Наши мероприятия

Online-конференция "Российско-армянское военно-стратегическое партнерство в контексте общей ситуации в Закавказье"

Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В ИА REGNUM состоялась online-конференция "Российско-армянское военно-стратегическое партнерство в контексте общей ситуации в Закавказье"

Освещение проблем безопасности в Закавказье занимает значительное место в работе многих российских СМИ. Одним из факторов, влияющих на ситуацию в регионе, является российско-армянское военно-стратегическое партнерство. Армения является членом ОДКБ, между тем как соседняя Грузия стремится стать членом НАТО.

На вопросы читателей ИА REGNUM Новости о влиянии российско-армянского стратегического союза на текущую ситуацию и перспективы развития военно-политической обстановки в регионе 6 июля ответил заместитель руководителя рабочей группы Комитета по международным делам Совета Федерации ФС РФ по оценке террористических угроз и конфликтов низкой интенсивности, сопредседатель информационного медиа-центра "Глобальные стратегии" (Армения), создатель и руководитель Международного центра информационной поддержки ОДКБ" (МОЦИП ОДКБ), генеральный директор информационно-аналитического журнала "Асимметричные угрозы и конфликты низкой интенсивности" (Россия), директор Центра анализа террористических угроз и конфликтов низкой интенсивности (Россия) Рамиль Латыпов.


Предлагаем Вашему вниманию текст конференции

Если вдруг начнется война между Арменией и Азербайджаном, а военные действия будут вестись не в пользу Азербайджана, то возможен ли вариант вступления Турции в войну? Каковы были бы действия России в обоих случаях? - Студент

Уважаемый «Студент», спасибо за Ваш столь интересный вопрос. 

На мой взгляд, подобное развитие ситуации считается сейчас маловероятным. 

В настоящее время благодаря усилиям руководства России активизировался процесс переговоров по мирному разрешению карабахского конфликта, с участием Президента России прошла уже вторая встреча глав Армении и Азербайджана. Кроме того, в прошлом году в Москве принята историческая трехсторонняя декларация по урегулированию конфликта, согласно которой армянская и азербайджанская стороны согласились следовать при поиске решения проблемы не только принципу территориальной целостности, но и учитывать имеющееся у народа Нагорного Карабаха право на самоопределение. Фактически, при посредничестве России Армения и Азербайджан стоят на пороге достижения договоренностей об устраивающих обе стороны условиях урегулирования. 

Безусловно, как внутри Армении и Азербайджана, так и вне их, существуют силы, стремящиеся не допустить установления мира и стабильности в регионе, либо взять реванш за неудачи в ходе карабахской войны. Речь здесь идет, прежде всего, о странах НАТО, ее союзнике в регионе Грузии, а также о радикально настроенных азербайджанских националистах и армянских оппозиционерах, пытающихся торпедировать договоренности президентов Армении, Азербайджана и России по мирному разрешению конфликта. 

Тем не менее, события августа 2008 года в Южной Осетии показали властям и народам Армении и Азербайджана, какие серьезные последствия несут за собой широкомасштабные военные действия, и что альтернативы мирному разрешению конфликтов не существует. 

Однако если возобновление военных действий произойдет, то Россия, как гарант безопасности Армении, предпримет весь арсенал средств и методов для остановки кровопролития, и выполнит все возможные в этом случае обязательства перед Арменией как в рамках ОДКБ, так и в формате стратегического партнерства. 

Что касается вступления в эту войну Турции, то эксперты оценивают данную возможность как крайне маловероятную.

Турция является членом НАТО и ее возможное участие в боевых действиях на стороне Азербайджана против члена другого военного блока, ОДКБ, потребует согласования с США, Германией, Францией, Великобританией, Италией и другими, т.к. при нападении Турции на Армению, Россия встанет на защиту последней. 

Это не исходит из интересов турецкого руководства по той причине, что Турция крайне заинтересована в расширении экономического сотрудничества с РФ в сфере энергетики и туризма, а в экономику России турецкими компаниями инвестированы миллиарды долларов. К тому же военные действия в регионе могут привести к приостановке работы или, что скорее всего, уничтожению трубопроводов, транспортирующих энергоресурсы Каспия в Европу через турецкую территорию.

- Как отразились на стратегическом союзе России с Арменией последние события в Иране?

