В Швеции и Финляндии всё активнее поднимают вопрос о присоединении к НАТО
Военная истерия, нагнетаемая США и военно-политическим руководством Североатлантического альянса, охватила и не входящие в него Швецию и Финляндию. Словно устав от нейтралитета, которого Финляндия придерживается уже не одно десятилетие, а Швеция вообще более 200 лет, определённая часть политиков этих стран всё чаще твердит о необходимости присоединения к НАТО. При этом ссылаются на извлечённые из запасников «холодной войны» вымыслы об угрозе с Востока.
«Деятельность НАТО у российских границ, наращивание военной активности, в том числе через создание оперативных возможностей для сил реагирования НАТО, – это прямая непосредственная угроза национальной безопасности России. Мы давно говорили, и это знают в руководстве НАТО, что не считаем альянс вражеским объединением, но их действия и решения, которые принимаются в рамках концепции НАТО, создают серьёзные угрозы не только для российской безопасности, но и для безопасности в Евроатлантике в самом широком смысле этого слова.»
Официальный
представитель МИД РФ
Александр ЛУКАШЕВИЧ
Активность у границ с Россией
И пример им подаёт сосед – Норвегия, старожил НАТО. В унисон с антироссийской политикой, проводимой Вашингтоном и Брюсселем, в Осло пытаются сформировать устойчивое общественное мнение, основанное на убеждённости в неправомерных действиях Москвы на Украине, а также о мнимых попытках воздушного и подводного шпионажа России за самой Норвегией. Так, в интервью CNN глава оборонного ведомства Норвегии Ине Эриксен Серейде заявила, что отношения Запада с Россией уже никогда не будут прежними. «Ситуация изменилась. Уже нет пути назад к нормальному состоянию, нормальным отношениям. Потому что этой нормальности больше нет», – сказала политик, отвечая на вопрос об отношениях Норвегии с Россией.
Или взять недавние крупномасштабные военные манёвры, которые прошли в норвежской губернии Финнмарк. В них участвовали военно-воздушные и военно-морские силы, армия, национальная гвардия, а также логистические и специальные подразделения. В 10-дневных манёврах были задействованы около 5 тысяч военнослужащих и свыше 400 единиц техники. Напомним, что Финнмарк непосредственно примыкает к российской границе и по этой причине, а точнее, чтобы не вызывать обеспокоенности у восточного соседа, Норвегия с 1967 года избегала демонстрировать здесь силу.
Естественно, в королевстве отрицают, что проведение манёвров связано с нынешней геополитической ситуацией. «Данные учения были запланированы задолго до обострения ситуации на Украине, – заявил официальный представитель вооружённых сил Норвегии Александер Янков. – Это часть национальной оборонной стратегии, которая предполагает совместные учения различных родов войск по всей стране. В 2013-м мы проводили учения в Бергене, в прошлом году – в губернии Тромс, а теперь, впервые с 1967 года, – в Финнмарке. В следующем году будем тренироваться в Трёнделаге». Сообщается также, что в 2018 году на севере Норвегии пройдут крупномасштабные учения НАТО, в которых может принять участие до 25 тысяч военнослужащих стран альянса. «То, что учения пройдут в северной части территории альянса, отвечает интересам Норвегии и НАТО», – указала та же Ине Эриксен Серейде.
В 2018 году на севере Норвегии пройдут крупномасштабные учения НАТО, в которых может принять участие до 25 тысяч военнослужащих стран альянса
Более того, Норвегия продолжает перебрасывать свои войска в северные регионы. В опубликованном во вторник в газете «Нурлюс» интервью об этом заявил командующий главным оперативным командованием (ГОК) вооружённых сил Норвегии генерал Мортен Хага Лунде. «Как глава ГОК, я хотел бы видеть усиление нашего присутствия на севере, в особенности это касается флота и разведывательных самолётов «Орион». Наша задача – контролировать происходящее на нашей территории, а также в море, – подчеркнул Лунде. – Присутствие должно быть увеличено до уровня, когда мы будем находиться на севере постоянно, чтобы это стало нормальной практикой. Мы надеемся достичь этой цели, и наша активность в северных регионах в 2015 году будет выше, чем в 2014-м».
И всё это будет происходить непосредственно у границы с Россией, которую норвежцы привыкли называть границей дружбы. При этом военная активность здесь сопровождается навязыванием населению образа врага в лице России. Этой цели служит и политический триллер Occupied («Оккупированные»), премьера которого, как утверждается, состоится на норвежском телевидении уже в ближайшее время. Сюжет 10-серийной ленты, придуманный писателем Ю Несбё, прост: Россия решила оккупировать территорию Норвегии, чтобы обезопасить экспорт своей нефти. Главные герои фильма – простые норвежцы, которым приходится выживать в захваченной Россией стране.
