Киев и Кишинёв усиливают экономическое и военное давление на Приднестровье
И до того непростую ситуацию в Европе может осложнить ещё один фронт противостояния – в Приднестровье. Причём не приходится сомневаться, что действия киевских и молдавских властей по его созданию координируются теми, кто, ввергнув во имя своих геополитических интересов Украину в пучину гражданской войны, очень стремился втянуть в неё Россию, но не получилось. В Приднестровье, похоже, в этом плане предпринята вторая попытка.
Затянувшийся конфликт
Напомним, что в Приднестровье тлеет один из самых «старых» конфликтов на территории бывшего СССР. Он возник в конце 1980-х годов, когда население региона, которое составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равных пропорциях), выступило против навязывания ему Кишинёвом молдавского языка в качестве единственного государственного, а затем и вовсе проголосовало за независимость своего края. Между Приднестровьем и Молдавией возникло противостояние, переросшее в 1992 году в вооружённый конфликт. Его удалось перевести в мирное русло только в результате ввода в регион российских войск и участия России как инициатора политического урегулирования и прекращения огня.
Однако и сегодня конфликт по-прежнему остаётся неразрешённым, так как ни одна из сторон не соглашается на уступки. Многочисленные переговоры по урегулированию при посредничестве России, Украины, ОБСЕ ни к чему не привели. В частности, до сих пор не удалось достигнуть договорённости по поводу статуса Приднестровской Молдавской Республики. В Кишинёве видят выход из сложившейся ситуации в формировании интеграционных процессов с европейскими и евроатлантическими структурами, прежде всего с Европейским союзом. Приднестровье тяготеет к России, подавляющая часть его населения не намерена отказываться от русского языка, считая его родным, и не желает входить в состав Румынии, куда тащат Молдавию местные националисты.
За более чем два десятилетия фактической независимости друг от друга в Приднестровье и Республике Молдова успели сложиться две самостоятельные экономики и социально-политические системы. В то же время, например, Молдавская ГРЭС, находящаяся в Приднестровье и принадлежащая российской компании «Интер РАО ЕЭС», обеспечивает электроэнергией не только ПМР, но и практически всю Молдавию, а также примерно на 70 процентов Одесскую область.
Следует также отметить, что в соответствии с подписанным в 1992 году в Москве Соглашением о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта на Днестре в зоне безопасности размещены посты миротворческих сил России, Молдавии и Приднестровья. Позже была учреждена и Объединённая контрольная комиссия, в состав которой вошли представители Приднестровья, Молдавии, России, Украины и ОБСЕ, Объединённое военное командование, Объединённый штаб, Совместные миротворческие силы и аппарат военных наблюдателей.
Миротворческие силы состоят из российского, приднестровского и молдавского батальонов, численность которых примерно одинакова – около 400 человек в каждом. Миротворцы несут службу на 15 стационарных постах и КПП, расположенных на ключевых участках зоны безопасности, которая протянулась вдоль Днестра на 225 км и на 12–24 км в ширину. Кроме того, в Приднестровье находится Оперативная группа российских войск (ОГРВ) в составе двух мотострелковых батальонов, батальона охраны и вертолётной группы. Общая численность ОГРВ – чуть более тысячи человек. Они главным образом занимаются охраной складов с боеприпасами в приднестровском селе Колбасна, оставшимися после распада СССР и до сих пор не вывезенными из ПМР. Основанием для присутствия ОГРВ на приднестровской земле служит всё то же соглашение о принципах мирного урегулирования. Там же указано, что сроки вывода этих частей из Приднестровья должны быть определены в ходе переговоров между Россией и Молдавией. ОГРВ и миротворческий батальон укомплектовываются как приднестровскими россиянами (150–160 тысяч жителей ПМР обладают гражданством РФ), так и командированными из России.
Главная задача миротворцев – сохранение мира и поддержание правопорядка в зоне вооружённого конфликта, а также создание предпосылок для разрешения конфликтных ситуаций мирными политическими средствами. И до сих пор миротворцы в целом успешно справляются с этой задачей.
