ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика "Западу на постсоветском пространстве нужны только вассалы"
 
 

"Западу на постсоветском пространстве нужны только вассалы"

E-mail Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

«Закавказье в стратегических планах США и НАТО» — так называется подготовленный Центром международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня» аналитический доклад. В нем рассматривается текущая стратегическая обстановка в Закавказье. Задача, которую поставили перед собой авторы работы — проанализировать военно-политические возможности, механизмы и инструменты США и НАТО в регионе.

Обсуждению доклада было посвящено организованное Центром заседание «Экспертной среды» 17 декабря. В нем приняли участие: в Москве – руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова и эксперт Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев; в Баку – политолог и публицист Ильгар Велизаде; в Ереване – независимый эксперт Сергей Шакарянц; в Тбилиси – лидер партии «Нейтральная Грузия», руководитель Центра грузино-российской дружбы, профессор Валерий Кварацхелия.

Ведущая заседания «Экспертной среды», руководитель Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова, прежде всего, пояснила аудитории: почему темой исследования выбрано именно Закавказье?

— Начиная с лета нынешнего года, мы наблюдаем активизацию политической и военно-политической работы Запада в этом регионе – пояснила она. — В сентябре мы уже провели заседание «Экспертной среды», назвав его «Военная активизация на Южном Кавказе – второй антироссийский фронт?». За это время произошло много важных событий, сказавшихся на ситуации в регионе. Задача сегодня — провести ревизию возможностей США и НАТО в Закавказье, дать оценку политическим механизмам и инструментам, которые имеются в распоряжении у «коллективного Запада». Другими словами, проанализировать: как и какими путями будут действовать Соединенные Штаты, если решат «добавить» России еще один конфликт или крупную проблему. Уверена, что в Вашингтоне в последние месяцы всерьез рассматривают, где еще США могли бы атаковать Россию. И ищут в первую очередь на пространстве СНГ. Выбирать будут уязвимые — с точки зрения американских стратегов — государства, к примеру, Белоруссию, где в будущем году предстоят выборы президента, Армению, вступающую в ЕЭС, и Азербайджан, ориентирующийся на тесные связи с Россией. И в государствах Средней Азии также много слабых мест, «приглашающих» к атаке.

Однако все эти месяцы, отметила В.Крашенинникова, Россия не сидела, сложа руки, с сентября в регионе произошло несколько важных событий.   Так, Армения подписала и ратифицировала договор о вступлении в Евразийский экономический союз. В конце сентября состоялся Каспийский саммит, на котором был принят ряд важных решений, включая согласие всех стран о недопущении военных сил третьих государств в Каспийское море. Состоялся визит президента Владимира Путина и министра обороны Сергея Шойгу в Азербайджан.

Она предложила участникам обсуждения, прежде всего, оценить качество подготовленного экспертами доклада. А также ответить на вопрос, какие еще факторы следует учитывать при оценке нынешнего положения дел в Закавказье. И, наконец, поделиться прогнозами развития ситуации в этом регионе. А в заключение дискуссии проанализировать, каким образом может быть обеспечена безопасность государств-партнеров России в Закавказье.

Открывший обсуждение Ильгар Велизаде, прежде всего, поблагодарил составителей доклада за учет мнений и замечаний, которые были высказаны экспертами на стадии подготовки этой серьезной работы. Азербайджанский эксперт в первую очередь обратил внимание на обширную фактологическую базу доклада и отметил, что впервые сталкивается со столь обстоятельным анализом ситуации в регионе. Эта фактическая база делает сложной дебаты по содержанию: такие аргументы невозможно отрицать.

Его мнение разделил и Валерий Кварацхелия в Тбилиси. «Вокруг России сегодня столько врагов, что ей никак нельзя быть благодушной», — считает он. И предложенный для обсуждения доклад подтверждает эту мысль, он показывает угрозы для безопасности государств Закавказья, и, соответственно, для суверенитета России.

В своей оценке доклада с ними был солидарен и Сергей Шакарянц в Ереване, заметивший, что он бы добавил некоторые более жесткие формулировки и оценки. «Натовские стратеги пытаются превратить наш регион в свой плацдарм, сделать из граждан, его населяющих, пушечное мясо», — категорично высказался он о планах Североатлантического блока применительно к Закавказью.

