Глобальное противостояние стало перманентным состоянием существования человечества
В какой-то степени успокаивать может лишь то, что глобальные конфликты возникают не так часто – два-три раза за столетие. Но уповать на это не стоит. Готовиться к ним нужно всегда. Во всяком случае так поступают ведущие страны мира и их ответственные руководители. «Хочешь мира – готовься к войне!» Актуальность этой аксиомы, похоже, имеет непреходящий характер.
Поэтому анализ современного глобального противостояния во всех его тенденциях и аспектах, формулирование выводов и предложений являются сегодня важнейшими и актуальными задачами для нашей военной науки и практической работы органов политического и военного управления государством.
Человечеству сегодня приходится гораздо чаще сталкиваться с локальными вооружёнными конфликтами. Они вызываются:
• обострившимися межгосударственными и внутренними противоречиями;
• борьбой за перераспределение сфер влияния и ресурсов;
• межнациональными и межрелигиозными противоречиями;
• попытками смены политических режимов и захвата власти;
• деятельностью сил экстремистской и террористической направленности.
Опасность вооружённых конфликтов этого рода состоит прежде всего в их ожесточённости и циничности, в непримиримости воюющих сторон, в их направленности главным образом против мирного населения и систем жизнеобеспечения людей. Кроме того, их отличают непредсказуемость, игнорирование инициаторами конфликтов любых законов и правил, имеющих отношение к понятиям прав человека, сохранения жизни людей. Мы это видим сегодня везде: в Афганистане, в Сирии, на Ближнем Востоке, в Африке, на Украине, в зонах террористической активности.
“За всю мировую историю ещё ни одно государство не представляло такой угрозы существованию человечества, как Америка.
Если же смотреть на эти вооружённые конфликты в более широком плане — в первую очередь с позиций национальных интересов и обеспечения безопасности России, то в них практически всегда присутствует угроза расширения масштабов дестабилизации обстановки до пределов, создающих прямые угрозы нашей национальной безопасности.
По-другому и быть не может, так как большинство локальных и региональных вооружённых конфликтов являются частными проявлениями того самого глобального противостояния. Они в той или иной форме обслуживают его. За ними практически всегда маячат тени стремящихся к мировому господству главных военно-политических игроков.
Все сегодняшние вооружённые конфликты в мире представляют неопровержимые доказательства этого. И именно поэтому любые вооружённые конфликты — как на постсоветском пространстве, так и в других странах и регионах мира — должны рассматриваться в их прямой связи со стратегией Запада, направленной своим остриём против России и стран, не подчиняющихся западной воле.
К сожалению, серьёзных перспектив на сокращение масштабов вооружённого противостояния и насилия в различных странах и регионах мира сегодня не просматривается. И на то есть причины.
Во-первых, совершенно очевидно, что в мире сильны позиции стран и сил, делающих ставку на силовое решение своих проблем.
Это признают и некоторые западные политологи. В статье, размещённой в издании Global Research в конце января с.г., её автор, американский обозреватель Стивен Лендман, пишет: «Америка развязала настоящую войну против человечества. Власти страны обращаются к таким методам, к которым диктаторы стесняются прибегать… Вашингтон планирует увеличивать границы американской империи до тех пор, пока не достигнет абсолютного мирового господства. Ради этого он готов пойти даже на ядерную войну против России или Ирана».
Автор, кстати, гражданин США, далее отмечает: «За всю мировую историю ещё ни одно государство не представляло такой угрозы существованию человечества, как Америка. Бушуют бесконечные войны. Против вымышленных противников. Новые войны начинаются с опасным постоянством». Лендман ничего не придумывает и не преувеличивает. Всё так и есть.
Во-вторых, разрушена существовавшая в годы реального межблокового баланса сил международная система сдержек и противовесов при реагировании мирового сообщества на острые ситуации, ведущие к дестабилизации военно-политической обстановки в странах и целых регионах.
Такой системы сегодня нет, хотя в стенах ООН и международных организаций идёт бесконечный диалог о судьбах мира. Многие, слишком многие страны из соображений собственной сиюминутной выгоды скорее готовы поддержать агрессивные действия США, нежели возвысить свой голос протеста.
В-третьих, существенно снизилась или ослабла роль международных организаций, созданных после окончания Второй мировой войны как раз для решения задач сохранения и укрепления мира, международной безопасности и предотвращения вооружённых конфликтов (ООН, Совет безопасности ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ).
Площадки этих международных организаций сегодня нередко используются ведущими странами Запада для продвижения собственных стратегических интересов, а не для справедливого решения задач поддержания мира и безопасности.
В-четвёртых, сегодня имеются все основания утверждать, что провоцирование и поддержка Западом внутренних и региональных политических кризисов и вооружённых конфликтов стали неотъемлемой частью общей западной стратегии и практики по расширению контроля над миром, его ресурсами и политическими процессами в неугодных Вашингтону, Лондону и Брюсселю странах.
В то же время США и их союзникам, пребывавшим после распада СССР в состоянии эйфории от возникшего у них ощущения силового превосходства над всем остальным миром, очень скоро пришлось убедиться в том, что они далеко не всесильны.
Неожиданно для Вашингтона и его ближайших союзников в мире возросло сопротивление диктату и насилию со стороны США и НАТО. Сегодня это сопротивление возникает и нарастает в основном со стороны стран и народов, являющихся жертвами западной агрессии и экспансии.
Итоги этого противодействия известны: это провальная для США вторая военная кампания в Ираке, фактически начисто проигранная американцами «антитеррористическая» операция в Афганистане, безрезультативность всех попыток давления на Иран с целью заставить Тегеран отказаться от реализации его ядерной программы…
Убедившись в своей неспособности или практической невозможности добиться быстрых и эффективных военных результатов прямым применением своих вооружённых сил (не использовать же для этого ядерное оружие!), Вашингтон в последнее время пошёл на определённые корректировки стратегии национальной безопасности и военной доктрины.
Решено пока избегать масштабного прямого (контактного) применения своих вооружённых сил (сухопутные войска, морская пехота) в локальных конфликтах и использовать в основном бесконтактные приёмы и способы вооружённой борьбы.
К ним американцы относят:
• нанесение авиационных и ракетных ударов высокоточным оружием;
• негласное применение сил специальных операций;
• расширение масштабов подрывных киберопераций;
• максимально возможное вовлечение союзников США в самостоятельное решение военных задач, отвечающих интересам Вашингтона;
• использование наёмных армий и частных военных компаний;
• насаждение, где только можно, проамериканских марионеточных режимов.
Взяв паузу в прямом и неограниченном применении своих наземных сил в различных регионах мира, Вашингтон стремится минимальными силами и желательно чужими руками, управляемыми американскими спецслужбами, посольствами и консульствами, а также многочисленными неправительственными организациями и своей агентурой, дестабилизировать и взорвать военно-политическую ситуацию везде, где это будет признано необходимым.
По сообщениям американских источников, силы специального назначения США действуют почти в 150 странах мира, то есть, по сути, на территории всей планеты!
В то же время в США явно понимают, что всего этого крайне недостаточно для достижения своих глобальных, стратегических целей в мире. Поэтому американцы продолжают поиск иных решений, которые позволили бы им сохранить военное превосходство в мире.
Анатолий ГУШЕР, генерал-майор в отставке, генеральный директор Центра стратегического развития
(Окончание следует…)