«Отказ Украины пропускать в Приднестровье российских военных подрывает миротворческий формат в регионе и ставит под вопрос роль Киева в переговорах по приднестровскому урегулированию… Особенно в случаях, когда речь идёт о гарантийных механизмах урегулирования конфликта, в котором Украина выступает страной-гарантом и посредником, а также участником миротворческой операции в лице военных наблюдателей».
Глава МИД ПМР
Нина Штански
Кольцо блокады сжимается
Однако по всему этому, в том числе и по пусть не прочному, но всё же миру в Приднестровье, сегодня наносится серьёзный удар. Он направлен на решение сразу нескольких задач. Прежде всего на дестабилизацию Приднестровья и создание условий для полного поглощения края Молдавией. Во-вторых, вытеснение из региона России, присутствие которой мешает здесь Соединённым Штатам продвигать их геополитические интересы. И в третьих, втягивание России в прямое военное противостояние в регионе, что, надо полагать, является наиболее выгодным для организаторов эскалации напряжённости в Приднестровье вариантом развития ситуации.
Для достижения этих целей Киев и Кишинёв с весны 2014 года, словно по команде, похоже, на самом деле так оно и есть, методично наращивают экономическое и военное давление на Приднестровье. Так, сейчас руководству Приднестровья фактически выдвинут ультиматум. Если оно, дескать, до конца года не распространит на свою территорию действие Соглашения об ассоциации Молдавии с Евросоюзом, то рынок Евросоюза закроется для Приднестровья. Это может иметь для ПМР катастрофические последствия.
По итогам 2014 года на долю ЕС пришлось около 44 процентов приднестровского экспорта, около 37 процентов – на Молдавию и лишь 14 – на Россию. В результате блокадных мер Молдавии и Украины за четыре месяца 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт Приднестровья упал на 30 процентов, импорт – на 20 процентов, производство – на 16,3 процента. Основное падение зафиксировано в таких отраслях, как лёгкая и пищевая промышленность, чёрная металлургия.
Сами приднестровские руководители с горечью констатируют, что следует ожидать ещё большего осложнения ситуации в связи с появлением новых внешних факторов: вступлением в силу решения кабинета министров Украины о запрете на перемещение через все пункты пропуска на границе с Приднестровьем подакцизных товаров (в том числе нефтепродуктов, сжиженного газа, легковых автомобилей) и сложностью получения для приднестровских экономических агентов лицензий в Молдавии.
Тем временем Украина резко усилила свой военный контингент на границе с Приднестровьем, в Кодымском районе Одесской области. Сюда подтягиваются бронетехника, артиллерия и мотопехотные подразделения. Украинское командование демонстративно перебросило под Одессу зенитный дивизион С-300, расположив его в восточном пригороде – посёлке Черноморское. Согласно официальным заявлениям, Украина планирует разместить в этом регионе шеститысячную сухопутную группировку. Глава погранслужбы Украины Виктор Назаренко выступил с заявлением о «наличии военной угрозы со стороны Приднестровья». Между тем в последнее время всё чаще звучат заявления украинских националистов о том, что Приднестровье – это территория, которая должна принадлежать Украине.
Со своей стороны молдавская армия наращивает сотрудничество с вооружёнными силами стран НАТО. Так, в прошлом году начался перевод процесса обучения и подготовки солдат и офицеров на стандарты НАТО. В мае 2014 года в Молдавии, по некоторым сообщениям СМИ, побывали 80 военнослужащих США. Их основная задача заключалась в оценке состояния военной техники и проведении практических занятий с молдавскими военнослужащими, в том числе из батальона спецназа. Отрабатывались боевые действия в городских условиях и мероприятия по нейтрализации «террористических акций».
В марте этого года в ходе американо-молдавского учения Travel Contact Team 2015 военнослужащие национальной гвардии штата Северная Каролина тренировались с применением бронированной техники и крупнокалиберных пулемётов на территории зоны безопасности, установленной после молдавско-приднестровского конфликта 1992 года. Отрабатывались методы обезвреживания захвативших мост «террористов».