«В работе над докладом были использованы самые различные источники, при этом все факты были многократно проверены, — вступил в дискуссию Андрей Арешев. — На их основании мы можем сделать вывод о том, что инструментарий, который будет применяться для оказания влияния на внешнюю и внутреннюю политику этих трех государств Закавказья, станет опираться на неурегулированные и взрывоопасные конфликты в регионе».

Как и было заявлено, экспертам предложили ответить, какие еще факторы следует учитывать при оценке нынешней ситуации в Закавказье, и каким образом она будет развиваться дальше – в регионе в целом и в государствах, которые представляли участники дискуссии.

Взявший слово И.Велизаде справедливо заметил: положение дел в Закавказье определяется различными внешнеполитическими стратегиями государств региона. Так, Тбилиси следует курсом на евроатлантическую интеграцию, а Ереван выбирает партнерство в рамках Евразийского экономического союза. Баку руководствуется, в первую очередь, национальными интересами страны – и, одновременно, учитывает интересы соседей, реализует различные форматы сотрудничества. Недавний визит в Азербайджан министра обороны России Сергея Шойгу стоит в ряду визитов других высокопоставленных российских руководителей в нашу страну. Наши эксперты уверены, что отношения между двумя государствами не только влияют на внешнюю политику Азербайджана, но и воздействуют на весь геополитический ландшафт региона. Мы придаем исключительно большое значение связям с Россией, хочу верить, что и в ближайшем будущем, да и во всей обозримой перспективе наши отношения не только сохранятся, но и наполнятся конкретными партнерскими проектами. Нам удалось решить вопросы поощрения и защиты взаимных инвестиций и военно-технического сотрудничества, преодолеть противоречия в подходах по определению статуса Каспия, на последнем саммите в Астрахани был подписан основополагающий документ, регламентирующий отношения «пятерки» применительно к статусу моря».

Да, в регионе присутствуют и риски, и угрозы – как традиционные, так и появившиеся сравнительно недавно, продолжил эксперт. К последним он отнес активность группировки «Исламское государство» в Закавказье, добавив, что ее деятельность распространяется и на российский Северный Кавказ. «Как известно, в рядах боевиков сегодня воюют и граждане Грузии – что представляет собой серьезнейшую проблему для всех наших государств», — предупредил он.

И.Велизаде добавил: в Азербайджане пристально следят за ядерной программой соседнего Ирана, причем сотрудничество Баку с Тегераном, реализация перспективных совместных проектов зависят от достижения прогресса на переговорах по ядерной проблеме Ирана. Как он напомнил, в 2014 году состоялся визит президента Азербайджана в Тегеран и ответный визит иранского лидера в Баку. В своих переговорах они сделали особый акцент на реализации инвестиционных проектов: как двусторонних, так и многосторонних, в том числе и в сфере энергетики, подчеркнул эксперт. Развитие отношений между Азербайджаном и Ираном зависит от ослабления или снятия режима санкций, которые введены против Тегерана, считает И.Велизаде. «Сегодня мы реализуем проект «Север-Юг», предусматривающий строительство железной дороги, связывающей Россию, Азербайджан и Иран», — напомнил он.

Затронув ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, эксперт выразил осторожную надежду на ее решение в ближайшем будущем. Переговорный процесс идет, кратко пояснил он, и какие-либо резкие оценки и суждения могут лишь пойти ему во вред. Для решения региональных проблем необходимо стремление всех государств Закавказья снизить угрозу возникновения существующих сегодня рисков до уровня, который бы не препятствовал конструктивному диалогу.

С точки зрения В.Кварацхелия, существует множество факторов, способных дестабилизировать ситуацию на Кавказе. Не так давно, указал он, в ходе визита премьер-министра Армении глава правительства Грузии заявил, что, несмотря на различные политические векторы двух стран, Тбилиси будет развивать дружественные отношения с Ереваном.

— Отрадно было слышать эти слова, — заметил эксперт. – Но сразу возник вопрос, каким образом будут строиться эти отношения, ведь Армения — член ЕАЭС, а Грузия — ассоциированный член Евросоюза. К тому же Тбилиси дал санкцию на создание на своей территории лагеря подготовки сирийских боевиков. В Грузии, всегда славившейся своей толерантностью, проживает много мусульман, принадлежащих к различным течениям в исламе. Так что, при желании, кто-то может спровоцировать их на конфликт. Точно так же можно разжечь конфликт и между Арменией и Азербайджаном. Вывод первый: дестабилизировать ситуацию в регионе несложно. Естественно, подобное развитие событий России невыгодно. Невыгодно это и гражданам государств Закавказья. Единственный «выгодополучатель» в данном случае – Соединенные Штаты. И, как показывает история, они всегда стараются воспользоваться удобным для себя моментом.

