Канцлеру Ангеле Меркель, видимо, понравилась роль посредника, в которой она дебютировала в ходе минских переговоров по Украине. Недавно она заявила о желании Германии продолжить «миротворческую деятельность» и назвала возможной точкой приложения своих дипломатических талантов Закавказье. Немцы вдруг загорелись желанием поучаствовать в урегулировании нагорно-карабахского конфликта!
Как пояснила Меркель, ее весьма беспокоит то обстоятельство, что проблемы в зоне азербайджано-армянского противостояния, продолжающиеся 25 лет, до сих пор не решены При этом она выразила уверенность, что виновата в этом… Россия.
Любопытный вывод, не правда ли? Во всяком случае, канцлерин явно испытывает проблемы с интеллектом: где логика, где знание предмета и его анализ? И где политическая честность, наконец? Что натолкнуло на мысль о посредничестве немецкого канцлера, мало знакомого с историей Кавказа и его народов, имеющего смутное представление о причинах и истоках карабахской трагедии? И как вдруг пришла к фрау Меркель эта удивительная догадка: виновата Россия! Озарение, и только!
Но откуда, все же, спустилось на немецкого канцлера внезапное желание вмешаться в дела региона, весьма далекого от границ Германии? Ответ достаточно очевиден: Запад пытается сорвать интеграционные процессы на пространстве бывшего СССР через обострение потенциально конфликтных ситуаций. И вот, «карабахская проблема» поручена Меркель.
«Раскачав» до предела ситуацию на Украине, организовав здесь государственный переворот, поставив у власти «своих» людей, которые залили страну кровью и ненавистью, разрушили всю социально-экономическую, Соединенные Штаты и их союзники намерены продолжать подобную «миротворческую» деятельность и в других регионах постсоветского пространства, прежде всего, в Центральной Азии, и, конечно же, в Закавказье, которое благодаря важному геостратегическому положению и наличию топливно-энергетических ресурсов, давно притягивает к себе взоры западных политиков.
Россия, веками связанная самыми тесными узами с Южным Кавказом, который вместе с ней входил в течение двух столетий в состав единой страны, естественно, кровно заинтересована в прочном мире в этом регионе, граничащим с российским Северным Кавказом. И никто не прилагал столько усилий для урегулирования затяжного нагорнокарабахского конфликта, сколько это делала и продолжает делать Москва. И если эти усилия пока не приводят к желаемому результату (хотя очевидные подвижки в переговорном процессе в последнее время все же наметились), то это связано только со сложностью проблемы. Противоборствующие стороны подходят к ней с диаметральных позиций, и это делает задачу взаимоприемлемого соглашения исключительно трудной.
Однако есть еще одно немаловажное обстоятельство, объясняющее отсутствие ощутимого прогресса в переговорах. Оно связано с тем, что Запад, которому мир в Закавказье не нужен, очень активно использует свою пятую колонну, как в Армении, так и в Азербайджане. Благодаря ее усилиям, ситуация обостряется всякий раз по мере приближения компромисса: в обеих республиках нагнетается истерия, лозунг которой – «Никаких уступок!»
Так можно ли, учитывая все это, верить в искренность желания Ангелы Меркель способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта? Оболгать Россию, исключить ее из переговорного процесса, скомпрометировать как посредника – это да, здесь Меркель (кто бы мог подумать!) в первых рядах обличителей (отменный кукловод Обама работает с немецкой фантошей, демонстрируя большое искусство). И вот теперь помочь Вашингтону в его хитрой кавказской игре решила помочь госпожа канцлер. Только вряд ли на этот «крючок» попадутся лидеры Азербайджана и Армении, хорошо знающие – на примере Януковича – последствия коварных приемов западной дипломатии.
«Похоже, что попытки искусственного обострения потенциально конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве будут продолжаться», – уверен заместитель директора Национального института развития современной идеологии, известный российский политолог Игорь Шатров. По его мнению, конфликт на Украине будет не последним, следом за ним наверняка возобновятся конфликты на Кавказе и в Центральной Азии. «Активные интеграционные процессы, начавшиеся в формате Евразийского экономического союза (со вступлением туда Армении и в ближайшей перспективе присоединения Киргизии — от ред.), стали поводом для того, чтобы еще раз попробовать «раскачать лодку», – говорит Шатров. Именно успешное продвижение интеграции на постсоветском пространстве стало главной причиной украинских событий», – уверен политолог. Однако интеграционные процессы идут своим ходом: в самый разгар антироссийской санкционной кампании все государства ратифицировали соответствующие договоры, и с 1 января Евразийский экономический союз начал действовать.
Однако противники интеграции на постсоветском пространстве не успокоятся и будут продолжать политику создания конфликтных зон в различных регионах бывшего СССР, используя для этого любые возможности. Так что, возвращаясь к высказанному Ангелой Меркель желанию поучаствовать в урегулировании конфликта, связанного с Нагорным Карабахом, можно без всякого риска ошибиться утверждать, что это желание возникло, не без помощи Вашингтона, который хочет подключить к давно затеянной им игре на Кавказе свежих «игроков».
Валерий АЛЕКСАНДРОВ