- Какая из стран в большей степени может являться для России "мостом" к Ирану - Армения или Азербайджан? - Нарине Эйрамджянц, ИА "Панармениан" (Ереван)

Уважаемая Нарине Эйрамджянц, огромное спасибо за этот вопрос. 

Последние события в Иране вызвали серьезную обеспокоенность в России. Эта страна граничит с нашим союзником Арменией и другими странами СНГ, и обострение внутриполитической ситуации в Иране напрямую оказывает влияние на ситуацию на постсоветском пространстве. То, что иранским властям удастся удержать контроль над ситуацией в стране, в России не сомневались. Иран - это не Грузия, и не Украина. И заслуга здесь не только руководства Ирана, но и жителей страны, здравомыслие которых не позволило американским и европейским политтехнологам завершить президентские выборы в Иране «демократизацией» государства по грузинскому или иракскому образцу. На мой взгляд, иранский народ извлек нужный урок из событий, произошедших в Украине и Грузии, а также учел опыт, полученный его соседом, Арменией, в марте 2008 года. Выводя людей на демонстрации, как главный армянский «борец» за свободу Левон Тер-Петросян, так и его иранский коллега, не понимают, что они лишь пешки в борьбе стран Запада за ресурсы и финансовые потоки Востока и Азии. И что, как правило, через 3-5 лет наступает время их ухода с политической сцены, чтобы в итоге уступить место для какого-нибудь выходца из США или Европы. А все трудности и невзгоды, возникающие при трансформации страны в лояльного им «восточного партнера» или «еврососеда», естественно, ложатся на плечи простых людей, загипнотизированных очередным траншем МВФ или ВБ. 

Не думаю, что указанные события в Иране негативно повлияли на союзнические отношения между Россией и Армении. Скорее они показали, что трем странам необходимо выработать единую систему взаимной поддержки, срабатывающей при попытках внешних сил дестабилизировать внутриполитическую ситуацию. 

Что касается «моста» к Ирану, то, безусловно, для России им является Армения. Сформированная тремя странами так называемая стратегическая ось «Россия-Армения-Иран», действительно оказывает серьезное стабилизирующее влияние на Кавказе. Созданная в противовес ей натовская группа энерготранзитеров «Турция-Грузия-Азербайджан», наоборот, для решения собственных и американо-европейских геостратегических задач пытается вбить клин между Россией и Арменией, а также между Ираном и Арменией, используя, при этом, любые, в том числе, военные методы. Примером этому могут служить и постоянные заявления Баку о возможности решения карабахского конфликта военным путем, и вооруженное нападение Грузии на Южную Осетию, и поставки Турцией и Азербайджаном военной техники в Грузию, в т.ч. перед августовской войной, и попытки Турции помочь азербайджанским партнерам «освободить» карабахские территории путем разблокирования армяно-турецкой границы.

Уважаемый Рамиль Масгутович,

Готов ли, по Вашему мнению, Азербайджан ко вступлению в НАТО в ближайшей перспективе? - Анатолий, Женева, Швейцария

Уважаемый Анатолий, спасибо за вопрос. 

По моему мнению, политически Азербайджан уже давно готов к вступлению в НАТО, и сейчас только ждет соответствующего приглашения от своих кураторов с Запада. Баку уже достаточно продолжительное время демонстрирует лояльность Вашингтону и Брюсселю, стремясь при помощи Альянса и программ сотрудничества с Евросоюзом решить свои территориальные проблемы с членом ОДКБ, Арменией. 

Техническая часть этого вопроса, насколько мне известно, прорабатывается совместно с Турцией, и здесь тоже достигнуты конкретные результаты. При содействии страны НАТО, Турции, Азербайджан активно перенимает военные стандарты Альянса, регулярно проводит совместные консультации министерств обороны двух стран по военно-техническому и военно-политическому сотрудничеству, а обучение азербайджанских военных специалистов ведется турецкими инструкторами. 

Единственное, что мешает Баку интегрироваться в НАТО - это нагорно-карабахский конфликт и серьезные экономические позиции в России азербайджанской диаспоры, не желающей расставаться с политическим и экономическим влиянием из-за евроатлантических амбиций клана Алиева. 

Но если диаспоральный вопрос не является таким уж сложным - влиятельные в российских властных кругах азербайджанские бизнесмены, контролирующие часть нефтяного и строительного бизнеса России, смогут убедить российские власти в непричастности азербайджанской диаспоры к возможной интеграции Баку в НАТО, то с урегулированием территориального спора ситуация обстоит гораздо сложнее. 

