В турецком Белеке 13 мая состоялось заседание комиссии «Украина–НАТО». По его итогам было принято совместное заявление, насыщенное антироссийской риторикой и привычным уже перекладыванием с больной головы на здоровую вины за кризис украинской государственности и конфликт в Донбассе на РФ. Но примечательно оно все же иным. В нём детализируются направления сотрудничества Украины с НАТО, из чего яснее вырисовываются конкретные ее функции в роли геополитического тарана против России.
В эти же дни Украину в очередной раз посетила делегация американских военных во главе с командующим Сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенантом Б. Ходжесом. Судя по всему, этот визит – нечто вроде предварительной инспекции относительно того, куда конкретно должны быть направлены усилия США и НАТО в модернизации украинской армии.
И заседание комиссии «Украина–НАТО» в Белеке, и этот визит явно следует рассматривать как начало реализации подписанной 23 апреля новой годовой национальной программы сотрудничества Украина–НАТО на 2015 г. Она и формирует повестку дня наблюдаемых ныне визитов и встреч официального Киева с натовцами и вашингтонскими представителями.
В повестке НАТО на Украине просматривается несколько направлений.
1. Пропаганда (под видом информирования населения) НАТО на Украине и разных форм сотрудничества между киевским режимом и альянсом. При этом упор делается на региональный и местный уровень. Для этого предлагается использовать профильные передачи на телевидении, сотрудничество со структурами гражданского общества, а также усилить пропаганду НАТО в военных учебных заведениях.
Кроме того, планируется, что альянс примет более деятельное участие в вопросах переподготовки государственных служащих (не имеющих отношения к сектору безопасности) в интересах двустороннего сотрудничества. Годовая программа, кстати говоря, в этом вопросе снова предлагает использовать грузинский опыт (который, похоже, теперь для Украины считается универсальным).
Главное изменение: очень масштабным станет влияние НАТО на весь сектор безопасности и обороны Украины, и в частности на управление им. Разнообразными программами предусмотрена тотальная переподготовка почти всего высшего руководящего состава СНБО, Минобороны, силовых структур по стандартам НАТО, участие последнего в разработке всех концептуальных и стратегических документов, в непосредственной практике кризисного стратегического управления.
В совместном заявлении комиссии «Украина–НАТО» 13 мая эти направления подтверждены с указанием механизма финансирования: «Все более тесное сотрудничество в рамках особого партнерства усилит способность Украины обеспечить свою собственную безопасность и в дальнейшем улучшать совместимость между силами Украины и НАТО... Мы делаем успехи относительно трастовых фондов по управлению, контролю, связи и компьютеризации, логистики и стандартизации, киберзащиты, переподготовки военных, уволенных в запас, и медицинской реабилитации раненых военных, а также рассматриваем возможности создания дополнительных трастовых фондов...»
Помимо этого планируется привлечь НАТО на всех этапах разработки и утверждения комплексного обзора сектора безопасности и обороны, оптимизации и улучшения деятельности субъектов указанного сектора, привлечь к этим задачам иностранных консультантов-советников. В документе это направление годовой программы развивается следующим образом: «Союзники усилили Офис связи НАТО в Киеве и направили советников в правительство Украины, в том числе в Министерство обороны».
Явно в контексте проведения карательной операции на востоке Украины следует рассматривать и планы НАТО по «обеспечению повышенного уровня боеготовности подразделений Центра специальных операций борьбы с терроризмом».
