Средства массовой информации в Латинской Америке изобилуют материалами, чернящими политиков, которые не вписываются в проекты Вашингтона для стран к югу от Рио-Гранде. Как правило, стратегические решения об операциях информационной войны против неугодных лидеров принимаются Белым домом, а реализация целеуказаний осуществляется через Госдепартамент и ЦРУ.
Взаимодействие Госдепартамента и ЦРУ на фронтах информационной войны в Латинской Америке имеет богатую предысторию. Достаточно вспомнить историю компрометации и свержения президента Аргентины Хуана Доминго Перона. В период с 1946-го по 1955 год в чём только Вашингтон его не обвинял - от попыток создания Четвертого рейха в Южной Америке до раздувания антисемитизма в стране. Особенно часто Перона винили в поощрении послевоенной немецко-итальянской иммиграции в Аргентину (эта политика во многом диктовалась задачами индустриализации страны, подобные задачи решали в оккупированной Германии американцы, привлекая к работе ракетчиков, ученых-атомщиков, инженеров.
Перон, основатель хустисиалистской партии (justicia – справедливость), был стойким политиком и патриотом Аргентины, сопротивлявшимся попыткам США подчинить себе эту страну. Для его компрометации использовались самые разные средства. В 1951 году из Аргентины в Уругвай бежал разоблачённый как агент ЦРУ политик-либерал Сильвано Сантандер. В Уругвае Сантандер в содружестве с его американскими работодателями начал публиковать статьи, в которых подавал Перона как приверженца нацизма и последователя Гитлера. В 1955 году, после свержения Перона, статьи были изданы в Буэнос-Айресе отдельной книгой под названием «Техника одного предательства. Хуан Перон и Эва Дуарте - агенты нацизма в Аргентине». Эта фальшивка до сих пор изучается цэрэушниками, направляемыми в Латинскую Америку как образец компрометации противника.
Сантандер и его наставники не поскупились на клевету в адрес жены Перона Эвиты, имевшей исключительную популярность не только в Аргентине, но и далеко за её пределами. В книге были опубликованы многочисленные «фотокопии документов», якобы подтверждавших работу Эвиты на Абвер с 1941 года. Сейчас хорошо известно, что никаких «разведывательных возможностей» Эвита Дуарте в начале 40-х годов не имела и с нацистским подпольем не контактировала. Никому не известная девушка мечтала об артистической славе, часто жила впроголодь; она вышла замуж за Перона в октябре 1945 года и только после этого, помогая ему в делах, стала заниматься политикой.
Сейчас, когда рассекречены многие документы 1940-1950-х годов, повинились ли нынешние операторы Госдепа и ЦРУ в клевете на Перонов? Ничуть. Разве несколько изменились акценты. В Аргентине ещё при жизни Эвиту называли символом социальной справедливости. Её личный успех, пассионарность (её часто сравнивают с Че Геварой), умение держать руку на пульсе народных настроений и общаться с простыми людьми давали аргентинцам надежду на лучшее будущее. Для правящего ныне в Аргентине политического блока «Фронт за Победу», основу которого составляет хустисиалистская партия, Эва является вдохновляющим символом. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер в своих выступлениях часто обращается к идейно-политическому наследию Эвиты. Именно по этой причине пропагандисты из США продолжают чернить её память. Никаких доказательств обвинений против Эвиты за десятилетия после её смерти не появились, но в подотчетные ЦРУ электронные СМИ регулярно вбрасываются компрометирующие её измышления. Цель – разрушить культовое отношение к Эвите Перон, сложившееся в Аргентине и других странах Латинской Америки.
Есть у этой пропаганды и специфическая аудитория. Это олигархические круги, мини-партии консервативного толка, студенты из привилегированных семей, представители пятой колонны и те богемно-деклассированные элементы, для которых любая дестабилизация – единственная возможность пробиться в жизни. Грязные нападки на Эвиту – всего лишь часть массированной провокационной кампании спецслужб США (и Израиля) против Кристины Фернандес де Киршнер и «Фронта за Победу». Недавняя смерть прокурора Нисмана, в ходе расследования которой всплывают всё новые подозрительные обстоятельства, используется американцами и влиятельной еврейской общиной Аргентины для создания климата недоверия к правящему блоку, распространения бездоказательных обвинений в причастности президента Аргентины к этому трагическому событию.
Накануне смерти Альберто Нисман публично обвинил Кристину и главу МИД Аргентины Эктора Тимермана в «сговоре в пользу Ирана» якобы с целью скрыть причастность иранцев к взрыву еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994 году. Многие авторитетные юристы Аргентины раскритиковали эти обвинения как совершенно несостоятельные. Весомых доказательств у Нисмана не было, и, как полагают некоторые эксперты, это побудило прокурора во избежание позора покончить счёты с жизнью. Есть также версии, не исключающие убийство Нисмана по заказу ЦРУ. Обеспечить успех сомнительного дела об «иранском терроризме» Нисман не мог, и лишь его физическая ликвидация позволяла заинтересованным спецслужбам продолжить многоходовую комбинацию против Кристины и «Фронта за Победу». В конце февраля обвинения в отношении Кристины были сняты, однако вновь назначенный прокурор Херардо Польисита (Gerardo Pollicita) обжаловал это решение. Теперь, вероятно, многое будет зависеть от того, как часто он будет посещать посольства США и Израиля.
