Ситуация вокруг Приднестровья остается очень неоднозначной: с одной стороны, мы видим некое «потепление» в отношениях между Кишиневом и Тирасполем (выразившееся, например, в решении о взаимном признании страховых полисов ОСАГО), с другой - присутствуют элементы блокады, о которых мы писали еще в начале года.
Некоторые из них усиливаются. Молдавские власти, например, на «полную катушку» используют то обстоятельство, что российские граждане могут сегодня попасть в Приднестровье (и в саму Молдову) только через Кишиневский международный аэропорт. С начала года мы стали свидетелями целой серии запретов на въезд для российских журналистов, направлявшихся в ПМР, да и не только. Последний, совсем свежий пример – со съемочной группой канала «ТВ-Центр», до этого в Приднестровье не впустили российских журналистов телеканала «Звезда».
Под прессинг кишиневских силовиков попадали приднестровские дипломаты и даже журналисты, направлявшиеся в Россию, а затем возвращавшиеся в ПМР. В аэропорту от них, в частности, требовали информацию о целях командировок. И эта практика со стороны РМ, судя по всему, будет продолжаться.
Одновременно с попытками информационной и политической изоляции ПМР от России используются и отдельные меры экономического давления. Здесь подключилась Украина, которая уже официально ввела запрет на провоз подакцизных товаров через пункты пропуска на приднестровском участке границы, то есть на импорт этих товаров в ПМР. Де-факто такой запрет существовал с августа-сентября 2014 г.
Точечное экономическое давление будет использоваться для того, чтобы попытаться поэтапно интегрировать ПМР в таможенное и экономическое пространство Молдовы, а в качестве конечной цели – в углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (УВЗСТ) «РМ–ЕС». Кишинев и Киев пока не предпринимают слишком жестких экономических шагов, так как Евросоюз, адресовавший целый ряд письменных рекомендаций молдавскому правительству во главе с Кириллом Габуричем, настаивает на проведении переговоров с Тирасполем по УВЗСТ. Такая позиция была отражена не только в «Информационных записках партнеров по развитию» (те самые рекомендации), но и в ходе визита в Кишинев делегации Вышеградской группы в начале марта. То есть Евросоюз выступает в роли «доброго полицейского». Пока.
Одной из мер по «мягкому» втягиванию ПМР в экономическое пространство РМ фактически стало решение молдавского правительства о легализации магазинов duty-free на территории Приднестровья. Через них ПМР, скорее всего, сможет ввозить подакцизные товары, но это будет происходить в условиях лицензирования со стороны Кишинева.
Молдавские аналитики, близкие к нынешней власти, описывают схему, при которой вступление Приднестровья в УВЗСТ должно привести сначала к экономическому, а затем и к политическому объединению Молдовы и Приднестровья, как они говорят, по «закону эффекта». Они указывают на сохраняющуюся сильную зависимость приднестровского экспорта от европейского и молдавского рынков.
Подводя итог, отметим, что экономическое давление Кишинева и Киева на ПМР может быть в любой момент усилено или ослаблено – здесь есть целый арсенал средств, которые могут применяться, в том числе и в зависимости от сговорчивости Приднестровья по вопросу о присоединении к УВЗСТ. Напомним, что Евросоюз настаивает на решении этого вопроса до конца 2015 г.
***
В отдельную главу надо выделить военное присутствие НАТО и США в регионе, которое в последние недели нарастает. Если ЕС сосредоточился на экономическом аспекте региональной политики, то США – на военном.
Речь идет о планах размещения тяжелой военной техники и боевой авиации альянса в Румынии, а также о меморандуме, предполагающем сотрудничество Украины и НАТО в сфере управления, связи, разведки и наблюдения. За последний месяц в Молдове и Румынии прошел целый ряд учений с участием достаточно большого числа военнослужащих США. В конце марта на полигоне Смырдан под румынским городом Галац (это совсем недалеко от молдавской границы) высадились 200 американских десантников, которые открыли масштабные многонациональные учения Saber Junction 15. Любопытна легенда этих учений – освобождение захваченного аэропорта. Во второй фазе Saber Junction 15, кстати, было запланировано и участие молдавских военнослужащих. Всего РМ и Румыния задействовали около 2,5 тыс. человек. Румынский министр обороны Мирча Душа заявил, что цель учений – подготовить солдат к совместным операциям, «совместной борьбе».
