ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Производители ненависти
 
 

Производители ненависти

E-mail Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Роль социальных сетей в информационном противоборстве на примере вооруженных сил Великобритании и Израиля

Одним из основных факторов успешности действия сил и средств противоборствующих сторон является доминирование в информационном пространстве. По современным концептуальным взглядам ведущих держав мира и, согласно руководящих документов их государственных структур, борьба в информационной сфере направлена на завоевание информационного превосходства. Информационное превосходство заключается в достижении преимущества в психологической и информационно-технической сферах. Как правило, для государства, обладающего концепцией ведения информационных войн, современными информационными технологиями и развитой информационной инфраструктурой, информационное превосходство обеспечено изначальными условиями.

Преломляя ситуацию к современным реалиям, в глаза бросаются инициативы ведущих западноевропейских держав.

Так, например, Британские власти считают, что информационные технологии сейчас оказывают на исход войны не меньшее воздействие, чем вооруженные столкновения, и приводят в пример весь диапазон текущих конфликтов.

Глава Генерального штаба вооруженных сил Великобритании Ник Картер заявил, что и в настоящее время «борьба за сердца и умы» очень актуальна.

Таким образом, Великобритания стремясь завоевать господство в мировом информационном пространстве, по примеру своего основного союзника США, формирует спецподразделение целью которого будет ведение информационной и психологической войны в интернете.

Подразделение базируется у города Ньюбери в Графстве Беркшир, формально оно начнет свою работу только в апреле и уже насчитывает порядка 2000 человек (которые в свою очередь подкованы в психологии, и обучены принципам воздействия на массовое сознание людей). Подразделение получит номер 77 и эмблему Chindit (спецподразделение британских коммандос, начавшую партизанскую войну против японской армии в Бирме и Индии с 1943 по 1944 годы).

Основным полем деятельности специального подразделения станут социальные сети, такие как «Facebook» и «Twitter».

Таким образом, наряду с другими средствами информационного воздействия поставив на противоборствующую сторону такой инструмент, как социальные сети, можно добиваться от людей заданной реакции в результате принуждения или побуждения их к каким-то определенным действиям.

Истории так же известны случаи применения информационных технологий в качестве основного инструмента в борьбе за превосходства в информационном пространстве разрабатываемых государств.

Военная операция Израиля «Литой свинец» в секторе Газа сопровождалась информационной поддержкой соответствующих государственных структур, которые должны выполнять подобную работу по долгу службы. В то же время были активно задействованы неофициальные методы распространения информации со стороны государственных структур. К информационной войне оказались подключены также социальные сети, которые показали свою эффективность.

Социальные сети всех видов с самого начала стали орудием для ведения информационной войны со стороны Израиля. Основная работа велась в направлении подавления пропаганды противника, привлечения внимания к позиции Израиля и т.д.. В то же время сетевые средства использовались и для проведения психологических операций внутри страны.

Так была запущена акция «Пошли солдату улыбку» - была открыта возможность для всех граждан посылать солдатам ЦАХАЛа, воюющим на передовой, свои приветствия.

Вместе с тем, для Израиля основным направлением в ведении информационной войны, естественно, стал внешний вектор. Сразу с началом эскалации арабо-израильского конфликта в интернете резко повысилась активность блоггеров - сторонников Израиля. Операция ЦАХАЛа «Литой свинец» началась 27 октября. Уже 29 октября произраильские блоггеры открыли на самой посещаемой русскоязычной площадке блогов Livejournal.com сообщество «gaza2009». Главная задача сообщества-поддержка и консолидации в сети всех, кто поддерживает Израиль в военное время. Через сообщество велось информирование об акциях в поддержку Израиля.

Кроме данного сообщества, которое выделяется целевой работой, а также, вовлеченностью в него известных журналистов, политиков, были задействованы также социальные сети, которые были призваны работать уже не на конкретные задачи, а на массовое распространение нужной информации.

Формирование информационной обстановки в сетях общего пользования происходит путем естественного отражения действительности в ходе непосредственного общения между участниками каких-либо событий и распространением ими информации через социальные сети на различные аудитории, так и формированием информационных ситуаций через спланированные акции подготовленными специалистами. Раскрутка информационных ситуаций до критической степени, позволяющей спровоцировать общественность на активные действия (к массовым протестам) осуществляется путем воздействия на циркулирующую в социальных сетях информацию, распространением слухов, подготовкой подтверждающих или опровергающих сведений, необходимых чтобы в достаточной степени убедить общественность в правдивости тех или иных событий, сформировать требуемые настроения, взгляды, убеждения.

Через социальные сети можно формировать основания для обеспечения мероприятий, по реализации агентами влияния изменений в привычные стереотипы поведения людей. Созданные условия, таким образом, являются обоснованием легитимности действий для внедренной агентуры. В результате, можно повлиять на качество принимаемого законопроекта, помешать или способствовать его рассмотрению, побудить общественность поддержать проект, а агентам влияния притворить его в жизнь.

Перенос настроений в реальный мир происходит в результате информационного воздействия на мотивационную основу личностей, с изначально сформированными взглядами, близкими для реализации тех или иных намерений, которые ожидает от них воздействующая сторона. А также в результате информационного воздействия на группы населения и конкретных лиц, с неустойчивыми взглядами, трансформация которых позволяет поставить людей в требуемые рамки социального поведения.

Создавая информационную обстановку и провоцируя общественность на активные действия можно вынуждать военно-политическое руководство иностранных государств к ответным мерам. Препятствуя принятию грамотных решений с целью принуждения к совершению ошибочных действий можно формировать впечатление у вышестоящего руководства или общественности об отсутствии компетенции лиц, несущих ответственность за эти решения. Это может спровоцировать отстранение или ограничение полномочий отдельных руководителей. Такими провокациями можно добиться сковывания инициативы руководства различного уровня или формирования общественного мнения и настроения, препятствующего работе органов государственной власти.

Исходя из вышесказанного, в качестве механизма информационного воздействия на людей через социальные сети, зачастую выступает заведомо ложная информация, работающая на конкретные задачи.

Александр КРИКУНОВ, заместитель директора Центра анализа террористических угроз