ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика В ОДКБ готовы к любому развитию событий
 
 

В ОДКБ готовы к любому развитию событий

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Продвижение НАТО на восток, активизация террористических групп во всём мире и разрастание очагов нестабильности, в том числе вблизи наших границ, не могли остаться незамеченными для Организации Договора о коллективной безопасности. Ответом ОДКБ на деградацию международного сотрудничества в области безопасности, резкое обострение обстановки в пределах зоны коллективной ответственности и появление новых угроз в информационной среде стало создание Центра кризисного реагирования, совершенствование Коллективных сил, появление новых структур по противодействию киберинцидентам. Об этом и других изменениях в системе коллективной безопасности, принятых на итоговом саммите глав государств — членов ОДКБ, в интервью «Красной звезде» рассказал генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа.

- Николай Николаевич, какие события прошлого года внесли коррективы в систему глобальной и коллективной безопасности? Как в этой связи вы оцениваете текущее состояние безопасности в зоне коллективной ответственности и на границах государств — членов ОДКБ?

- В отличие от 2013 года ситуация кардинально изменилась. Сегодня есть все основания говорить о радикальном обострении глобальной геостратегической ситуации, в том числе в непосредственной близости к зоне ответственности ОДКБ. Международные механизмы, которые ранее существенно влияли на обеспечение стабильности, сегодня уже неэффективны. Прекращено сотрудничество по линии борьбы с терроризмом, вводятся санкции.

Мир, по сути, находится на грани открытого противостояния. США, отдельные страны НАТО, практически уже не камуфлируя свои действия, грубо вмешиваются во внутренние дела других государств, пытаются манипулировать общественным мнением, экономически и финансово воздействовать на властные структуры и население.

Мы наблюдаем попытки США сломать сложившийся военно-политический паритет. Отмечается возросшая активность НАТО: колоссальное количество различных учений проводится у границ государств — членов ОДКБ. Страны альянса начали оказывать помощь украинским силовым структурам в проведении ими операций на Донбассе. А это в свою очередь означает только углубление противоречий и обострение конфликта на востоке Украины.

Но, кроме кризиса на Украине, который сегодня, как нарыв на границе с Россией, не может не влиять на безопасность и политические процессы на соседних территориях, мы отмечаем обострение ситуации и в Приднестровье, хотя на протяжении долгого времени там всё было достаточно стабильно. Вызывает беспокойство и обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха, деградация обстановки в Афганистане.

Активизация террористических групп во всём мире, их консолидация и получение ими серьёзных финансовых ресурсов, современного вооружения и кадрового пополнения влияют и на состояние безопасности в наших странах. Сегодня зона их деятельности и сферы влияния серьёзно расширяются. Это, естественно, привело к тому, что активизировались экстремистские организации, в том числе на территории государств — членов ОДКБ.

- Исходя из того, что обстановка в соседних со странами ОДКБ регионах резко обострилась, какие решения были приняты в качестве ответных мер по итогам заседания Совета коллективной безопасности?

- Президенты обсудили всю ситуацию. В узком составе обсуждалась система кризисного реагирования Организации. Это не что иное, как готовность к любому ответу — силовому, политическому, правоохранительному, гуманитарному — в случае негативных изменений в одном из регионов коллективной ответственности или отдельно взятом государстве в составе ОДКБ. Мы должны ориентироваться на то, чтобы консолидировать наши совместные усилия для обеспечения стабильности наших стран.

На очередной сессии Совета коллективной безопасности были приняты политические решения, ориентированные на укрепление силового потенциала, на активизацию политического сотрудничества, координацию внешнеполитической деятельности на международных площадках, особенно на фоне беспрецедентных мер давления на Россию и её союзников.

Говоря сегодня о готовности нашего силового потенциала, мы должны быть уверены в соответствующей его подготовке, вооружении и экипировке. И самое главное, готовности на внезапные действия в случае, если ситуация будет быстро развиваться по негативному сценарию. Наиболее чувствительным направлением нашей деятельности на сегодняшний день остаётся обеспечение информационной безопасности, где происходит очень много процессов, которые также негативно влияют на положение дел в наших государствах. И следует отметить, что соответствующие решения в этих направлениях президентами уже приняты.

- В числе основных вопросов вы упомянули систему кризисного реагирования ОДКБ. Если можно, поподробнее: что сегодня заложено в её основу и какие из принятых решений направлены на её совершенствование?

- С 2010 года мы строим эту систему после известных событий, произошедших на юге Киргизии. И надо отметить, сделано действительно много. Мы внесли довольно существенные изменения в нормативную базу ОДКБ: определились с особым порядком прохождения документов, с докладами главам государств о кризисных явлениях, согласовали посредническую деятельность как Совета коллективной безопасности, так и других уставных и рабочих органов ОДКБ. Одновременно завершается работа по созданию закрытой системы видео-конференц-связи.