Помимо Кристины Фернандес де Киршнер в Латинской Америке есть немало политиков первой величины, против которых Вашингтон ведёт непрерывную информационную войну. Прежде всего, это лидеры стран Боливарианского блока. Против них используется вся мощь информационного оружия США. В медийном пространстве Латинской Америки пропаганда США сохраняет почти ту же интенсивность, что во времена холодной войны. Только кубинцы и никарагуанцы имеют достаточно стойкую прививку от этой подрывной пропаганды. В Венесуэле благодаря титаническим усилиям Уго Чавеса был реализован проект регионального канала TeleSUR, профессионализм которого не перестаёт беспокоить Вашингтон. На венесуэльское телевидение всё время навешивают ярлыки: мол, он пропагандирует в Западном полушарии чавизм и кастрокоммунизм, предоставляет трибуну китайцам, русским, представителям стран, поддерживающих терроризм и т.п.
Отчасти это беспокойство искусственное, поскольку ведущие СМИ в Латинской Америке контролируются из США. Львиная доля информации, циркулирующей в латиноамериканских СМИ, приходится на четыре агентства - Reuters, Associated Press, Agence France-Presse и EFE. Создаётся впечатление, что ЦРУ перевербовало в испанском агентстве EFE почти всех ведущих редакторов, обозревателей и корреспондентов в Латинской Америке. Через EFE регулярно ведутся пропагандистские атаки против неугодных США латиноамериканских политиков. Атаки ретранслируются множеством информационных агентств, телевизионными и радиовещательными компаниями, распространяются электронными изданиями, многотиражными журналами и газетами, через сети кинопроката и т.д. В Венесуэле, Эквадоре, Никарагуа, Боливии, Аргентине, Бразилии агентурой США сформированы опорные пункты информационной войны. Целями этой войны являются размывание устоев существующей власти, хаотизация общественно-политической жизни, компрометация национально мыслящих лидеров.
Чаще всего используются обвинения латиноамериканских лидеров в коррупции. Среди тех, кто попал в «коррупционные списки» ЦРУ, долгое время значился Фидель Кастро. Ему приписывали 40 миллиардов долларов на секретных счетах в швейцарских и карибских банках. Смехотворность этих измышлений очевидна. В 2010 году американский журнал Forbes заметно сократил «тайные счета» Фиделя: вместо 40 миллиардов долларов стали называть цифру в 900 миллионов долларов. В качестве пикантной подробности указывалось, что королева Англии Елизавета Вторая беднее исторического лидера кубинской революции. В 2012 году этот же журнал вновь огласил состояние Фиделя, сократив его на этот раз до 550 млн. долларов. А беднее Фиделя Кастро теперь оказался король Испании.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро подвергается атакам западных пропагандистов за повышенные якобы ежедневные расходы на содержание президентской администрации (приводится цифра около двух миллионов долларов). Множатся публикации о расточительстве Кристины Фернандес де Киршнер, никарагуанца Даниэля Ортеги, эквадорца Рафаэля Корреа, который, дескать, приобрёл в Бельгии особняк за 260 тыс. долларов. Эквадорский президент пресекает такие псевдо-разоблачительные публикации на корню. Так, встретившись с журналистами, он рассказал о приобретении небольшой квартиры в Бельгии, родом откуда его жена; журналистам были розданы ксерокопии документов, предъявлены фотографии этого скромного жилья.
Подобных «разоблачений» хоть отбавляй. С их помощью Вашингтон намерен не допустить появления на континенте новых Перонов и Чавесов. Надо сказать, большие опасения в этом плане вызывает у ЦРУ и Госдепа мексиканец Андрес Мануэль Лопес Обрадор. В 2012 году с помощью различных махинаций, включая фальсификацию электронного голосования, у Обрадора отняли победу на выборах, а на президентский пост при поддержке мексиканской олигархии и США провели Энрике Пенья Ньето. Однако в 2018 году очень возможен реванш Обрадора, уже сейчас его рейтинги зашкаливают. Поэтому в лабораториях тайной войны фабрикуются всё новые «компроматы». Вот, к примеру, последний распространённый в «Твиттере» видеосюжет об Обрадоре «И он называет себя защитником бедных». В кадре Обрадор отворачивается от уличного торговца: мол, не пожал ему руку, побрезговал. На самом деле видеозапись, на которой Обрадор дружески обнимает своего сторонника, переговорив с ним, была «творчески» переработана на проамериканском телеканале. Однако кто узнает об этом в Мексике, где ведущие теле- и радиокомпании продолжают обслуживать интересы Соединённых Штатов?
Нил НИКАНДРОВ