На пути в Альянс
Что касается Швеции и Финляндии, то говорить об их нейтралитете, после того как они в прошлом году в Уэльсе подписали договоры с НАТО о военной помощи в кризисных ситуациях, по сути не приходится. Ведь согласно этим соглашениям перед альянсом открываются колоссальные возможности по использованию шведской и финской территории для своих военных нужд. В частности, они оговаривают условия, при которых силы быстрого реагирования НАТО получают право проводить учения в этих странах, а их правительства обязаны решать технические и логистические задачи, в том числе предоставлять военнослужащим альянса продовольствие, топливо и боеприпасы. Кроме того, соглашения дают силам альянса возможность свободно перемещаться в воздушном, наземном и морском пространстве Финляндии и Швеции в случае возникновения кризисной ситуации.
Интересно, что Финляндия в отличие от Швеции заключила и ратифицировала договор тайно, без широкого обсуждения в СМИ и рассмотрения в парламенте. И не случайно, учитывая, что финский премьер-министр Александр Стубб не скрывает, что является сторонником членства в НАТО. С момента назначения на пост премьер-министра в июне 2014 года Стубб регулярно говорит о пользе для финнов «слияния» с НАТО. Один из главных аргументов при этом – уверенность премьера в том, что обеспечить качественную безопасность Финляндии могут лишь силы альянса. «Я по-прежнему считаю, что это очень важно для Финляндии, и не исключаю благоприятного сценария в ходе следующей государственной программы», – заявил он, выступая 25 марта на встрече «Общества Паасикиви» – объединения экспертов во внешнеполитической области.
По словам Стубба, новое финское правительство, которое будет сформировано после апрельских выборов в парламент, должно изучить вопрос о том, что принесёт стране вступление в военный блок. Такое исследование, добавил он, хорошо было бы провести совместно со Швецией. «Важно, чтобы из программы следующего правительства пункт о возможности вступления в НАТО не был исключён, в отличие от программы действующего кабинета министров. По-моему, его исключение было ошибкой», – сказал Стубб.
Спектр вопросов военного сотрудничества Швеции и Финляндии простирается от логистики и материального обеспечения до совместимости вооружения армии, авиации и флота
Тем временем в конце марта на территории Финляндии прошли совместные учения национальных ВВС с военно-воздушными силами Швеции и США. С финской стороны в них приняли участие истребители «Хорнет». США были представлены самолётами F-16, Швеция – «Грипенами». В ходе трёхсторонних учений состоялась отработка совместных действий лётчиков НАТО, Финляндии и Швеции, имеющих принципиально разные системы и самолёты.
Справедливости ради следует сказать, что в Швеции меньше, чем в Финляндии, ратуют за вступление в НАТО. Более того, министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем в январе во время прений в риксдаге (парламенте) страны, посвящённых вопросам внешней политики, категорически отклонила предложения партий «буржуазного альянса» о необходимости исследования вопроса по вступлению Швеции в НАТО. По мнению Вальстрем, такое исследование подаст сигнал окружающему миру, что Швеция меняет свою позицию по этому вопросу. «Я не слышала ни одного аргумента, который бы убедил меня, что мы должны отказаться от политики неприсоединения к альянсам. Наша стратегия безопасности остаётся в силе, притом что мы должны развивать нашу оборону», – заявила министр.
И тем не менее Швеция расширяет сотрудничество с Североатлантическим блоком. Интересно, что до 1997 года в Швеции существовало секретное подразделение ВВС, носившее наименование «Авиачасть 66», задачами которого были транспортировка к финской границе агентов НАТО, проведение учений и разведки в интересах Североатлантического альянса.
Ныне же Швеция представлена в 150 с лишним натовских комитетах, армия королевства активно сотрудничает с НАТО, участвуя в различных совместных мероприятиях и учениях, в том числе и по отработке действий согласно упоминавшемуся выше договору с НАТО о сотрудничестве в кризисных ситуациях.
Активизируют военное взаимодействие
Взаимодействие с НАТО отрабатывается и в рамках «Северного оборонного сотрудничества» (Nordic Defence Cooperation – NORDEFCO). NORDEFCO был создан в ноябре 2009 года и стал основой для формирующегося военного союза между Швецией и Финляндией с одной стороны и натовскими Данией, Исландией и Норвегией с другой. В апреле 2014 года в Тромсё (Норвегия) прошло очередное совещание министров обороны стран NORDEFCO. Министры обсудили вопросы дальнейшего укрепления военного сотрудничества. Вслед за этим совещанием 6 мая 2014 года министры обороны Финляндии и Швеции приняли план действий, предусматривающий взаимодействие военных ведомств двух стран по шести основным направлениям. Спектр вопросов военного сотрудничества Швеции и Финляндии простирается от логистики и материального обеспечения до того, что армиям, авиации, флотам предписано проводить больше совместных учений. Планом также предусматривались исследования целесообразности создания совместных авиационных и морских подразделений двух стран. Такие подразделения предоставят Финляндии и Швеции возможность направлять войска с сопоставимым современным потенциалом для участия в операциях ЕС, ООН и НАТО по разрешению кризисных ситуаций в мире.