Но есть и элементы, которые требуют доработки. Советом коллективной безопасности принято решение по созданию Центра кризисного реагирования в рамках Организации. В настоящее время при содействии Российской Федерации такой центр создаётся. Предполагается, что он будет сопряжён с российским Национальным центром управления обороной страны. Таким образом, мы получаем возможность использования в интересах кризисного реагирования уже отработанные каналы оперативной связи и управления. К этой схеме будут подключены соответствующие национальные управленческие структуры.

Структурно Центр кризисного реагирования войдёт в состав Секретариата ОДКБ и будет координировать свою работу с Объединённым штабом Организации.

Делается это с той целью, чтобы система управления и реагирования на кризисные явления была связана воедино на всём пространстве действия Договора о коллективной безопасности. Параллельно с этим ведётся работа по установлению коммуникационных связей с государствами-членами с тем, чтобы у нас была прямая связь, обмен информацией и при необходимости взаимодействие по выработке решений. Это работа большая, затратная, но она необходима и будет реализована в рамках ОДКБ. Самое главное, что соответствующее решение главами государств принято и по нему сейчас ведётся активная работа.

- Не меньшее внимание Совета коллективной безопасности было уделено совершенствованию Коллективных сил ОДКБ. В каких направлениях, согласно принятым решениям, планируется дальнейшее развитие силовой составляющей Организации?

- Речь идёт о двух ключевых направлениях. Первое — это оснащение всех вооружённых сил государств — членов ОДКБ оперативно совместимым вооружением и военной техникой. Подписана программа перевооружения вооружённых сил Таджикистана, аналогичная работа ведётся с Киргизией. На льготных условиях в соответствии с теми соглашениями, которые есть в рамках ОДКБ, активно реализуется военно-техническое сотрудничество с Казахстаном, Белоруссией, оказывается помощь Армении. Мы исходим из того, что все вооружённые силы, особенно те формирования, которые входят в состав Коллективных сил ОДКБ, должны иметь однотипное, оперативно совместимое современное вооружение, военную технику и связь.

Второе направление — это совместная боевая подготовка Коллективных сил ОДКБ, которая теперь будет проводиться с использованием новых вводных. Так называемый элемент внезапности — то, что в последнее время практикуется в Вооружённых Силах Российской Федерации и доказало свою эффективность, теперь в обязательном порядке будет применяться и в ходе совместных учений с Коллективными силами ОДКБ. Это связано прежде всего с необходимостью отработать проведение операции на всех её этапах начиная с подготовки, транспортировки и пересечения границ при выдвижении национальных контингентов к местам проведения учений.

В рамках совместных учений первостепенное внимание будет уделено оперативной совместимости национальных контингентов, средств связи и органов управления. Нам надо досконально отработать вопрос управления межвидовой группировкой Коллективных сил. В этом году предусматриваются и комплексные учения Коллективных сил оперативного реагирования, и Коллективных миротворческих сил, и Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона. Совместные стратегические учения России и Белоруссии «Щит Союза-2015» мы также будем использовать как фон для проведения своих учений с Коллективными силами. Кроме того, в этом году планируется ряд учений по ведомственному признаку — спецподразделений по линии МВД, наркоконтроля и МЧС. Всё это предусмотрено планом совместной боевой подготовки на 2015 год, утверждённым Советом министров обороны стран ОДКБ.

- Что касается принципиально новых силовых составляющих, таких как Коллективные авиационные силы и Силы спецопераций, то чем обусловлена необходимость их включения в состав единых войск ОДКБ?

- Прежде всего следует отметить, что существующая структура силового потенциала Организации в полном объёме удовлетворяет всем потребностям ОДКБ. Она включает не только Коллективные силы оперативного реагирования, но и Коллективные миротворческие силы, Коллективные силы быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона как региональный элемент подразделений быстрого реагирования, а также двусторонние группировки во всех регионах коллективной безопасности.

В мирное время все контингенты и формирования Коллективных сил находятся в местах постоянной дислокации под юрисдикцией национальных командований. При необходимости они могут в течение очень короткого времени собраться и выдвинуться на территорию государства, где будет проводиться операция. Как раз для обеспечения оперативности перегруппировки войск и создаются Коллективные авиационные силы, куда будет входить не только транспортная авиация вооружённых сил, но и авиация МВД, органов безопасности и МЧС. Это позволит нам широко использовать авиационные средства для переброски Коллективных сил ОДКБ к местам проведения операций.

В свою очередь создаваемые Силы спецопераций — это специальные подразделения со специфическим потенциалом, который необходим сегодня при проведении любой боевой операции. Это и радиоперехват, и информационно-психологическая борьба, и подразделения киберзащиты. Частично мы уже апробировали их работу на учениях «Взаимодействие-2014» на территории Казахстана. Есть договорённость, что все эти спецподразделения будут включены в состав Коллективных сил оперативного реагирования.