Вывод второй: Закавказью будет очень сложно без России, история показывает, что мир в этот регион принесла именно Россия. Азербайджан, Армения и Грузия сегодня выбрали разные дороги, а вот приведут ли они к миру в Закавказье?

Предваряя выступление С.Шакарянца, В.Крашенинникова заметила: регион не исчезнет из списка политических приоритетов России.

— Разделяю характеристику ситуации в Закавказье, которую уже дали коллеги из Баку и Тбилиси, — сказал армянский эксперт. –Добавлю: многое зависит от противоречий или, что называется, «вопросов», которые сохраняются в отношениях Российской Федерации с основными западными стратегическими игроками. Если посмотреть на участников переговоров по иранской ядерной проблеме, то это не только Соединенные Штаты, но и Франция. С моей точки зрения, Франсуа Олланд – всего-навсего проводник политики Вашингтона. В том числе – и на Кавказе. Президент Франции лишь играет отведенную ему роль, а за кулисами хозяин дергает его за ниточки. Сегодня нужно учитывать резко возросшее влияние Ирана, не сомневаюсь, что в ближайшем будущем политика Тегерана станет фактором, влияющим на стабильность каждой страны Закавказья. Надо также двигаться в сторону выработки общего соглашения о недопущении в Закавказье вооруженных сил внерегиональных государств. Пока же, говоря о прогнозе на ближайшие два-три года, нельзя исключать серьезных экономических пертурбаций, скажем, на рынке газа – аналогичных падению нефтяных цен.

— Да, Закавказью действительно предстоят, как минимум, два-три непростых года, — поддержал коллегу А.Арешев. – Следует учитывать, прежде всего, экономический фактор, то есть резкие колебания не только рубля, но и валют государств региона, в том числе – Грузии и Армении. А это серьезно скажется на социально-экономической и политической обстановке в этих странах. В Азербайджане ситуация лучше, но, к сожалению, экономических неурядиц сегодня нельзя исключать нигде. Что касается политических рисков, то они уже проявили себя в уходящем году. Назову в качестве примера продвижение в Армении идеи перехода с президентской на парламентско-президентскую форму правления, аналогичную грузинской. Конечно, следует посмотреть, как станут развиваться события, но этот сценарий мне кажется негативным. Пока реформа отложена, в том числе и под давлением оппозиции, осознающей угрозу подобной трансформации. Еще один риск – не только активизация «Исламского государства» на Кавказе, но и ширящаяся деятельность различных сект, скажем, в Армении. Не стану подробно останавливаться на работе неправительственных организаций, она освещается в представленном нам сегодня аналитическом докладе. Коллеги много говорили о коммуникациях, проходящих через регион: Кавказ традиционно рассматривался внешними игроками, в частности, западными, как перешеек, связывающий Восток с Западом и Север с Югом. «Оседлав» его, можно получить большую выгоду.

Как обеспечить безопасность южных рубежей российских партнеров на Кавказе? Задав этот вопрос, А.Арешев обратил внимание на резкую активизацию военной деятельности, рост числа учений, в которых задействованы российские инфраструктурные объекты в странах Закавказья. С его точки зрения, все это – ответ на разноплановые угрозы, могущие возникнуть с южного направления. В том числе – угрозы «гибридных войн».

— Пример Украины показывает всю опасность заигрывания с националистическими силами, — подчеркнула В.Крашенинникова. — Попытки использовать их для укрепления своей власти приносят обратные результаты, о чем свидетельствует бесславная карьера Виктора Януковича, едва унесшего ноги из страны. А ведь спасался он от людей, к финансированию которых, так или иначе, был лично причастен. Глупо считать, что Запад можно обыграть, и судьба В.Януковича – тому подтверждение. Вассалов вначале выжимают, как лимон, а затем, за ненадобностью, выбрасывают, как грязный носок. Вот уроки, которые следует вынести из украинской ситуации тем, все еще верит в «равноправное партнерство» с Вашингтоном и Брюсселем.