В отношении карабахского вопроса Азербайджану необходимо вести диалог с Арменией и Нагорным Карабахом, а значит, и учитывать российские интересы в регионе. Таким образом, в этих условиях можно с большой вероятностью спрогнозировать, что в ближайшей перспективе Азербайджан не станет членом НАТО. 

В этой связи могу также предположить, что для скорейшего принятия Азербайджана в НАТО США и их союзник Турция будут оказывать еще более жесткое давление на Армению, пытаясь склонить президента С.Саргсяна к скорейшему урегулированию конфликта с Азербайджаном. Причем, те шаги, которые уже предприняты американцами и турками, а именно инициирование армяно-турецкого примирения, манипулирование финансовой помощью для Армении по линии американских и международных финансовых организаций, предоставление финансовой помощи радикальной армянской оппозиции, уже поставили руководство Армении в крайне затруднительное положение. Взамен разблокирования армяно-турецкой границы и увеличения объемов западных кредитов страны НАТО потребовали от Сержа Саргсяна уступить Азербайджану Нагорный Карабах, т.к. Баку поставил перед Вашингтоном и Брюсселем условие - членство в Альянсе в обмен на выгодное Азербайджану решение карабахского вопроса. 

И если бы не взаимопомощь и военно-политическое взаимодействие Армении и России, то, скорее всего, к концу 2009 года можно было бы вести речь о расширении НАТО на Кавказе, а в Армении начался бы процесс «демократизации» по украино-грузинскому сценарию.

Здравствуите, не кажется ли вам что Россия сама толкает Армению на сближение с НАТО? Росия неможет выбрать кого поддержать Армению или Азербаиджан в проблеме НКР, союзник Баку Турция, их полностью поддерживает, в вот Россия хочет и там и там, надо решать с кем быть ибо можно потерять всех союзников которых уже практически не осталось. И еще как понять если начнется воина в НКР, страны ОДКБ не вступают в воину, конечно тогда такои ОДКб никому не нужен, или все вступают в воину если угроза будет РФ ? - Вартанян Эрнест

Уважаемый Эрнест Вартанян, спасибо за вопрос. 

В настоящее время многие жители и представители экспертного сообщества Армении и Нагорного Карабаха не имеют той информации, которая могла бы дать полное представление о целях создания и функционирования Организации Договора о коллективной безопасности. Чтобы заполнить этот информационный вакуум при моем активном участии и был создан Международный общественный центр информационной поддержки ОДКБ (МОЦИП ОДКБ). При этом 28 февраля 2008 года первым на территории СНГ было открыто Ереванское Национальное отделение МОЦИП. То есть, проблемам Армении в России и ОДКБ придается первостепенное значение. 

Говорить о том, что Россия не поддержит Армению в случае конфликта последней с Азербайджаном, я бы не стал. Ведь российское руководство оказало военную поддержку Абхазии и Южной Осетии во время нападения на них Грузии, хотя ни Абхазия, ни Южная Осетия, не является членом ОДКБ, а Грузия на тот момент являлась страной-участницей СНГ. 

Азербайджанские власти прекрасно понимают, что Россия может оказать военную помощь Армении при ее вооруженном конфликте с Азербайджаном. Поэтому азербайджанское руководство и подписало в 2008 году московскую декларацию по карабахскому урегулированию, в которой при содействии Президента России Д.Медведева глава Азербайджана И.Алиев письменно зафиксировал согласие решать проблему мирным путем. Именно из-за опасения военной поддержки Армении со стороны России азербайджанские войска не начинают боевые действия, а пытаются спровоцировать армянские подразделения, охраняющие границу, на наступление, чтобы в дальнейшем обвинить Армению в нарушении перемирия и отсрочить военное вмешательство России. В этом же ключе можно рассматривать и попытки Азербайджана активизировать экономическое сотрудничество с Россией в области энергетики, т.к. подписанное недавно в Баку российско-азербайджанское газовое соглашение предусматривает поставку в Россию крайне малых объемов газа (500 миллионов кубометров). Таким образом, данный шаг азербайджанской стороны - это очевидный факт стремления Баку продемонстрировать Еревану достигнутое, якобы, сближение с Москвой по ключевым вопросам сотрудничества и безопасности в кавказском регионе, в т.ч. по урегулированию карабахского конфликта. Тем самым, азербайджанское руководство пытается вызвать у Еревана сомнения в истинности армяно-российских союзнических отношений и подтолкнуть армянскую сторону в «объятия» Вашингтона и Брюсселя, которые уже более 10 лет предлагают Еревану решить карабахский вопрос путем введения натовского «миротворческого» контингента в Нагорный Карабах. 