В Молдове состоялись учения Travel Contact Team 2015, в ходе которых военнослужащие Национальной армии РМ и Национальной гвардии Северной Каролины вошли в пределы зоны безопасности молдо-приднестровского конфликта. То есть в зону ответственности миротворцев. При этом месяцем ранее, в конце февраля, командующий европейской группировкой войск США и силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав заявил, что Россия попытается использовать миротворческий контингент в Приднестровье для того, чтобы «не допустить сближения Молдовы и Запада». Совпадение?
Нужно также обратить внимание на позицию заместителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймса Аппатурая, считающего, что «в контексте давления России Молдова нуждается в большей военной поддержке»; на заявления президента Молдовы Николая Тимофти о необходимости пересмотреть нейтралитет РМ и присоединиться к НАТО; на предложение молдавского премьера Кирилла Габурича открыть представительство Североатлантического блока в Кишиневе; на слова министра обороны РМ Виорела Чиботару о том, что Молдове нужно готовиться к «гибридной войне».
В общем, если говорить о западном военном потенциале, картина для Приднестровья складывается нерадужная. И вероятность угроз со стороны Кишинева и Киева при поддержке Североатлантического блока и США может быстро возрасти, если в регионе вдруг нарушится баланс сил – например, если возобновятся полномасштабные военные действия на востоке Украины и Донецк и Луганск начнут терпеть поражения. Судьба Приднестровья напрямую зависит от ситуации на Донбассе.
***
Вместе с тем есть факторы, которые могут сыграть для Приднестровья в «плюс», ослабив возможность блокады либо военного давления. Один из них – это вероятные дезинтеграционные процессы в Европейском союзе. Любой такой дезинтеграционный процесс (будь то с Грецией, которая может «выпасть» из еврозоны, или с Великобританией, где вырисовывается референдум о выходе из ЕС) – это не очень хорошее известие для «Восточного партнерства». И в самом деле: надо ли давать надежду на членство в ЕС той же Молдове, если есть проблемы с куда более благополучными, в общем-то, странами? Если кто-то по своей воле хочет покинуть корабль под названием ЕС, а кого-то хотели бы сбросить за борт как балласт? Нужен ли еще такой же по европейским меркам балласт, и даже еще худший?
Проблемы внутри Евросоюза могут привести к утрате даже призрачной европейской перспективы для РМ. Если акценты в политике Евросоюза начнут меняться в сторону твердого отказа от расширения, то это может проявиться уже на саммите «Восточного партнерства» в Риге, который намечен на 21-22 мая. Саммит состоится как раз после того, как пройдут парламентские выборы в Великобритании и несколько прояснится ситуация с Грецией и ее долгом.
Экс-президент Румынии Траян Бэсеску уже сегодня считает, что Молдова точно не станет членом ЕС и единственный путь в Евросоюз для нее – это соединиться с Румынией. Но это тоже не значит, что жители РМ превратятся в полноценных европейцев – румынских мигрантов не жалуют ни в Италии, ни во Франции, ни в Великобритании. Да и для многих в Молдове одно дело – ЕС, и совсем иное – Румыния.
Дезинтеграционные процессы в Евросоюзе могут отвлечь внимание Брюсселя от постсоветских стран; с другой стороны, в той же Молдове, если ее население окончательно поймет, что никакого реального европейского будущего нет, усилятся пророссийские настроения. Собственно, это происходит уже и сейчас: по данным апрельских опросов, если бы в РМ состоялся референдум о внешнеполитическом выборе, то 50% респондентов проголосовали бы за вхождение в Таможенный союз и только 32% – в Европейский. Еще полгода назад голоса распределялись примерно поровну. То есть уже сегодня все большее число граждан РМ не видит перспективы в ЕС.
Усиление пророссийских сил в Молдове (если они действительно останутся пророссийскими), в свою очередь, может помочь разблокировать ситуацию для Приднестровья и в целом снизить нынешнее напряжение в регионе. Даже в том случае, если расклад на Украине останется таким, как сейчас.
Андрей МОСПАНОВ