Нападение сил НАТО на одно из государств, являющихся учредителем ООН, было предпринято без одобрения Совета безопасности ООН.
В течение двух с половиной месяцев 1 200 самых современных боевых самолетов западного альянса круглосуточно бомбили многочисленные военные, а также промышленные и гражданские объекты. Этот акт был также вопиющим нарушением Устава ООН, Хельсинкского документа 1975 года, Женевской конвенции 1949 года и Дополнительных протоколов 1977 года.
Нарушен также ряд принципов Заключительного акта Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного 1 августа 1975 года, прежде всего отказ от применения силы или угрозы силой, мирное урегулирование споров, в том числе принцип нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств.
В международном праве преобладает мнение, что применение силы во имя гуманитарных целей без одобрения Совета безопасности ООН противоречит Уставу ООН, а многочисленные юристы указывают на то, что весьма трудно найти случаи гуманитарного вмешательства, имевшие место в действительности.
То, что нападение на СР Югославию без согласия Совбеза ООН было нарушением норм международного права, впоследствии признали многие лидеры западных стран, включая тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шрёдера.
Агрессия сил НАТО против СР Югославии была специфической и потому, что альянс впервые проводил военные действия за пределами территории государств-членов этой организации. Речь шла о демонстрации стратегии так называемых «гуманитарных интервенций», т. е. применении военной силы во всем мире, в ситуации, когда кому-то кажется, что где-то права человека оказались под угрозой.
Представлен и новый вид ведения войны на расстоянии, с минимальными потерями в живой силе или без таковых. Агрессия также дала возможность командованию войск и штабам проверить на деле сложные системы командования вооруженными силами 19 государств-членов. Кроме того, КиМ и СР Югославия были полигоном для испытания новых видов оружия, которое ранее не использовалось.
Это крылатые ракеты «Томагавк» большой дальности, или так называемые «умные бомбы», кассетные бомбы, боеприпасы с обедненным ураном, графитовые бомбы, выводящие из строя системы передачи электроэнергии.
Данные о числе жертв сильно расходятся и варьируются от 2 до 10 тысяч человек, а материальный ущерб оценивается в сумму около 100 млрд. долларов. Агрессия вызвала осуждение во всем мире и подняла ряд вопросов, имеющих стратегическое значение для международных отношений и их будущего.
Оценивая эту ситуацию, американский конгрессмен Лестер Мансон подчеркнул, что если бы в международной судебной системе и юстиции не господствовали великие державы, то НАТО отвечал бы за ущерб, нанесенный СР Югославии во время агрессии. Однако, заметил он, «НАТО не подчиняется международному праву. Оно и есть международное право».