- Современные вызовы, с которыми сталкиваются государства, в том числе и члены ОДКБ, носят комплексный характер. И не последнюю роль среди них играют угрозы информационной безопасности. Какие действия предпринимаются руководством Организации, чтобы снизить различные риски в информационной сфере?

- Конкретно в сфере информационной деятельности Советом коллективной безопасности были приняты три решения. Во-первых, это утверждение положения о взаимодействии в сфере информационной безопасности, которое определяет правила деятельности соответствующих служб по обмену информацией и правилам взаимодействия в сфере информационной безопасности.

Во-вторых, ежегодная операция по противодействию криминалу в сфере информации «ПРОКСИ» переводится в режим постоянного действия. Это решение призвано упростить взаимодействие между соответствующими службами для более эффективного объединения усилий в сфере информационной безопасности, выявления попыток информационных атак на наши государства, а также различных преступных действий в электронных информационных сетях.

Возглавить эту работу призван Консультативный координационный центр по киберинцидентам, который также создаётся в рамках ОДКБ по решению Совета коллективной безопасности. Этот орган займётся непосредственной организацией совместной деятельности по пресечению попыток создания каких-либо инцидентов в наших информационных сетях. Там достаточно большой перечень проблем, с которым предстоит работать.

Центр будет предупреждать об информационных уязвимостях и пресекать попытки проникновения в информационные сети. Предстоит также выявлять действия, направленные на причинение вреда информресурсам государств. Причём происходить это будет путём координации усилий всех компетентных служб, которые действуют в сфере информационной безопасности.

Все эти три решения ориентированы на то, чтобы создать систему противодействия попыткам использовать наши информационные ресурсы в преступных антигосударственных целях, направленных на дестабилизацию обстановки и насильственное свержение власти в государствах — членах ОДКБ. Мы же видели, как всё происходило на Украине, как использовались информационные ресурсы, чтобы раскачать страну, расколоть общество, ввести его в состояние массового психоза и взаимной ненависти. Поэтому и в этой сфере мы пытаемся навести порядок.

- По итогам состоявшейся в Москве сессии Совета коллективной безопасности председательство в Организации перешло от России к Таджикистану. Как в ближайшем будущем будет развиваться обстановка в регионе Центральной Азии и каким вопросам коллективной безопасности в новом году планируется уделить наибольшее внимание?

- Объявленные президентом Таджикистана приоритеты председательства в ОДКБ касаются прежде всего обеспечения стабильности в Центрально-Азиатском регионе, укрепления таджикско-афганской границы и взаимодействия с афганскими властями по вопросам безопасности. Эти приоритеты нами сейчас анализируются, и в ближайшее время мы подготовим план по реализации соответствующих соглашений.

Хотя по некоторым направлениям свои предложения главам государств мы уже высказали. Они касаются вопросов безопасности на таджикско-афганской границе. В частности, имеются промежуточные итоги по оказанию помощи таджикским пограничникам в поставке вооружения и спецтехники. Как известно, Россия, Армения, Белоруссия и Казахстан взяли на себя часть ответственности и уже выполняют эту работу. Думаю, что это будет одним из основных направлений деятельности по обеспечению стабильности и безопасности, где мы будем предпринимать экстраординарные усилия в 2015 году.

К тому же вы знаете проблему вербовки наёмников из наших государств и отправки их на «боевые стажировки» в зоны военных конфликтов в Сирии и Ираке. Мы предполагаем, что многие из них будут возвращаться, и эти факты уже сегодня находят подтверждение. В том числе в Таджикистане уже прошло несколько задержаний участников боевых действий на Ближнем Востоке. На фоне консолидации террористических сил во всём мире, растущего влияния ИГИЛ, талибов и «Аль-Каиды» эта проблема для нас очень важна, она нас беспокоит, и мы будем вырабатывать предложения по активизации наших совместных действий в борьбе с терроризмом.

Сегодня в одиночку обеспечить безопасность в таком регионе, как Центральная Азия, в непосредственной близости с Афганистаном достаточно сложно. При этом ситуация продолжает оставаться напряжённой, и пока нет ничего, что могло бы говорить об улучшении обстановки. Поэтому мы должны быть готовы к тому, что нынешний год будет очень непростым и потребует значительных совместных усилий, чтобы обеспечить безопасность и стабильность наших стран.

Позиция государств — членов ОДКБ в необходимости обеспечения коллективной безопасности остаётся неизменной. Лидеры всех стран Организации заинтересованы в том, чтобы коллективными усилиями обеспечить стабильность и безопасность в своих странах. Единодушная позиция отражена в тех 22 решениях, которые были приняты по итогам саммита Совета коллективной безопасности практически по всем направлениям. Думаю, что это самая яркая демонстрация единства стран ОДКБ в оценке деятельности Организации, её необходимости и значимости.

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Источник