2. Планы НАТО в отношении одной из наиболее одиозных структур киевского режима – Нацгвардии наиболее масштабны. Среди задач на ближайшую и среднюю перспективу в годовой программе значатся: повышение оперативных и профессиональных возможностей Нацгвардии путем оснащения ее новейшим и модернизированным вооружением, современной авиацией (!) и спецтехникой, совместимой с аналогичными системами развитых государств, средствами противовоздушной обороны (!), боеприпасами, поддержка на высоком уровне боеспособности, отмобилизованности и боевой готовности. Сейчас идёт интенсивная индивидуальная подготовка личного состава, а также его оснащение современными автоматизированными системами управления и цифровой связи. По словам посла США на Украине Дж. Пайетта, военнослужащие США начали обучать украинских военных пользованию радиостанциями засекреченной связи. Все эти планы согласуются со стратегией США по превращению именно Нацгвардии в наиболее боеспособное воинское формирование на Украине.
3. НАТО впервые, наверное, взялось реально оценить потенциал украинской армии, и в частности украинских военно-морских сил, усилить систему ПВО, а также ускорить процесс обеспечения совместимости сил и средств ВСУ по выполнению совместных заданий с силами НАТО. Кстати говоря, тут же следует отметить большое желание альянса как можно быстрее обеспечить интегрированность информационно-коммуникационных систем Министерства обороны в аналогичные системы НАТО. Наверное, чтобы получать более оперативно актуальную информацию о реальном состоянии дел в ВСУ, а не ждать, пока она пройдет через все «фильтры» командно-бюрократической системы. Помимо проблем связи, важным для НАТО является обеспечение особого уровня подготовки и вооружения создаваемых Сил специальных операций ВСУ.
4. Уделено внимание и оборонно-техническому сотрудничеству. Помимо традиционных планов привести все на свете к стандартам НАТО есть важный пункт об «обеспечении развития оборонно-промышленного комплекса Украины с учетом опыта и лучших технических стандартов альянса». Об этой угрозе уже не раз предупреждали независимые эксперты, и вот началась её материализация. Фактически альянс решил взять на себя часть финансовых расходов Киева по закрытию основной массы украинских предприятий ВПК под предлогом «приведения к стандартам НАТО» и наполнению оставшихся и простаивающих производств заказами на низкотехнологичные комплектующие к натовской технике. Ещё в начале апреля специалисты «Укроборонпрома» совместно с Минобороны Украины и представителями НАТО разработали «Дорожную карту реформирования системы стандартизации в оборонной сфере на 2015-2018 гг.», которая является приговором украинской высокотехнологичной промышленности в целом. Одновременно такой же приговор выносится украинско-российской промышленной кооперации.
Таким образом, нарастающая всесторонняя интеграция Украины в НАТО всячески маскируется гуманитарными, политическими и техническими вопросами. Симптоматично, что название программы, которая и определяет направления работы НАТО на Украине, так и не изменилось на свое первоначальное (раньше была Годовая программа по достижению членства Украины в НАТО).
Само сотрудничество режима с альянсом становится более конкретным и предметным (что видно и по годовой программе, и по итогам встречи комиссии Украина–НАТО 13 мая). В случае выполнения всех запланированных мероприятий можно будет констатировать, что уровень вовлеченности НАТО в систему работы сектора безопасности и обороны Украины станет беспрецедентным. Также беспрецедентной является всесторонность и глубина проникновения альянса во все государственные институты Украины, а не только в силовые.
Подобные тенденции в условиях агрессивного наступления США на законные интересы России на постсоветском пространстве показывают, что: 1) киевский режим усиленно готовят к силовому подавлению республик Новороссии; 2) Украину настойчиво, при помощи хунты готовят к будущим агрессивным войнам (под видом миротворческих операций) на постсоветском пространстве и в соседних с Россией странах. В случае успеха усилий Вашингтона по дестабилизации ситуации в иных точках постсоветского пространства по типу февральского 2014 г. переворота в Киеве силовики режима будут брошены на помощь местной проамериканской пятой колонне.
Вашингтон и НАТО упорно натаскивают киевский режим на войну с братской и дружественной Россией, на обслуживание абсолютно чуждых Украине геополитических амбиций Запада и ТНК. А население страны соответственно удерживается в заложниках нарастающей конфронтации.
Григорий ЛАЦКО