В том же месяце под румынским городом Галац близ границы с Молдавией началось учение Saber Junction 15. В рамках первой фазы учения была осуществлена высадка 200 военнослужащих 173-й воздушно-десантной бригады армии США на полигоне румынской армии. По легенде учения, американские подразделения совместно с румынскими «партнёрами» освобождали захваченный аэропорт.
Румынская армия, несмотря на низкий уровень её подготовки, имеет в своих боевых порядках 73 тысячи военнослужащих, из них более 40 тысяч – в сухопутных войсках (три пехотные дивизии). Часть офицерского корпуса и личного состава подразделений спецназа имеет опыт боевых действий в «горячих точках» (Афганистан, Ирак) совместно с американскими войсками. Поэтому опасность её вовлечения в мероприятия по военному давлению на ПМР нельзя сбрасывать со счетов.
Молдавская армия по численности значительно меньше: около 5 тысяч военнослужащих (в запасе – до 60 тысяч), из них 3 тысячи – в сухопутных войсках, состоящих из 3 мотопехотных бригад и батальона спецназа. На их вооружении небольшое число артиллерийских орудий и бронетранспортёров советского производства, танки отсутствуют. В составе ВВС несколько вертолётов Ми-8 и Ми-17.
Что касается численности вооружённых сил ПМР, то она составляет 5–7 тысяч человек, но в случае развязывания боевых действий может быть увеличена до 80 тысяч. Ядро наземных войск – 4 мотострелковые бригады, из них одна гвардейская, а также несколько батальонов спецназа. Имеется более сотни артиллерийских орудий и пусковых установок РСЗО «Град», небольшое количество танков Т-64, до сотни БТР-60 и БТР-70. Кроме того, несколько вертолётов могут быть использованы для поддержки наземных подразделений.
Удар направлен против России
Естественно, ПМР трудно выдержать военное противостояние одновременно с Украиной, Молдавией и Румынией. Однако пока в Приднестровье находятся российские миротворцы, вряд ли кто решится на военную авантюру. Вместе с тем нельзя не заметить, что Молдавия, с одной стороны, стремится переформатировать миротворческую миссию в Приднестровье. Как недавно заявил министр обороны Молдавии Виорел Чиботару, Кишинёв и Бухарест приступают к формированию совместного «миротворческого» батальона, а в перспективе планируют включить в него военнослужащих Украины и Польши. А с другой – киевские и молдавские власти предпринимают активные шаги, чтобы вытеснить российских миротворцев из Приднестровья.
21 мая 2015 года Украина разорвала договор с РФ о транзите военных в Молдавию. Ранее были денонсированы соглашения, позволявшие доставлять миротворческому контингенту военные грузы, питание и обмундирование. В результате российские солдаты оказались заблокированными в Приднестровье. Осталась лишь одна возможность доставки грузов – по воздуху через аэропорты Молдавии. Но и эта дверь может в любой момент захлопнуться. Тем более что Кишинёв уже попросил российскую сторону за месяц информировать о прибытии российских военных в республику. В противном случае прилетевших без предупреждения военнослужащих задержат и депортируют. По данным СМИ, с октября 2014 года таких случаев уже было около сотни.
Вместе с тем нельзя исключить различных провокаций против российских военнослужащих. Ведь не случайно, как указывают некоторые наблюдатели, губернатором Одесской области назначен Михаил Саакашвили, известный специалист по таким провокациям. Того же можно ожидать и от сотрудников частных военных компаний США, которых сегодня полно и в Молдавии, они давно уже специализируются на проведении подобных акций. А пока идёт интенсивная подготовка контингентов вооружённых сил Украины и Молдавии к возможным боевым действиям в Приднестровье.
Безусловно, Россия не уйдёт из Приднестровья. Не оставит она в беде и своих военнослужащих. Ещё в апреле министр иностранных дел РФ Сергей Лавров официально предупредил, что Россия будет реагировать на нападение на своих граждан, как на нападение на страну. Сейчас вопрос снабжения группировки прорабатывается в Минобороны и Минтрансе. Эксперты обращают внимание на то, что препоны в снабжении военных в Приднестровье украинские власти ставили всегда, но сегодня ситуация действительно критическая.
Владимир МОЛЧАНОВ