В октябре 2014 года был опубликован предварительный, а в начале февраля 2015 года – итоговый отчёт об углублении военного сотрудничества между Финляндией и Швецией в ближайшие годы. Оно прежде всего направлено, как подчёркивается в документе, на повышение функциональной совместимости вооружённых сил двух стран и придание им возможности действовать совместно как внутри Швеции и Финляндии, так и в регионе Скандинавии и на международной арене. Например, в ближайшем будущем можно ожидать создания шведско-финской боевой группы (Battle Group) в рамках вооружённых сил Евросоюза. Что касается НАТО, то смешанные финско-шведские подразделения будут проводить совместные манёвры с подразделениями стран альянса манёвры как в пределах Северного региона, так и за его рубежами.
Программа совместного сотрудничества между вооружёнными силами Финляндии и Швеции предполагает работу в шести областях: ВМС, ВВС, сухопутные силы, тыл, связь и штабное управление. В каждой из них поставлена задача разработать концепцию, включая дорожную карту с целями и сроками мероприятий по ним.
Ключевым элементом для достижения успеха в военном сотрудничестве в области обороны двух стран, как было признано в итоговом отчёте, является возможность обмена секретной информацией на всех уровнях – тактическом, оперативном и стратегическом. В настоящее время Финляндия и Швеция не обладают безопасными линиями связи между собой на стратегическом и политическом уровне, за исключением дипломатических курьеров. Программа военного сотрудничества двух стран предполагает создать эти линии на уровне самых современных возможностей в целях обмена секретной информацией. Безопасные и надёжные коммуникации предполагается установить и использовать на всех уровнях взаимодействия: политическом, стратегическом и оперативном.
Таким образом, совершенно очевидно, что военный союз двух стран является фактом. Как и то, что его деятельность предполагает ещё и возможность встраивания будущих совместных подразделений Финляндии и Швеции в военную систему Европейского союза и участие их в совместных с НАТО операциях. И это отнюдь не способствуют укреплению дружбы и добрососедства на Севере Европы, сотрудничества с нашей страной, что было характерного для региона на протяжении многих десятилетий.
Новости
Предостережение дипломата
Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя считает, что присутствие войск НАТО у российско-финской границы не является хорошей идеей, поскольку лишь побудит Москву принять ответные меры, что не выгодно никому. «Граница между Финляндией и Россией – одна из самых стабильных и спокойных в мире, там нет никаких проблем. Такого же мнения придерживается и Москва. И нет никаких причин для того, чтобы Россия хотела там проблем. Присутствие военнослужащих НАТО на этой границе как раз вызовет такой эффект. Лично я не считаю, что НАТО будет нападать на Россию, однако такое мнение бытует в России, и мы должны его учитывать», – приводят информагентства слова финского министра. Они же напоминают, что лишь 26 процентов финнов считают, что стране стоит вступать в альянс, в то время как 43 процента придерживаются другой точки зрения.
Создают совместные ВВС
Швеция и Финляндия создают единые военно-воздушные силы на основе одинаковых боевых многоцелевых истребителей, сообщил 6 апреля портал Defence World. В настоящий момент Финляндия стремится заменить свои одноместные истребители 55 F/A-18C «Хорнет» и двухместные 7 F/A-18D на многоцелевые шведские истребители SAAB JAS 39E/F «Грипен» или французские «Рафаль». Хельсинки и Стокгольм, подчёркивает Defence World, уже договорились активизировать сотрудничество между оборонными ведомствами для создания комбинированных финно-шведских ВВС с одинаковым типом боевых самолётов. Такая модель, отмечает Defence World, станет удобнее в «действиях сообща во время защиты от врага».
На арктических рубежах
Норвегия приступила к увеличению боевого и численного состава своих войск в Заполярье и формированию специализированных арктических подразделений. На это направлена «Стратегия рациональной обороны», которая предполагает выделение существенных бюджетных ассигнований, материальных, людских и иных ресурсов для укрепления арктических рубежей. Упор в ней делается на закупку новых видов военной техники в арктическом исполнении, а также на усиление боевой подготовки войсковых контингентов, предназначенных для действий на Крайнем Севере. Цель программы – создание войсковых формирований постоянной готовности модульного типа, способных выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами НАТО.
Владимир МОЛЧАНОВ