Последний вопрос, который обсудили участники встречи, звучал традиционно: «Что делать?». Что конкретно следует предпринять, чтобы не допустить дестабилизации обстановки в Закавказье, исключить реализацию известных рисков?

— Да, в нашем регионе существуют очаги напряженности, — еще раз подтвердил И.Велизаде. – Вот они и создают условия для дестабилизации ситуации в Закавказье. Так что, несмотря на все сложности, следует решать вопросы именно с этими болевыми точками. Так выглядит программа-максимум. От того, как мы сможем «разобраться» с данными проблемами, зависит и расширение экономического партнерства региональных государств, и сотрудничество в гуманитарной сфере.

— Россия должна работать по трем направлениям, — поделился своим видением решения существующих проблем В.Кварацхелия. – Активизировать свою деятельность в области средств массовой информации, упрочить связи с общественными организациями и политическими объединениями. К сожалению, сегодня в Грузии вы не найдете даже небольшого по тиражу печатного издания пророссийской направленности. Более того, вы не обнаружите и печатного органа, который бы объективно освещал события в мире. Пропагандируются и превозносятся взгляды Вашингтона, а вина за все и вся возлагается на Москву. Да, у нас есть отдельные общественные организации, трезво оценивающие происходящее, но они малозаметны в силу своей слабости. Ну а политические организации, исповедующие объективные взгляды, в стране отсутствуют. Сложность в том, что грузинское законодательство запрещает иностранное финансирование политических организаций. Однако – выборочно, Соединенным Штатам и другим западным странам это дозволено, России – нет. Поэтому Москве следует найти возможность работы именно по этим трем направлениям: сделать так, чтобы наш народ узнал правду. Уверен, что и в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане очень много людей, поддерживающих восстановление и укрепление отношений с Россией.

— Мы очень долго не работали с Грузией, так что часть вины за сложившуюся ситуацию лежит и на нашей стране, — отметила В.Крашенинникова. – Сегодня, так же, как и в случае с Украиной, пожинаем плоды нашего невнимания.

— Не очень люблю давать советы, — признался С.Шакарянц. – Не примут все без исключения государства Закавказья непростые решения, не проявят политическую волю к созданию реальной системы безопасности и системы перспективного планирования – им не сумеют помочь ни Россия, ни Иран. Вот та задача, которую следует решить властям всех республик региона, потому что говорить о становлении полноценного гражданского общества в государствах Закавказья пока преждевременно, возможности влиять на руководство страны достаточно ограничены. Следует рассмотреть возможность объединения усилий России и Ирана, которые помогут государствам Закавказья в их противостоянии внешним, внерегиональным силам.

— Мы понимаем: вся западная структура в Закавказье концентрируется вокруг энергетических и транспортных коммуникаций региона, — подтвердил А.Арешев. — Россия является кавказским государством, и не может оставаться в стороне от происходящих в регионе событий. Угрозы Закавказью нарастают, и эксперты обязаны анализировать ситуацию, знакомить общественность со своими исследованиями. Никто ведь и не скрывает, что ближнее приграничье России намерены использовать в качестве рычагов давления на Москву. С применением всех возможных ресурсов. Я бы добавил к списку стратегических интересов Запада, помимо Закавказья, еще Прибалтику и западную часть Черного моря, где сильно вырос уровень военной активности. Для реализации этих планов необходимо было поссорить Россию и Грузию, но грузинское общество уже начинает понимать: на Западе нет радетелей за светлое будущее Закавказья. Так что долгосрочной целью должно стать полное недопущение в регион третьих сил и внешних структур.

В.Крашенинникова поблагодарила коллег за высокую оценку доклада, в первую очередь – за то, что они отметили солидную фактологическую базу этой работы. «Главной трудностью подбора информации было ее обилие, соответственно, мы должны были оценить и решить, что следует использовать, а что отсеять за ненадобностью, — отметила она. – Затем нужно было сложить из множества фактов панорамную картину».

— Заигрывание с Западом, попытки разыграть Россию против Запада дают противоположный результат, — лаконично подвела итог обсуждения В.Крашенинникова. — Западу на постсоветском пространстве нужны только вассалы. Если власти страны соглашаются на подобную роль, то попадают в ситуацию человека, который протянул палец, но ему откусывают всю руку. Пример Украины – яркое тому подтверждение.

Источник