В минувшие выходные закончилось самое крупное трехнедельное учение сил специальных операций стран-членов НАТО «Пылающий меч – 2015», проходившее на территории Литвы в непосредственной близости от белорусской границы.
Учение ССО стран-членов Альянса проводится ежегодно на территории стран Балтии. Однако учение текущего года имело ряд особенностей.
Во-первых, масштаб и сроки многонациональных маневров выросли в несколько раз. Так, кроме Литвы, Латвии и Эстонии, в этот раз в нем приняли участие спецподразделения Дании, Норвегии, Польши, Швеции и США под непосредственным контролем со стороны командующего специальных сил США в Европе генерал-майора Григория Дж.Ленгейла (Gregory J. Lengyel).
Во-вторых, помимо военнослужащих ССО в учениях были задействованы антитеррористические подразделения, военная полиция и администрации районных городов. С воздуха поддержку осуществляли военно-воздушные силы Литвы.
В-третьих, учения были проведены в непосредственной близости от границы Беларуси – в городах Варена, Шальчининкай и Друскининкай.
По словам министра обороны Литвы Юозаса Олекаса, спецподразделения союзников отработали вопросы взаимодействия в кризисных ситуациях с целью укрепления безопасности Балтийского региона и получили высокую оценку со стороны наблюдателей.
Вместе с тем, следует уточнить, что, в частности, согласно замыслу учения отрабатывалась высадка диверсионно-разведывательных групп при поддержке авиации, а также велась отработка городских боев.
Масштабы, интенсивность и направленность проводимых Литвой учений поневоле вызывают озабоченность у белорусских экспертов. Прикрываясь украинским кризисом, как ширмой, НАТО оправдывает увеличение количества мероприятий оперативной и боевой подготовки своих Объединенных вооруженных сил на территории стран Балтии.
Но возникает вопрос – к чему спецназ Альянса готовится в каких-то 60 км от Беларуси?
Следует отметить, что военно-политическое руководство Литвы продолжает непропорционально наращивать военную мощь, модернизировать вооружение, совершенствовать организационно-штатную структуру подразделений, наращивая их ударные возможности.
Численность вооруженных сил Литвы растет с каждым годом. Так, к 2021 году только количество генералов увеличится с 9 до 14, а младшего офицерского состава – с 365 до 647 (на 77%). Понятно, что будут создаваться новые подразделения.
Возникает вопрос: зачем стране, испытывающей проблемы в социальной сфере, дефицит бюджета и демографический спад, в первую очередь наращивать военную составляющую?
Несмотря на то, что Беларусь развивает военное сотрудничество с Россией, к примеру, создана Региональная группировка войск для обеспечения безопасности на западном направлении, официальный Минск выстраивает многовекторнуюю политику и партнерские отношения со всеми странами-соседями. Поэтому «бряцание оружием» со стороны официального Вильнюса под носом у белорусов вызывает лишь недоумение и опасения, провоцирует поиск баланса в расстановке сил и средств на белорусско-литовской границе.
Денис ГАЙШУН