Что касается, вопроса о подталкивании Россией Армении в НАТО, на мой взгляд, это видение ситуации вокруг процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта возникает от недостатка информации. 

Армения самостоятельно приняла решение о расширении военно-политических контактов с НАТО и провозгласила комплиментарный путь обеспечения безопасности государства. Несмотря на достигнутые с Россией договоренности в сфере военно-политического взаимодействия и военно-технического сотрудничества, армянская сторона последовательно укрепляет политическое сотрудничество с НАТО и заявляет о необходимости перехода на более высокий уровень взаимодействия с Альянсом, который, якобы, усилит обороноспособность страны. Нельзя не отметить, что некоторые из этих заявлений были сделаны во время председательства Республики Армения в ОДКБ, и, при этом, учитывался факт нахождения в Армении российского военного контингента, обеспечивающего охрану армяно-турецкой и армяно-иранской границы. А если принять к сведению, что с 2004 года Россия поставляет Армении оружие по льготным ценам как участнику договора коллективной безопасности, то тогда о какой помощи НАТО в укреплении обороноспособности Армении может идти речь? 

Если речь идет о той помощи, которую оказали НАТО, США и ЕС Грузии во время ее военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года, то в случае выхода Армении из ОДКБ возможные армяно-азербайджанские боевые действия могут закончиться не в Нагорном Карабахе, а у озера Севан. Ведь на помощь азербайджанской стороне, скорее всего, придет Анкара, связанная военными обязательствами с Баку и крайне недружелюбно настроенная к Еревану. Не думаю, что Турция и ее партнеры по НАТО при возобновлении вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном будут оказывать военную помощь армянской стороне. Или в Ереване считают, что Нагорный Карабах гораздо важнее для США, ЕС и Турции, чем энергоресурсы Азербайджана и его возможности по транзиту центрально-азиатских углеводородов в страны Запада!? 

Если руководство Республики Армения не стремится интегрироваться в НАТО, то в каких целях оно намеревается расширять участие вооруженных сил Армении в операциях НАТО в Афганистане и Ираке? Ведь, насколько мне известно, отправка армянских подразделений в Ирак и Афганистан не является обязательством Армении перед НАТО или США. 

О том, что руководство Армении предпринимает конкретные самостоятельные шаги, направленные на интеграцию в НАТО, свидетельствует также тот факт, что в настоящее время по стандартам Альянса активно проводится реформа вооруженных сил Армении. Кроме того, согласно Плану индивидуального партнерства Армения-НАТО, подписанному армянским руководством в декабре 2005 года, Североатлантический альянс и Минобороны США принимают участие в разработке стратегии региональной безопасности и военной доктрины республики, а также в усовершенствовании процесса оборонного и бюджетного планирования. 

Если руководство Армении заинтересовано в военной поддержке России и стран ОДКБ в случае агрессии со стороны Азербайджана, Турции или других, а также в укреплении военного потенциала ОДКБ, то в каком контексте тогда нужно рассматривать приезд в Армению в июне 2009 года военных специалистов из стран НАТО и ЕС по проведению консультаций и организации взаимодействия Евросоюза и НАТО с Арменией в охране армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границы? 

Могу предположить, что это не относится к армяно-российскому военному сотрудничеству, в том числе, в рамках ОДКБ, т.к. российские пограничники и так уже более 10 лет охраняют границу между Арменией и Турцией. 

Таким образом, в отношении взаимодействия Армении и ОДКБ существуют вопросы, на которые руководству Армении необходимо дать ответ самому себе - либо Армения только в ОДКБ, либо вне ОДКБ. В противном случае, продолжение тактики двойных стандартов, называемой политикой комлиментаризма, может привести к трагическим последствиям для всей армянской нации.

Уважаемый Рамиль Масгутович! Премьер Турции смог позволить себе заявить что проблема Нагорного Карабаха-"это наша проблема". Ну, ладно если бы такое заявил Иран-бывшая метрополия,вкоторую входил до тюркманчайского договора Карабах. Но каким боком Турция? Почему Россия, у которой все основания заявить,что это наша проблема, молчит? Не пора бы России пересмотреть свое несколько индифферентное отношение к недавней своей истории, успокоить все страсти и заявить ,что Карабах это наша, Российская проблема. Главное,что это правда, в правовом отношении границы всех бывших союэных республик нарезаных ногтем Сталина, ничего не стоят. - Оганов Рооман Суренович

Уважаемый Роман Суренович, спасибо за вопрос. 

