоенности у государств региона. По итогам конференции «Безопасность и стабильность в регионе ШОС» представители стран-участниц в совместном заявлении подтвердили, что видят «главной задачей – обеспечение безопасности и процветания народов» своих стран. «Мы рассматриваем ШОС в качестве одной из ключевых и эффективных многосторонних площадок для ведения широкого диалога и готовы к конструктивному взаимодействию со всеми заинтересованными государствами и международными организациями в контексте наращивания усилий по противодействию традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности», – отмечается в совместном документе.
Внимательно следят за развитием ситуации в Афганистане и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, военных и специальных сил, объединённых в рамках ОДКБ, достаточно для реагирования на любые вызовы и угрозы. На это в первую очередь нацелены Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Кроме КСОР, подчеркнул Николай Бордюжа, «у нас есть ещё авиационные силы и другой многофункциональный потенциал».
Анна ПОЛЯКОВА