 Уйгуры – коренной народ Восточного Туркестана, в настоящее время являющегося северо-западной провинцией КНР – Синьцзян-Уйгурским автономным районом.
Уйгуры – коренной народ Восточного Туркестана, в настоящее время являющегося северо-западной провинцией КНР – Синьцзян-Уйгурским автономным районом. 
Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Предки уйгуров – кочевые племена телесцев, населявшие степные районы современной Монголии, Алтая и Джунгарии.
На различных этапах своего развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хангае в 323 г., он просуществовал 200 лет, после столетнего перерыва, в 523 г. возник второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. на обломках Восточно-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который пал в борьбе с древними хакасами в 840 г. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. Однако, не смотря на это, объединение уйгуров, образование каганата, провозглашение кагана с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Важным выражением определенного этапа в развитии сознания о необходимости этнического и политического единства было принятие самоназвания уйгуры.
Новое объединение, в результате которого возник каганат, и было принято общее название, уйгуры, оказалось более прочным этническим образованием, и его следует расценивать как смену родоплеменного союза народностью, а в области общественного развития смену родовых отношений феодальными.
В Третьем уйгурском каганате были развиты земледелие, скотоводство, различные ремесла. Памятники того времени говорят о самобытности уйгурской цивилизации. Хотя культура уйгуров имеет глубокие центрально-азиатские корни, именно они впервые начали серьезно создавать в степях оседлую цивилизацию со строительством обширных городов и крепостей. Уйгуры уже в начале V в. обладали высокой культурой, своей письменностью.
После падения Третьего уйгурского каганата в 840 г., на территории Восточного Туркестана уйгуры создали государство с центром в Турфане. Новое уйгурское государство достигло высокой ступени развития во всех областях. Его общая площадь по приблизительным данным составляла 500 тыс. кв. км. Границы проходили западнее Кучара и далеко восточнее Хами, севернее Урумчи и на юге у Хотана. В 902-1036 гг. было образовано Уйгурское Ганьчжоуское государство, а в XI-XII вв. существовало уйгурское Кучарское княжество.
До принятия ислама уйгуры исповедовали буддизм, манехеизм и маздокизм.
Культура буддийской Кашгарии постепенно обогащалась влиянием Средней Азии, Ирана, Византии, заимствованием из сирийского, согдийской и других культур азиатского средневековья.
Тюркское влияние в культуре Кашгарии начало отчетливее проявляться с IX в., когда западные тюрки (позже во главе с династией караханидов) подчинили себе города и оазисы запада Кашгарии, а уйгуры, переселившись с Орхона, в 840 г. утвердились у северных склонов Восточного Тяньшаня, основав столицу в Бешбалыке. В новое уйгурское государство вошли Кумул, Турфан, Карашар. Запад Кашгарии с X в. подвергался постепенной исламизации; восточные уйгуры приняли от местного индоевропейского населения буддизм.
Уйгурская культура Восточного Туркестана являлась продолжением двух традиций: местной буддийской индоевропейского населения городов-государств и уйгурской орхонского периода. Поскольку уйгуры сменили манихейство на буддизм, а письменность уйгуров и местных жителей была схожа, восприятие тохарско-саманидского и элементов более раннего гандхарского наследий не составляло особой трудности для пришельцев-уйгуров.
Эпоха уйгурского царства Кочо на востоке и Караханидского ханства на западе Кашгарии стала золотым веком буддийской культуры уйгуров и мусульманской культуры родственных им тюрок Кашгара, Яркенда, Хотана, Кучара, Аксу.
Своеобразие исторического периода X-XIV вв. заключалось и в том, что как политически, так и культурно Кашгария укрепила и расширила свою постоянную связь со Средней Азией. Если раньше оазисные города-государства Кашгарии лишь были однотипные со среднеазиатскими обществами, то теперь часть Кашгарии и часть Средней Азии объединились в границах Караханидского государства с центром сперва в г.Баласагуне, а затем в Кашгаре.
Традиция периодического объединения территорий Средней Азии и Восточного Туркестана в рамках единых государств и единых культур еще ярче проявилась в период полной исламизации Восточного Туркестана.
Уйгуры, создавшие государство в Турфане, в отличие от предшествующих кочевых племен, чье население не имело стимулов к оседанию в оазисах Восточного Туркестана, уже на Орхоне были не чужды оседлости, земледелия и городской жизни. Подчинив себе восточные оазисы Кашгарии, уйгуры постепенно начали сливаться с местным индоевропейским населением. В результате своеобразие буддийской культуры Восточного Туркестана сохранилось.
В Х в. китайский посол Вань Яньде для восстановления связей с некогда переселившимися на запад и потерянными Китаем из виду уйгурами посетил Восточный Туркестан. Посол с трудом узнал их, а уйгуры Кочо не проявили в отличие от ганьчжоуских собратьев интереса к восстановлению регулярных связей с Китаем.
В XII в. Царство Кочо и Караханидское ханство попали в вассальную зависимость от переселившейся с востока части киданей. Кидане подверглись большому тюркскому влиянию и не стали ломать порядки, сложившиеся в государственных системах и культурах Кашгарских государств.
В первой трети XIII в. Царство Кочо было присоединено к державе Чингисхана в качестве пятого улуса и приняло на себя тяжесть завоевательных походов и разорительных налогов.
Уйгурская культура оказала большое влияние на развитие монгольской культуры (письменность, литература, религиозная традиция были заимствованы целиком, либо частично у уйгуров, образованные уйгуры занимали важные должности при дворе монгольских ханов). Напротив, мусульманское Караханидское ханство было попросту уничтожено вместе с другими среднеазиатскими государствами.
Немало перемен в историю Восточного Туркестана было внесено в XIV в. В 1348 г. ранее отколовшаяся часть улуса Чагатая, провозгласила себя Могольским ханством. Основателем новой династии стал Туглук Тимир-хан. Новое государство полукочевого типа заняло территорию Джунгарии, Илийского края, Семиречья. Оно подчинило своему влиянию и значительную часть восточно-туркестанских земель, прежде всего бывшую территорию Караханидского ханства, мусульманскую часть Кашгарии. В начале XV в. моголы были вытеснены западно-монгольскими племенами ойратов и потеряли свою столицу Бешбалык. В 1420 г. моголы окончательно присоединили Турфан, и тот быстро исламизировался. Борьба за овладением Комулом продлилась еще почти на столетие.
Могольская держава не раз меняла свои размеры и границы, уровень ее консолидации также часто менялся. Так, на протяжении 15 в. она временами простиралась от Комула до Ташкента, хотя, с другой стороны, могольский знатный род Чурасов фактически независимо правил Кашгаром. Моголы много воевали с Тимиром (Томерланом), однажды опустошившим юго-запад Восточного Туркестана, ойратами, узбеками-шейбанидами, казахами и кыргызами, которые позднее отняли у них современную территорию Джунгарии, но обретя Комул, моголы основали государство Мамлакат и Могулия, объединившее впервые всю территорию Кашгарии. Яркенд стал основной, Кашгар – второй по значению (резиденцией наследника престола) столицей нового Могольского ханства, а Турфан – центром важного пограничного удела.
Могольское ханство XVI-XVII вв. в Восточном Туркестане по устройству своему было аналогично современным ему среднеазиатским государствам феодального типа с их удельной системой. Роль ханов, сословий города и деревни, светской власти и верхушки мусульманских богословов была обычно той же, что и в Средней Азии. На всем государственном устройстве Моголии лежал отпечаток двойственности: ханская власть претендовала на абсолютные права, однако во всех сферах была вынуждена сосуществовать с уделами: войско хана дополнялось ополчениями и дружинами уделов, ту же двойственность отражали администрация, финансы и т.д. Но, в отличие от Средней Азии, исключительное место в Восточном Туркестане в XVII в. заняли главы мусульманских религиозных орденов – Ходжи.
Ходжи появились в Восточном Туркестане в XVI в. как лидеры двух сект суфийского ордена Накшбандие – так называемых белогорцев и черногорцев. Заняв исключительно влиятельные позиции в социальной и политической жизни страны, поскольку их последователями были даже ханы и царевичи, ходжи вскоре обрели неформально и огромную светскую власть. Фактически ни одно политическое решение в Могольском ханстве XVII в. не могло быть принято без одобрения ходжей. Две секты ходжей постоянно враждовали, вражда же усугублялась проистекавшими из удельной системы политическими распрями и усобицами. На протяжении XVII в. власть могольских ханов все более слабела. Требовалось лишь время, чтобы ходжи пожелали сделать свое безраздельное политическое влияние официальной светской властью. В начале 80-х гг. XVII в. белогорский Аппак-ходжа, способный политик, отстранил от власти хана Исмаила и фактически возглавил государство. Как показала действительность, возвышение ходжей и обострение усобиц в западной части Могольского государства не способствовали сплочению с нею восточного, турфанского удела. Там светские правители из династии Моголов не допустили ходжей к власти, но достигли этого ценой дальнейшего обособления удела. Постепенно слабеющее в XVII в.
В середине XVIII в. цинский Китай воспользовался усобицами в Джунгарии и уничтожил Джунгарское ханство. В разгроме ойратов важную роль сыграл страх ханских феодалов перед объединением Монголии ойратами и страх черногорских ходжей ряда городов перед белогорскими ходжами Кашгара. Цинский Китай сумел в 1759 г. довольно быстро завоевать Восточный Туркестан, а годом позже создать из опустошенной Джунгарии и порабощенной Кашгарии имперское наместничество Синьцзян.
Завоевание Восточного Туркестана маньчжурской династией Цин, правившей в Китае, удалось потому, что политика и военная стратегия цинов сочетала выявление слабостей противника, использование их, разложение противника и его уничтожение по частям. Ослабленные усобицами государства Восточного Туркестана, не сумев противостоять этим мерам, подпали под деспотичесий гнет маньчжурских феодалов.

Упадок экономики, национальный и социальный гнет повлекли за собой народные восстания 1816, 1816, 1827-28, 1830, 1847, 1855, 1857 гг. Восстания серьезно ослабили позиции цинского Китая в Центральной Азии. Но самым крупным восстанием было национально-освободительное движение уйгуров и дунган 1864 г. В результате этого движения на территории Восточного Туркестана возникло два уйгурских государства – Йеттишар и Илийский султанат.
Царское правительство Российской империи, опасаясь распространения национально-освободительных идей на территории Семиречья, в 1871 г. ввело свои войска в пределы Илийского края или Кульджинского края. Временная оккупация длилась 10 лет. В течение этого времени цины разгромили государство Йеттишар и Дунганское ханство и встал вопрос о передаче Илийского края Китаю. Согласно Петербургскому договору от 12 февраля 1881 г., Илийский край передавался Китаю. По статье договора желающие жители края могли переселиться в российские пределы. Слух о передаче Илийского края цинам распространился еще задолго до подписания Петербургского договора. Отрицательно относясь к такому исходу, уйгуры еще в 1875 г. писали русским властям: «Если мы покоримся китайцам, то они нас не оставят в живых, всех умертвят, а поэтому мы желаем покориться великой России».
Опасения населения Илийского края основывались на том, что они боялись расправы за участие в антицинском восстании.
С окончание восстания многие уйгуры Илийского края изъявили желание бросить свои насиженные места и переселиться в пределы России. С другой стороны, царское правительство проявило заинтересованность в переселенцах, которые могли поднять экономику неосвоенных частей Семиреченского края. Представители русской администрации обратили внимание на наличие у уйгуров высокой культуры земледелия.
Следует отметить, что земледелие в этом крае не было чем-то новым, дело в том, что в этом регионе, как и в других частях Илийской долины, по сообщению Ч.Валиханова в VI в. жили предки уйгуров гаогюй и после племена дулу. При джунгарском хане Галдан-Церене земледелие и различные промыслы достигли сравнительно высокого уровня. Об этом можно судить по свидетельствам русских послов и купцов, ездивших в джунгарские владения.
Массовое освоение земледельцами Семиреченского края относиться к середине XIX в., и оно было связано с русскими и уйгуро-дунганскими поселенцами.
Переселение уйгуров происходило в течение 1881-1884 гг., количество переселенцев составило 50 тыс. человек. Переселившись в Семиречье, уйгуры основали г.Жаркент и около 90 кишлаков, и 4 слободы в г.Верном (современный г.Алматы).
Переселение части уйгурского населения в Семиречье не было явлением только лишь затронувшим состав и этническую карту данного региона, оно повлекло за собой многообразные последствия экономического, социально-политического и культурного характера. Оно затронуло не только собственно уйгуров, но и в значительной степени так или иначе, прямо или опосредствованно затронуло и другие народы, населявшие Семиречье и во многом обусловило характер развития этнокультурных связей в крае, а так же экономическое развитие различных этносов. В результате этой миграции происходили процессы взаимодействия различных этносов как носителей различных типов хозяйственно-культурной деятельности, различной традиционно-бытовой культуры.
Более ста лет длилось господство маньчжурского дома в Синьцзяне. После чего оно пало в результате вспыхнувших в Джунгарии и Кашгарии восстаний уйгуров, а также внутреннего и внешнеполитического ослабления Цинской империи. В результате Якуб-беком было образовано государство Йэттишаар в 1867 г. Однако уже в 1884 г. Китаю удалось присоединить Синьцзян обратно, когда Синьцзян-Уйгурский автономный район официально вошел в состав Китая.
Однако после присоединения Синьцзяна, тут не раз вспыхивали восстания, в результате которых в 1932 г. образовалась Первая Восточно-Туркестанская республика, просуществовавшая 2 года, а в 1944 г. появилась Вторая Восточно-Туркестанская Республика, которая пала в 1949 г., после установления коммунистической власти в Китае.
В последние десятилетия ХХ в. и в первом ХХI в. в Синьцзяне наблюдается слияние национального сепаратизма с религиозным экстремизмом, его приверженцы совершают террористические акты под флагом джихада и антиханьскими лозунгами. Но после теракта 11 сентября, когда обострилось внимание США и всей международной общественности к исламскому экстремизму, уйгуры в большей степени апеллируют национальным аспектом в борьбе за свою идентичность.
Главной целью сепаратистов в Синьцзяне является отделение от КНР и образование нового независимого государства Восточный Туркестан на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Хотя и есть менее экстремистские группировки, целью которых является получение большей автономии в составе КНР.
В СУАР действуют как крайне экстремистские сепаратисты, которые используют вооруженные, даже террористические методы борьбы. Так, к таким группировкам причисляют пакистанские Tabeeghi Jamaat и Jamaat-i-Islami , Аль-Каиду, комитет Восточного Туркестана, Исламское движение Узбекистана. Аль-Каида в свою очередь, оказывает достаточно сильное влияние на развитие ситуации в Синьцзяне. Так в начале 2012 года представитель Аль-Каиды Абу аль-Либи обратился к уйгурам из Синьцзян-Уйгурского района с призывом к войне против китайских властей. Соответствующее видеообращение было опубликовано на одном из исламистских сайтов. Аль-Либи заявил исповедующим ислам уйгурам, что пора "вернуться к собственной религии и серьезно подготовиться к джихаду во имя всемогущего Аллаха". Кроме того, он обратился к мусульманам всего мира с призывом оказать помощь уйгурам. Аль-Либи так же пригрозил правительству Китая терактами, которые будут проведены как месть за действия правительства за происходившее в июле этого года столкновения уйгур с полицией.
 Помимо уже названных террористических организаций в Синьцзяне с 1993 г. действует Исламское движение Восточного Туркестана. Цель ИДВТ – создание независимого шариатского государства в Восточном Туркестане и обращение всего китайского народа в ислам. Исламское движение Восточного Туркестана взяло на себя ответственность более чем за 200 актов терроризма, в результате которых погибли не менее 162 человек и более 440 получили ранения. В 2008 г. ИДВТ присоединившись к Тибетским сепаратистам в борьбе за независимость, активно выступала с заявлениями о том, что планирует проведение терактов в Пекине с целью срыва Олимпиады, и подрыва авторитета Китая на международной арене.
Помимо уже названных террористических организаций в Синьцзяне с 1993 г. действует Исламское движение Восточного Туркестана. Цель ИДВТ – создание независимого шариатского государства в Восточном Туркестане и обращение всего китайского народа в ислам. Исламское движение Восточного Туркестана взяло на себя ответственность более чем за 200 актов терроризма, в результате которых погибли не менее 162 человек и более 440 получили ранения. В 2008 г. ИДВТ присоединившись к Тибетским сепаратистам в борьбе за независимость, активно выступала с заявлениями о том, что планирует проведение терактов в Пекине с целью срыва Олимпиады, и подрыва авторитета Китая на международной арене.
Отдельного внимания также заслуживают, создаваемые в СУАР базы по подготовке террористов, выпускники которых в дальнейшем отправляются в другие регионы. Так в конце августа 2000 года российские власти приняли решение выдать Китаю двух китайских граждан, уйгуров по национальности, захваченных ранее в ходе военной операции в Чечне. По данным ФСБ, в партизанских действиях на территории Чеченской республики участвовали десятки наемников из КНР. В самый разгар боевых действий в Северо-Кавказском ФО, начальник ЦОС ФСБ Александр Зданович признал, что китайские граждане воюют на стороне чеченских боевиков. Однако более серьезную опасность для России представляют планы уйгуров в Средней Азии, которую уйгурские "борцы за независимость" до сих пор называют не иначе, как "территории Западного Туркестана, аннексированные Российской империей". По словам главы МВД Киргизии, цель недавно задержанных в республике десяти членов террористической уйгурской организации - свержение правительств Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Причем свою деятельность уйгуры тесно координируют с афганскими и узбекскими "коллегами". По данным российских спецслужб, не так давно в пакистанском городе Пешаваре прошел "съезд" узбекских, таджикских, уйгурских и чеченских боевиков, в котором приняли участие около 100 главарей террористических группировок. На встрече была намечена программа совместных действий на ближайшие месяцы. По всей видимости, недавняя попытка исламистов пробиться в Ферганскую долину была запланирована как раз на "слете" руководства боевиков в Пешаваре. Уйгуры имеют в этом предприятии самый прямой интерес. По мнению ряда аналитиков, если талибам и уйгурским боевикам удастся прорваться в долину, Россия рискует захлебнуться в потоке наркотиков, беженцев и импорта преступности, который не остановит номинальная граница между РФ и Казахстаном. Чтобы обезопасить свои южные границы, Россия, как и сто лет назад, должна оставаться в уйгурском вопросе союзницей Китая.
Отличились уйгурские боевики и в ходе "налета" на Узбекистан и Киргизию. Специалисты отмечают, что уйгуры, в основном проживающие в китайском Синьцзяне, все активнее вовлекаются в деятельность различных радикальных исламских группировок, стремящихся дестабилизировать ситуации в Средней Азии и в мусульманских районах России. Уйгурский сепаратизм становится головной болью не только для Пекина, но и для Москвы.
Также выделяют и менее радикальные организации, такие как Всемирный уйгурский конгресс или Американская ассоциация уйгуров. Уйгурский сепаратизм обладает некоторыми уникальными чертами. Во- первых, у уйгур нет единого лидера, как например, у тибетских сепаратистов, у которых лидером движения выступает Далай-лама XIV.
Во-вторых, китайская часть Восточного Туркестана состоит из четырёх районов, каждый из которых обособлен и находится под влиянием одной из соседних зарубежных культур, мало контактируя с тремя другими. Так, Западная и Южная зоны находятся под влиянием радикально настроенных сепаратистов, предрасположенных использовать в своих политических программах элементы идеологии ваххабизма. Исламские традиции, близость афгано-таджикского коридора активизируют это движение, предопределяя антиправительственные выступления в киргизской части Ферганской долины.
 Северная зона СУАР наиболее активно оказывает сопротивление политике центрального руководства КНР. Здешнее население поддерживает тесные связи с диаспорой Казахстана.
Северная зона СУАР наиболее активно оказывает сопротивление политике центрального руководства КНР. Здешнее население поддерживает тесные связи с диаспорой Казахстана.
По мнению большинства экспертов, причиной уйгурского сепаратизма является то, что Уйгурам по Конституции КНР гарантируется (статьи 113 и 114 Конституции) представительство в органах самоуправления. Однако, если даже число госслужащих, набранных из коренных народностей, в аппарате местной власти растет, то, проходя по ступеням бюрократической лестницы, они теряют связь со своей общиной или народностью. Зачастую уйгурам и другим представителям меньшинств на помощь таких чиновников рассчитывать не приходится.
Более того, КНР гарантирует свободу вероисповедания и отделение политики от религии. Но все дело в том, что Китай использует дифференцированный подход в отношении религии для каждого региона, в том числе для СУАР. Например, тут наблюдаются серьезные ограничения свободы вероисповедания мусульман, в то время как мусульмане в провинциях Ганьсу, Цинхай, Юньнань и Нинся-Хуэйском автономном районе практически не испытывают последствий вмешательства китайских властей в религиозные дела. Так, в СУАР все религиозные книги и публикации проходят тщательную проверку центрального правительства перед их публикацией. Происходит ограничение совершения религиозных обрядов, таких как священный пост - Рамадан и паломничество в Мекку.
 Большие недовольства этнических уйгуров вызывает демографическая политика центрального руководства. Пекин проводит политику переселения ханьцев на запад, которая получила название «Go West».
Большие недовольства этнических уйгуров вызывает демографическая политика центрального руководства. Пекин проводит политику переселения ханьцев на запад, которая получила название «Go West».
В первую очередь, это связано с объективными причинами: необходимостью модернизации западных территорий. Для этого КНР нужны квалифицированные работники для освоения этого региона, именно поэтому Пекин направляет квалифицированных специалистов в труднодоступные нефтеносные районы Таримской впадины. Дело в том, что среди уйгур крайне мало образованных специалистов. Более того, центральная часть и восточная части Китая перенаселены, поэтому для успешной региональной политики необходимо равномерное распределение населения.
Однако уйгуры утверждают, что целью центрального правительства является ассимиляция уйгурского этноса. Также у уйгуров вызывает зависть тот факт, что все руководящие посты занимают ханьцы, именно ханьцам отдается предпочтение при приеме на работу. Но этому есть объективное объяснение: уйгуры, как правило, не образованы и не знают мандаринского наречия.
Еще больше вызывает недовольства политика ограничения рождаемости, которая стала распространяться с 1988 года на СУАР: были введены ограничения количества детей в каждой уйгурской семье — их не может быть больше двух, а в исключительных случаях — трех. Правозащитные организации утверждают, что среди принудительных мер властей, направленных на снижение числа новорожденных, используются даже аборты и стерилизация, подчас проводимые в антисанитарных условиях.
 В настоящее время в СМИ КНР проблематика уйгурского сепаратизма получила широкую огласку. Издания, публикуемые за рубежом по данной тематике, зачастую направлены на освещение ситуации в СУАР в хорошем свете. Например, для того, чтобы показать высокие темпы развития инфраструктуры и экономики региона, используются старые фотографии этапа застройки таких городов, как Шанхай, Пекин, Гуанчжоу. Данные по приросту населения в регионе завышаются за счет притока населения из восточных провинций. Так, начиная с 50-х годов, число уйгуров в Синьцзяне выросло в два раза, а китайцев – в тридцать два. Конфликты происходящие в регионе между этническими уйгурами и властями, напротив не получают огласки, либо приписываются террористам и экстремистам. Обычной практикой для китайских властей также является системное блокирование доступа определенных регионов к Интернет-ресурсам с возможностью свободного обсуждения актуальных событий. К примеру, во время этнических волнений в Тибете Интернет в этом регионе был отключен, а накануне 20-летия подавления восстания на площади Тяньаньмэнь были доступны только официальные новостные ресурсы.
В настоящее время в СМИ КНР проблематика уйгурского сепаратизма получила широкую огласку. Издания, публикуемые за рубежом по данной тематике, зачастую направлены на освещение ситуации в СУАР в хорошем свете. Например, для того, чтобы показать высокие темпы развития инфраструктуры и экономики региона, используются старые фотографии этапа застройки таких городов, как Шанхай, Пекин, Гуанчжоу. Данные по приросту населения в регионе завышаются за счет притока населения из восточных провинций. Так, начиная с 50-х годов, число уйгуров в Синьцзяне выросло в два раза, а китайцев – в тридцать два. Конфликты происходящие в регионе между этническими уйгурами и властями, напротив не получают огласки, либо приписываются террористам и экстремистам. Обычной практикой для китайских властей также является системное блокирование доступа определенных регионов к Интернет-ресурсам с возможностью свободного обсуждения актуальных событий. К примеру, во время этнических волнений в Тибете Интернет в этом регионе был отключен, а накануне 20-летия подавления восстания на площади Тяньаньмэнь были доступны только официальные новостные ресурсы.
Острая необходимость КНР в стабилизации обстановки в СУАР обусловлена тем, что через территорию Синьцзяна проходят наиболее крупные нефтепроводы и газопроводы из ЦА региона в Китай, по которым в перспективе будет перемещаться 50% импортируемого в КНР углеводородного топлива.
Производство и потребление газа в Китае (в млрд м3 в год)
| 
 |  |  |  | 
| Потребление Собственная добыча | 27,7 27,7 | 90-120 80-90 | 160-200 100-115 | 
На сегодняшний день территория Синьцзян-Уйгурского автономного района представляет интерес не только для экономического развития КНР и ЦА государств, но и также активно используется для международного наркотрафика. Афганский героин идет через эту провинцию, как и в сам Китай, так и транзитом в российские регионы. Кроме этого, афганские наркосиндикаты стали закупать в Синьцзяне прекурсоры (сырье, используемое при производстве из опия героина). Для решения данного вопроса в рамкаха взаимодействия в структуре ШОС была создана РАТС. Одной из основных задач структуры является противодействие наркотрафику. 21 апреля 2006 г. ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. 1 октября 2007 г. генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев призвал государства – члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особое внимание на борьбе с накроэкспансией в ЦА регионе.
Вторая по многочисленности диаспора уйгуров проживает в Казахстане, являясь пятым по численности народом республики.
Вместе с дунганами, уйгуры впервые начали селиться на территории Казахстана в 1860—1880х годах, после подавления уйгурского восстания в Китае. Вместе с тем, часть казахов Семиречья откочевала в уйгурские земли Восточного Туркестана после подавления восстания 1916 года. В советское время число уйгуров в стране неуклонно возрастало. В период открытых границ между СССР и КНР в 1960-х и 1970-х годах в Казахскую ССР прибыли две новые волны уйгурских переселенцев, расселившихся в основном в сёлах и райцентрах Алматинской и Талды-Курганской областей. Число уйгуров в республике росло быстрыми темпами. По переписи 1989 года в республике проживало 180 тысяч уйгуров (1,1 % населения республики). Уйгуры составляли 7,8 % населения Алматинской области в её современных границах и 3,5 % населения Алматы. По переписи 1999 года их численность достигла 210 тысяч (1,4 % населения), при этом в Уйгурском районе Алматинской области уйгуры составляли большинство населения (56 %). По области доля уйгуров поднялась до 9 %, в Алма-Ате достигла 5,8 %.
Ниже приведена таблица роста числа уйгуров в государствах ЦА:
| 
 |  |  |  |  | 
| Казахстан Узбекистан Киргизия Таджикистан Туркмения | 147 943 29 104 29 817 …… …… | 185 301 35 762 36 779 1 308 566 | 210 339 …… 46 733 …… …… | Более 220 000 30 000 48 200 …… …… | 
Перепись населения Казахстана 2009 года зафиксировала на 01.01.2010 года присутствие в стране 227 000 уйгуров, что составляет 1,39 % населения всей страны. Сохраняется довольно высокий естественный прирост, сельское население преобладает, хотя миграция уйгур в города области усилилась. Уйгуры Казахстана, как правило, трёхъязычны, хорошо владеют русским и казахским языками. В республике с советских времён сохраняется сеть уйгурских школ.
 На сегодняшний день в Казахстане существует многочисленная уйгурская община. Один из руководителей общины Кахарман Кожамбердиев, заместитель председателя Всемирного уйгурского конгресса, гражданин Казахстана. Под его руководством в республике проводятся акции в поддержку права уйгуров СУАР на самоопределение и создания своего государства – Восточный Туркестан. Отдельного внимания заслуживает, созданная в Алма-Ате в начале 90-х годов Уйгурская освободительная организация (ULO), которая пообещала не нарушать казахстанские законы и руководствоваться в своей деятельности международным законодательством в области прав человека. По данным France Press, на территории Казахстана был сформирован также Объединенный национальный революционный фронт Восточно-Туркестанской организации (UNRFETO). Создан ряд культурных центров. Раз в неделю в РК тиражом 11 тыс. экземпляров публикуется общественно-политическая газета на уйгурском языке «Уйгур авази» (Голос уйгура). В ней освещаются наиболее значимые мировые события и вопросы, связанные с уйгурской проблематикой.
На сегодняшний день в Казахстане существует многочисленная уйгурская община. Один из руководителей общины Кахарман Кожамбердиев, заместитель председателя Всемирного уйгурского конгресса, гражданин Казахстана. Под его руководством в республике проводятся акции в поддержку права уйгуров СУАР на самоопределение и создания своего государства – Восточный Туркестан. Отдельного внимания заслуживает, созданная в Алма-Ате в начале 90-х годов Уйгурская освободительная организация (ULO), которая пообещала не нарушать казахстанские законы и руководствоваться в своей деятельности международным законодательством в области прав человека. По данным France Press, на территории Казахстана был сформирован также Объединенный национальный революционный фронт Восточно-Туркестанской организации (UNRFETO). Создан ряд культурных центров. Раз в неделю в РК тиражом 11 тыс. экземпляров публикуется общественно-политическая газета на уйгурском языке «Уйгур авази» (Голос уйгура). В ней освещаются наиболее значимые мировые события и вопросы, связанные с уйгурской проблематикой.
Помимо Казахской общины, влиятельные уйгурские диаспоры существуют в Европе и США. Официально сепаратистам не оказывает помощи ни одна страна мира. Однако ряд правозащитных и культурно-исторических сообществ на Западе активно формирует общественное мнение в пользу уйгур. Это Восточно-Туркестанский союз в Европе (ETUE) со штаб-квартирой в Германии, Международная Такламаканская ассоциация прав человека (ITHRA), очень активный Восточно-Туркестанский национальный освободительный центр (ETNFC) со штаб-квартирой в Вашингтоне. Среди прочих выделяется Уйгурская американская Ассоциация (UAA) отстаивающая право уйгурского народа на самоопределение, используя мирные и демократические средства. Основной целью UAA является улучшение ситуации по правам человека в Восточном Туркестане, путем способствования в реализации демократических устремлений сообщества коренных народов, проживающих в СУАР.
Борис Плужников – эксперт Ассоциации военных политологов