В проблеме нагорно-карабахского урегулирования Россия занимает совершенно четкую и согласованную в Арменией позицию. В «Декларации о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в 21 век» от 26.09.2000 г. сторонами зафиксировано, что руководство «Республики Армения с удовлетворением отмечает конструктивную роль Российской Федерации в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта». 

Спустя 8 лет в совместном заявлении президента России и президента Армения от 24.06.08 г. главы государств указали, что Россия и Армения «выступают за скорейшее решение нагорно-карабахского конфликта исключительно мирными средствами на справедливой, приемлемой для всех сторон основе и приветствуют конструктивные усилия Сопредседателей Минской группы ОБСЕ, направленные на политико-дипломатическое разрешение конфликта». В данном документе также зафиксировано, что российская и армянская стороны «подтверждают значение Организации Договора о коллективной безопасности в качестве важного гаранта обеспечения безопасности государств-членов и будут активно взаимодействовать в выполнении обязательств, предусмотренных договором». 

Таким образом, исходя из вышеуказанных деклараций, все действия по карабахскому урегулированию совершались и будут совершаться Россией только при условии согласия на них армянской стороны. Это же относится и к военному методу оказания поддержки Армении со стороны России в урегулировании конфликта. 

На мой взгляд, те шаги, которые Россия осуществила в последние годы по содействию решению карабахской проблемы, более красноречивы и значимы для конфликтующих стран, чем заявление турецкой стороны о желании принять участие в урегулировании. Как можно заметить, намерение Турции создать новую Платформу безопасности и сотрудничества на Кавказе, предоставляющую Анкаре возможность участвовать в региональных процессах и потеснить в них позиции России, также пока остаются только словами. 

Что касается проблемы вокруг Нагорно-Карабахской республики, то ее решение зависит, прежде всего, от самой Армении, а потом уже от деятельности Минской группы ОБСЕ, в которой участвует Россия. 

Если бы армянская сторона была крайне обеспокоена вопросами военной поддержки обеспечения суверенитета Нагорного Карабаха со стороны России и ОДКБ, то официальный Ереван уже давно бы признал независимость Степанакерта, и включил бы НКР в состав Армении. А иначе, каким образом Россия и другие страны ОДКБ могут оказать военную помощь республике, не состоящей в ОДКБ, к тому же юридически являющейся спорной территорией и не признанной тем государством (Арменией), которое официально представляет ее на международных переговорах. 

В этой связи хотелось бы остановиться и на аспекте взаимодействия Армении с Россией в формате ОДКБ. А именно, задать экспертам и журналистам, а заодно и руководству Армении, вопрос, имеет ли Армения моральное и законное право предъявлять претензии к России и ОДКБ в отношении обеспечения безопасности Армении при возможном возобновлении военных действий в Нагорном Карабахе? На мой взгляд, нет, т.к. во время участия России в боевых действиях по защите Южной Осетии Армения не оказала, как член ОДКБ, нужную в то время России поддержку, не говоря уже об участии в военных действиях на стороне России. Кроме того, Армения до сих пор не признала независимость Южной Осетии и Абхазии, хотя народы этих республик так нуждаются сейчас в каждом голосе в их поддержку. 

Кроме того, в Сухуми и Цхинвали как насмехательство над ними расценено награждение 24 июня 2009 года президентом С.Саргсяном главы Грузии М.Сааакашвили высшей армянской наградой «Орденом Почета». Этот факт был воспринят абхазскими и югоосетинскими властями как недружественный. А ведь, возможно, завтра Армения вынуждена будет в одностороннем порядке признать суверенитет Нагорного Карабаха, и Еревану может понадобиться поддержка других государств, в первую очередь партнеров по ОДКБ.

В случае военного конфликта между Арменией и Азербайджаном Россия выступит открыто на стороне Армении? - Таш

Уважаемый Таш, спасибо за вопрос. 

