Завершившийся март отмечен, кроме прочего, и таким важным событием, как широкомасштабные объединенные учения норвежских вооруженных сил Joint Viking. Они прошли в губернии Финнмарк, граничащей с российской Мурманской областью. Маневры, в которых приняли участие военно-воздушные и военно-морские силы, армия, Национальная гвардия, а также специальные подразделения, длились 10 дней.
Подобные учения проводятся уже много лет. В них нет ничего предосудительного – любая армия должна тренироваться, чтобы быть готовой защитить национальные интересы. Однако есть детали, которые заставляют военных экспертов присмотреться к действиям норвежских военных более пристально, чем обычно.
Например, то обстоятельство, что крупномасштабные маневры на территории провинции Финнмарк, самой северной из норвежских губерний, проводятся впервые с 1949 года, когда, вступая в НАТО, Осло взял на себя одностороннее обязательство не проводить военных учений восточнее 28-го меридиана, чтобы не раздражать СССР. Это обязательство строго выполнялось многие годы, в том числе и после распада СССР. Учения норвежской армии на севере страны традиционно проводились в губернии Тромсё, что было удобно логистически и выгоднее с финансовой точки зрения. А теперь вот – Финнмарк, расположенный за 28-м меридианом. Очевидно, что самоограничение, которое наложила на себя Норвегия при вступлении в НАТО, больше не действует.
Нынешние маневры норвежской армии привлекли к себе внимание еще и тем, что им предшествовало резкое выступление в западной печати министра обороны Норвегии Ине Эриксен Серей. Госпожа министр прямо заявила, что у ее страны больше не будет нормальных отношений с Россией, которую она фактически обвинила в захвате Крыма и развязывании конфликта на юго-востоке Украины. Дама также пообещала реорганизовать подчиненные ей вооруженные силы.
Норвегия – член Североатлантического альянса, а Брюссель после сентябрьского саммита НАТО продолжил конфронтацию с Москвой, разорвал с ней все отношения и взялся критиковать политику Кремля на всех направлениях. Особенно преуспел в антироссийской риторике генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, бывший премьер-министр Норвегии. Евроатлантическая солидарность зашкаливает, и на этом фоне ясно, почему вдруг решено проводить военные учения вблизи российских границ.
Правда, официальный представитель вооруженных сил королевства оберст-лейтенант (подполковник) Александер Янков категорически отвергает любую связь нынешних маневров в губернии Финнмарк с текущей политической ситуацией, подчеркивая, что учения были запланированы полтора года назад, задолго до обострения ситуации на Украине. «Это – часть национальной оборонной стратегии, – утверждает Янков, – и она предполагает совместные учения различных родов войск по всей стране. Этот цикл не зависит от политической ситуации».
Примем объяснения официального представителя вооруженных сил Норвегии за истину. В конце концов, где и как проводить военные учения на собственной территории – внутреннее дело страны. Серьезной угрозы безопасности России они не представляют, и Москва будет относиться к ним с пониманием. Тем более, что наше министерство обороны в последнее время тоже взяло курс на укрепление своего военного присутствия за Полярным кругом. Создаются арктические бригады, военные городки на полярных островах и архипелагах, ведется наблюдение за Северным Морским путем, ремонтируются и модернизируются старые аэродромы и т.д.
Военная активность России в Арктике имеет только на одну цель – защитить свои национальные экономические интересы за Полярным кругом. Ни на одну пядь норвежской земли, как и ни на одну милю территориальных вод Норвегии Россия не претендует. Москва никогда не вмешивалась во внутреннюю и международную политику Осло и рассчитывает на такое же уважительное отношение к своим действиям. А возникающие вопросы предлагает разъяснять за столом переговоров, например, в рамках БЕАР (Баренцова\Евроарктического региона) или в формате других организаций.
В мартовских учениях этого года на территории провинции Финнмарк участвовали 5 тысяч военнослужащих. Однако следующие учения, запланированные Североатлантическим альянсом на 2018 год в северном регионе Норвегии вблизи российской границы, предполагают участие 25 тысяч военнослужащих НАТО (численность всей норвежской армии) и потребуют от российских военных серьезного анализа замысла, сценария и хода этих маневров. Согласно положениям Основополагающего акта Россия-НАТО, подписанного сторонами в 1997 году в Риме, Брюссель должен пригласить на эти учения в качестве наблюдателя и российскую сторону. Однако альянс отказался от сотрудничества с Россией и часто нарушает требования Основополагающего акта, так что ждать приглашения наших офицеров на эти большие натовские маневры в Норвегии вряд ли стоит.
Хотя учения станут очередным нарушением Основополагающего акта, большой беды российская сторона не почувствует. У нашей армии достаточно национальных средств контроля за ситуацией в пограничных районах, и Генеральный штаб, безусловно, получит всю необходимую информацию о ходе маневров.
Норвегия, со своей стороны, тоже активно ведет разведку того, как проходят учения на военных полигонах Российской Федерации. Судно «Марьята», вооруженное современными разведывательными системами, – непременный свидетель всего того, что происходит в Баренцевом море на полигоне Северного флота. Оно постоянно дрейфует на кромке границ российских территориальных вод, и наши моряки даже шутят: невозможно начать боевые стрельбы, пока на горизонте не появится «Марьята».
Россия тоже практикует военные учения недалеко от норвежской границы, не сковывая себя никакими ограничениями. Нужно, чтобы между соседями было равноправие. Однако добрососедство не исключает взаимоуважения, учета национальных интересов друг друга. Если Норвегия будет придерживаться такой политики, а ее руководители не станут сбиваться на недружественную риторику, никакого беспокойства по поводу военных учений вблизи российских границ у Москвы не будет.
Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель