ЦАТУ

 
 
 
 
Материалы

О коллективных мерах государств-членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Несмотря на усилия мирового сообщества по укреплению международной безопасности, ситуация в мире остается крайне сложной. Многие конфликты и кризисы, к сожалению, обостряются. Ряд из них перерос в источники региональной и международной террористической опасности, подпитываемой, в том числе, трансграничной преступностью, особенно наркобизнесом.

Необходимо отметить, что в последние годы руководством Российской Федерации и других стран-членов ОДКБ предпринимаются меры, которые призваны ужесточить борьбу с терроризмом. Но терроризм – явление многомерное, связанное с политическими, экономическими, социальными, национальными и другими проблемами, которые быстро решить невозможно. Предстоит долгая и упорная борьба с задействованием огромного потенциала. Тем более что террористы постоянно совершенствуют свои приемы и способы, ищут и находят новые сферы для реализации своих преступных замыслов. Одна из таких сфер – информационный терроризм.

На наш взгляд, все возрастающее влияние информационного обмена и информационных технологий на политическую, экономическую, оборонную и другие составляющие безопасности современного общества и государства, актуальность проблем, которые обсуждаются на различных площадках, свидетельствуют о том, что обеспечение информационной безопасности во всех аспектах важно не только для отдельно взятого государства, а стало неотъемлемой, может быть, одной из главных составляющих системы международной безопасности.

Не секрет, что развитие информационных технологий не только способствует формированию современного цивилизованного общества, но одновременно, к сожалению, создает благоприятную среду для формирования новых угроз и вызовов. Информационное пространство и информационные технологии используются для дестабилизации политической ситуации в отдельных странах, для нанесения экономического ущерба, а также в интересах преступных групп и сообществ различной направленности.

В связи с чем решение вопросов совместного противодействия угрозам и вызовам в информационной сфере, необходимость сотрудничества в области защиты информационного пространства и информационных ресурсов, оказание взаимной помощи в предотвращении деструктивных информационных воздействий становятся жизненно важными для всех стран.

Об актуальности проблемы говорит и то, что только на территории России, по данным специальных служб и правоохранительных органов, в 2008 году отражено более 1 миллиона компьютерных атак, из них около 300 тысяч, направленных на Интернет-сайт Президента Российской Федерации, было возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел, связанных с незаконной деятельностью в сфере информационных технологий.

Организация Договора о коллективной безопасности активно участвует в этом сегменте международной безопасности и серьезно подходит к совершенствованию механизмов международного сотрудничества в этой сфере. При этом мы стремимся действовать системно.

Так, в формате Организации реализуется утвержденная президентами государств-членов ОДКБ Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности. Программа охватывает такие важные направления, как сотрудничество в политической сфере, совместные научные и исследовательские разработки и обмен информацией о достижениях в этой области, подготовка кадров, унификация законодательной и нормативно-правовой базы, совместное обеспечение жизненно важных объектов, проведение совместных мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий.

На неформальном саммите глав государств-членов ОДКБ, проходившем в июле 2009 г. в городе Чолпон-Ата в Кыргызстане, состоялось всестороннее обсуждение вопросов координации информационной политики и мер по укреплению информационной безопасности в формате ОДКБ. Этим же вопросам было уделено самое пристальное внимание в ходе заседания Комитета секретарей советов безопасности Организации, которое состоялось в последующем.

В результате выработаны согласованные меры, направленные на повышение потенциала ОДКБ в сфере информационной безопасности. Это и укрепление политического взаимодействия, и совершенствование механизма обмена информацией, и продолжение практики совместных практических мероприятий по борьбе с киберпреступностью, и оснащение специализированных подразделений органов безопасности и внутренних дел современными техническими средствами, и налаживание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в сфере обеспечения информационной безопасности.

Первый опыт скоординированных мероприятий по противодействию преступлениям в информационной сфере мы приобрели в результате проведенной в 2009 году по решению глав государств специальной операции под условным наименованием «ПРОКСИ» («Противодействие криминалу в сфере информации»). Исходя из специфики совместных мероприятий, участие в операции «ПРОКСИ» приняли специальные подразделения органов безопасности и внутренних дел всех государств-членов ОДКБ.

В результате совместных действий в ходе активной фазы операции за короткий промежуток времени в национальных сегментах Интернета удалось выявить сотни информационных ресурсов, используемых для распространения сведений, наносящих политический ущерб государственным и союзническим интересам, разжигающих национальную и религиозную рознь, содержащих информацию, предназначенную для организаций и групп террористической и экстремистской направленности, распространяющих порнографические материалы с участием несовершеннолетних. По всем ним были проведены соответствующие оперативные и следственные мероприятия, возбуждено более 530 уголовных дел. Что касается непосредственно России, то приостановлена деятельность 216 информационных ресурсов, выявлено 208 преступлений, по которым возбуждены уголовные дела.

В ходе операции проведены также определенные мероприятия, направленные на профилактику, выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах Интернет-пространства сайтов, в том числе зарегистрированных в третьих относительно формата нашей организации странах.

По оценкам руководителей министерств и ведомств, участвовавших в операции, проведение совместных мероприятий способствовало оздоровлению криминогенной обстановки в национальных информационных пространствах, и в будущем позволит выработать и реализовать предложения по совершенствованию правовых, нормативных, организационных, кадровых, технических и других вопросов взаимодействия в данной области сотрудничества.

С учетом положительных результатов операции «ПРОКСИ» президентами государств-членов ОДКБ на сессии Совета коллективной безопасности принято решение о ее продолжении. При этом отмечена необходимость выхода на коллективное формирование и оснащение полноценных и эффективных подразделений по борьбе с преступлениями в информационной сфере, на противодействие кибератакам, на создание совместных механизмов защиты информационных ресурсов и коммуникаций государств-членов ОДКБ.

В целях подготовки высококлассных специалистов главы государств обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой организовать в России в интересах стран ОДКБ Центр информационных технологий. В настоящее время соответствующими министерствами и ведомствами ведется проработка вопросов, связанных с открытием и деятельностью Центра.

Тот факт, что проблемы борьбы с международным терроризмом, обеспечения информационной безопасности обсуждаются на площадке Совета Федерации свидетельствует о возрастающей актуальности как самой проблемы, так и о необходимости поиска и выработки новых форм повышения эффективности работы по противодействию. Для нас обсуждаемая тема представляется чрезвычайно важной и значимой.

Мы отчетливо понимаем, что и ОДКБ, и другие международные организации безопасности, спецслужбы и силовые структуры государств  только тогда смогут действовать с максимальной эффективностью и отдачей, если в общественном сознании терроризм будет стойко ассоциироваться с образом абсолютного зла, которому нет и не может быть никаких оправданий.

Следует заметить, что бурное развитие информационных технологий, к сожалению, имеет и обратную сторону – объективно создаются предпосылки к повышению уровня террористической угрозы. Противник часто не просто виртуальный, но и где-то недосягаемый. Информационное пространство используется им для пропаганды своих идей и целей, для вербовки и инструктажа сторонников. При этом организаторы информационных атак совершенно уверены в своей безнаказанности, чему в немалой степени способствуют существующие проблемы в деятельности по обеспечению информационной безопасности. Это и пробелы в законодательствах государств-членов ОДКБ, и отсутствие должной гармонизации законодательных актов, и несовершенство межгосударственного сотрудничества и взаимодействия, и недостаточный уровень подготовленности персонала и оснащенности специальных подразделений, а также ряд других проблем, решению которых в определенной степени будет способствовать и сегодняшняя конференция.

Кожевников А.В., старший помощник Генерального секретаря ОДКБ.


Сборник материалов международной конференции, «Международный терроризм в информационную эпоху: реалии кибертерроризма и кибероружия, терроризм и средства массовой информации», Москва, 2010.