Затронутый Вами вопрос уже поднимался. Еще раз повторюсь, что Россия как член ОДКБ и военный союзник Армении выполнит все возможные и необходимые в этом случае обязательства. Однако здесь надо учитывать и тот факт, что Армения не оказала России поддержку в конфликте вокруг югоосетинского конфликта в августе 2008 года. К сожалению, во время этих событий погибли российские граждане, а армянская сторона не захотела вмешиваться в боевые действия и даже не осудила грузинское руководство за агрессию в отношении мирных граждан и убийство российских военнослужащих, посчитав, что это могло противоречить национальным интересам Армении. 

В этом случае можно провести параллель с ситуацией в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахети. Если в ближайшем будущем Михаил Саакашвили начнет уничтожать армян Джавахетии (а этот сценарий высоко вероятен) или даст возможность это сделать переселяемым в регион туркам-месхетинцам, то руководство Армении поведет себя точно таким же образом, или попытается сгладить ситуацию, наградив Саакашвили еще одним «Орденом Чести»!? 

Награждение президента Грузии высшим орденом Республики Армения вызвало очень негативные эмоции как у жителей России, Южной Осетии, Абхазии, так и у населения Армении. Экономическая политика Саакашвили в отношении Армении, имеющей единственный транспортный коридор через Грузию, оценивается армянскими бизнесменами и товаропроизводителями как «экономический геноцид» армянского народа. Об этом же говорил и премьер-министр Армении Тигран Саргсян, когда обсуждал с грузинским коллегой тарифы на транзит армянских товаров через Грузию. Управляющие железной дорогой и портами Грузии олигархи, подконтрольные Саакашвили, установили такие цены и «откаты» за транзит армянских грузов, что, по словам властей Армении, стоимость транспортировки товаров из Грузии в Армению примерно равна цене их доставки в грузинские порты из самой удаленной от страны точки на планете. 

Поэтому, чтобы ответить на вопрос, выступит ли открыто на армянской стороне Россия в случаи военного конфликта между Арменией и Азербайджаном, необходимо сначала выяснить, а так ли уж это необходимо руководству Армении. Может быть, пригласив специалистов НАТО для разработки военной доктрины республики и концепции охраны армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границы, армянские власти намерены сменить внешнеполитический курс и в скором времени попытаются поставить вопрос о целесообразности вывода из Армении российских войск и подразделений пограничных сил? 

Надеюсь, что это не так, и что Армения не пойдет на эти шаги ради обещаемой Западом мнимой выгоды от открытия армяно-турецкой границы и увеличения экономической помощи республике для преодоления мирового финансового кризиса.

Здравствуйте, уважаемый Рамиль Масгутович.

Совершенно очевидно, что Россия во внешней политике оперирует понятиями и методами в лучшем случае 1-й половины XX века. Печально то, что по-другому РФ мыслить вроде бы не в состоянии. О каком военно-стратегическом партнерстве можно говорить, если Россия рассматривает Армению как свою колонию в самом прямом смысле слова?! Т.е., она не может иметь собственных интересов, не имеет права проводить самостоятельную политику, иначе сразу же слышится звук плетки, явный или замаскированный. Что вы думаете об этой точке зрения? Заранее благодарен за ответ. - Ваагн Амирян

Уважаемый Ваагн Амирян, спасибо большое за интересный вопрос. 

По моему мнению, Республика Армения и ее жители могут и должны иметь свои собственные интересы, осуществлять свою собственную политику. Поэтому с вашей точкой зрения я не согласен. 

Каждый, кто проанализирует деятельность Госдепартамента США и Посольства США в Армении за последние несколько лет, поймет, что отнюдь не Россия рассматривает Армению как свою колонию. 

Попытки манипулирования властями Армении с помощью предоставления выгодных кредитов, финансирование радикальной оппозиции, вмешательство во внутренние дела и дипломатическое давление на руководство Армении - этот набор инструментов обретения контроля над внутренней и внешней политикой республики применяется Госдепартаментом вот уже многие годы. И это не мое личное мнение - это мнение зарубежных и российских политологов, профессионально занимающихся проблематикой стран СНГ. 

Отдельный разговор о новом после США в Армении М.Йованович, деятельность которой весьма критически описывается на некоторых интернет-ресурсах. Эксперты сетевых СМИ не зря называют ее архитектором «цветных» революций и лоббистом американских неправительственных организаций. После ее приезда в Ереван армянские и европейские аналитики отмечают достаточно четкий крен политики республики в сторону США и ЕС. В частности, по мнению экспертов «Всемирной миротворческой организации» и ряда европейских журналистов, об этом свидетельствуют согласие Армении восстановить отношения с Турцией, укрепление стратегического партнерства с Грузией, отказ Армении признать независимость Абхазии и Южной Осетии, участие Армении в программе ЕС «Восточное партнерство», усиление влияния в стране прозападной оппозиции (лидер Л.Тер-Петросян), раскол провластной коалиции, приход на ключевые посты в государстве прозападных политиков - лидера прозападной армянской партии «Оринац Еркир» А.Багдасаряна и бывшего главы Национального Банка РА Т.Саргсяна, считающегося армянскими экспертами ставленником американских финансовых институтов.

Кроме того, армянскими политологами отмечены попытки посольства США вмешаться в процесс избрания главы г.Еревана, пост которого намеревался (к счастью, неудачно) получить лидер прозападного движения радикального толка «Армянский национальный конгресс» Левон Тер-Петросян.

Исходя из изложенного, можно заключить, что как только Армения начинает проводить на международной арене самостоятельную политику, то сразу ей показывается лишь заокеанский пряник, а плетка замаскирована и появляется, как правило, чуть позже.

Здравствуйте Рамиль Масгутович! Недавно руководитель Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев в интервью азербайджанским СМИ сказал буквально следующее: "...в случае конфликта с Азербайджаном Армения не сможет опереться на ОДКБ. Скорее, возможна дипломатическая поддержка, но это тоже не факт...». Как бы вы прокомментировали это высказывание? Для чего существует ОДКБ, если его члены не готовы оказывать друг другу поддержку в подобных случаях? - Тигран Тавадьян, главный редактор газеты армян России "Еркрамас"

Уважаемый Тигран Тавадьян, спасибо за Ваш вопрос. 

Затронутая Вами тема имеет большое значение не только для Армении, но и для России. 

Лично я не разделяю данную позицию российского эксперта Александра Караваева. Но Россия свободная страна и каждый ее гражданин имеет право на свое личное мнение по тому или иному вопросу. 

Мнение Караваева - это не официальная позиция Российской Федерации и Республики Армения. Понять географическую направленность мнения А.Караваева и его мотивацию, наверное, возможно после того, как будет определено место расположения источника финансирования деятельности представляемой им структуры и публикаций его заявлений, дискредитирующих как Россию и ОДКБ, так и Армению. 

Ориентироваться на мнение указанного российского эксперта я бы не стал, т.к. позиция руководства России и Армении, а также Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, по вопросу военно-политического взаимодействия и нейтрализации угроз безопасности стран членов Организации, иная и уже неоднократно высказывалась и освещалась в СМИ.

Уважаемый Рамиль Масгутович. Какова цель создания МОЦИП ОДКБ. И почему его первый филиал открыт именно в Ереване? Не лучше ли было создать его в Белорусси? Или Узбекистане, который время от времени демонстрирует свою лояльность североатлантическому альянсу? - Алексей Хамаев, Казань, аспирант

Уважаемый Алексей Хамаев, спасибо за вопрос. 

Первое на территории СНГ Национальное отделение Международного общественного центра информационной поддержки (МОЦИП) ОДКБ открылось в Ереване в 2008 году.

Решение о создании МОЦИП было принято в августе 2007 года в Москве, а в ноябре 2007 года в Ереване были заключены окончательные соглашения. 

Первое отделение МОЦИП открылось в Ереване, т.к. Армения является ведущим партнером России, и взаимоотношения двух стран представляют достаточно широкий спектр вопросов. Кроме того, эта идея нашла широкую поддержку у руководства Армении, представителей министерств и ведомств республики, а также экспертного сообщества и жителей Армении и Нагорного Карабаха. 

В настоящее время жители стран СНГ не совсем осознают цели и задачи ОДКБ, данная ситуация прослеживается и в Армении, являющейся стратегическим союзником России в таком "неспокойном" регионе, как Южный Кавказ. Таким образом, в Армении действительно назрела потребность функционирования центра, который мог бы полнее удовлетворять запросы заинтересованных лиц в области информации о деятельности ОДКБ, а также партнерстве и сотрудничестве России и Армении в рамках Организации. 
В связи с этим первой задачей ереванского отделения МОЦИП является предоставление полноценной информации общественности и государственным структурам о деятельности ОДКБ и как решения организации связаны с Арменией. 

В настоящее время в Армении функционирует электронное издание о деятельности МОЦИП и ОДКБ в республике и проводятся круглые столы, семинары, непосредственные встречи с молодежью, различными организациями, которые тем или иным образом связаны с деятельностью ОДКБ. 

Создание отделений МОЦИП в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Узбекистане - это вопрос ближайшего будущего. Если эта инициатива будет поддержана властью и общественностью указанных стран, то открытие филиалов в них произойдет в кратчайшие сроки.

Здравствуйте Рамиль Масгутович. Позвольте узнать Ваше мнение о следущей проблеме. Последнее заявление посла США в Армении Мари Йованович о том, Азербайджан представляет для США больший интерес чем Армения, т.к. США заинтересованы в каспийских энергоресурсах Азербайджана, говорит о том, что США и НАТО намерены усилить борьбу за влияние в Азербайджане и Кавказском регионе. Не приведет ли такая политика США к новой войне на Кавказе, в которую будут втянуты и Россия и Азербайджан и Турция, член НАТО и союзник Баку? Не получится ли на Кавказе так, как случилось в бывшей Югославии? - Станислав Абраамян, финансовый эксперт,Болгария.

Уважаемый Станислав Абраамян, спасибо за интересный вопрос.

Это интервью нового посла США мне знакомо, и в нем действительно раскрываются истинные мотивы участия американцев в происходящих сейчас на Южном Кавказе процессах, в том числе в нагорно-карабахском урегулировании. В заявлении обращает на себя внимание слова Мари Йованович о том, что США оказывают влияние на эти процессы по причине имеющихся у них экономических интересов в Каспийском регионе. Таким образом, демонстративно, практически открытым текстом, руководству Армении и Нагорному Карабаху указывается, что для США не имеют ни малейшего значения национальные интересы армянского и карабахского народов, и чаяния армянской диаспоры США, Европы и других стран, затратившей столько сил и средств на защиту суверенитета Нагорного Карабаха. Главное для США - сырьевые ресурсы стран Южного Кавказа и их транзитные возможности. Поразителен также тот факт, что сделано это заявление не в США, Европе или Азербайджане, и не официальным представителем Госдепартамента США, а послом США в Армении, и к тому же, в Ереване.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что Мари Йованович официально сообщила всему мировому сообществу, что США стремятся обеспечить контроль над экономикой стран Южного Кавказа путем разыгрывания "карабахской" карты, а проблемы безопасности региона американцев не особенно волнуют. Учитывая сказанное американским послом в этом заявлении, у многих читателей агентства, скорее всего, не вызовет сомнений позиция ряда армянских и зарубежных экспертов, считающих, что в случае возникновения новой войны между Арменией и Азербайджаном США и их союзники по НАТО (Турция, страны ЕС), стараясь сохранить свое влияние на Каспии, будут поддерживать азербайджанскую сторону.

Безусловно, продолжение США и их партнерами указанной политики может спровоцировать нарушение перемирия и возобновление армяно-азербайджанских боевых действий. На мой взгляд, этого и добиваются Вашингтон, Брюссель и Анкара, т.к. все предпринятые ими шаги, направленные на побуждение Еревана отказаться от карабахских территорий и удерживание, тем самым, Баку в сфере влияния Запада, пока не принесли плодов. Однако, по мнению ряда российских и европейских аналитиков, возобновление вооруженного конфликта маловероятно. Причиной тому является российско-армянский военный союз.

Членство Армении вместе с Россией в ОДКБ не только сдерживают агрессивную политику Азербайджана, Турции и стран НАТО на Кавказе, но и в целом стабилизирует ситуацию в каспийско-черноморском регионе. При этом, сформированная странами-членами ОДКБ Россией и Арменией совместно с Ираном стратегическая ось оказывает стабилизирующий эффект и на ситуацию на Ближнем Востоке.

Таким образом, можно заключить, что отмечаемые мной и многими армянскими экспертами попытки стран Запада и Турции добиться интеграции Армении в НАТО, путем открытия армяно-турецкой границы и решения карабахского вопроса в пользу Азербайджана, направлены на дестабилизацию обстановки в странах каспийского и черноморского бассейнов, а также внесение разлада в отношения Армении и Ирана. Могу предположить, что выход Армении из ОДКБ приведет к катастрофическим последствиям для народов кавказского и ближневосточного регионов, и с учетом курдского фактора в Турции на Кавказе могут повториться события, которые были инициированы странами НАТО в бывшей Югославии.

http://regnum.ru/pressroom/press-latypov/