ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Победить, не вступая в бой
 
 

Победить, не вступая в бой

E-mail Печать
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Против России давно ведется информационно-психологическая война

События на Украине и вокруг нее среди прочего наглядно продемонстрировали способность определенных кругов Запада спланировать и осуществить масштабную операцию информационно-психологического воздействия на сознание и подсознание украинского народа, в результате чего жителям Украины удалось внушить, что Россия является их главным врагом и все их беды связаны именно с действиями России.

ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Субъектами и вместе с тем объектами информационного воздействия являются личности, группы людей, государства, общество, да и все человечество в целом. При этом специалисты в области информационно-психологической войны выделяют четыре плана объектов, на которые направлено информационно-психологическое оружие.

Первый и второй планы относятся собственно к человеку (личности).

Первый рассматривает человека как гражданина, то есть как субъекта политической жизни, носителя определенного мировоззрения, обладающего более или менее выраженным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками.

Второй же рассматривает его уже как личность-индивида, обладающего сознанием, подверженным различного рода манипуляторным воздействиям, информационным по своей природе, результаты которых могут прямо угрожать физическому или психологическому здоровью человека (пример такого воздействия – сектантское проповедничество, которое приводит к социальной и личностной дезадаптации, а в ряде случаев – к разрушению психики человека).

Особо отметим, что гражданин – это сознательный субъект отношений с властью (государством), который строит свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет. Доверие к власти есть главный стержень общественного поведения граждан. Формирование доверия и есть основная политическая задача власти, использующей прямо или косвенно все находящиеся в ее распоряжении источники информационного воздействия на граждан, прежде всего государственные средства массовой информации, а также средства влияния на другие источники. При этом неадекватное общественным (с точки трения власти) интересам поведение гражданина может принимать как острые формы политического экстремизма, угрожающие самому существованию власти, так и политического равновесия, в не меньшей степени подрывающего основы общественной жизни.

Третий план предусматривает анализ информационных воздействий на организованные или неорганизованные (толпа) группы и массы людей. Цель таких воздействий – вызвать особое, конфликтное поведение в острых жизненных (политических, военных, чрезвычайных) ситуациях. Инициация паники, принуждение к сдаче в плен, мобилизация митингующих к активным действиям – вот несколько примеров таких целей.

Четвертый план ставит проблему информационно-психологического воздействия на население страны в целом или в региональном масштабе. Речь в этом случае идет о наиболее подверженной манипулятивным воздействиям части населения, к которой принадлежат прежде всего социально незащищенные граждане. Именно они испытывают сильное моральное и психологическое давление, ложащееся на общий фон бедности и неустроенности в жизни. Можно говорить о морально-психологической безопасности населения страны, степень которой оказывается существенно зависимой от массового и индивидуального восприятия и оценки условий социальной жизни. Однако это восприятие и оценка всегда и практически целиком преломляются потоком непрерывных информационных воздействий, обрушивающихся на головы людей.

Что касается объектов воздействия информационно-психологического оружия, то к ним относятся: военно-политическое руководство, военнослужащие и гражданское население страны, против которой планируется силовая акция; военнослужащие и гражданское население дружественных, нейтральных государств и стран; национальные и религиозные меньшинства; оппозиционные силы; определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки и т.д.).

Воздействие информационно-психологического оружия на людей связано прежде всего с подавлением воли к сопротивлению, зомбированием психики (манипулированием и перестройкой мышления), программированием поведения людей в повседневной и в боевой обстановке и в конечном счете с их деморализацией и психической деградацией.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗОМБИ

Зомбирование – это разновидность методов информационно-психологической войны, обработка подсознания человека или группы людей посредством внушения или специальных технических средств и приемов, благодаря которой он (они) программируется на безоговорочное подчинение чьим-либо приказам, совершение каких-либо действий или на восприятие какой-либо внушаемой им политической, философской или религиозной доктрины. Термин «зомбирование» используется СМИ как синоним термина «промывка мозгов», но обладает большей семантической силой и в отличие от последнего связан не с убеждением, а с внушением.

Внушение (суггестия), воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, либо к совершению человеком поступков, непосредственно не следующих из принимаемых им норм и принципов деятельности.

При этом человек, находясь под воздействием внушения, не ощущает и не контролирует направленное на него воздействие. Владимир Бехтерев отмечал, что внушение происходит без участия воли (внимания) воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Оно осуществляется с помощью «словесных» формул, внедряемых в психическую сферу внушаемого, и становится активным элементом его сознания. Внушение осуществляется посредством привязки внедряемой идеи к устоявшим («опорным») установкам, убеждениям, ценностям и групповым нормам. Внедренные «опоры» в конечном итоге воспринимаются как свои собственные.

За многие годы отработано немало приемов внушающего воздействия, которые вызывают определенные эффекты и применяются в целях манипуляции сознанием людей. Эффект внушения – впечатление, производимое в результате внушающего воздействия на человека. К наиболее распространенным эффектам внушения относятся «образ врага», «культ ужаса», «заражения» и др. Рассмотрим некоторые из эффектов внушения.

Эффект «заражения» – это создание особого эмоционального состояния толпы, массы людей. Источником возбуждения являются националистические стереотипы, негативные установки по отношению к другим нациям и народностям. Запуск процесса осуществляется путем создания условий, при которых сигналы возбуждения исходят из самой аудитории, а не из внешнего источника.

Порядок запуска процесса возбуждения:

– внушение чувства собственной этнической исключительности, превосходства;

– подача сообщений в СМИ в эмоциональной и драматизированной форме;

– организация националистических и шовинистических компаний;

– объяснение экономических и социальных трудностей присутствием инородцев, мешающих налаживанию нормальных жизненных условий.

Эффект взрыва наступает при достижении резонансного эмоционального состояния массы людей или этноса.

Эффект образа врага – создание легко воспринимаемого сознательно сконструированного образа врага. Сущность приемов конструирования образа врага состоит в том, чтобы планомерно направлять стремление к наружному показу всех страхов, болезней, опасностей и неразрешенных конфликтов, имеющих нераспознанные причины, с тем чтобы найти козла отпущения. Одна из тенденций механизма создания образа врага – показать только плохое, а вторая – создать препоны для информации, которая несет положительные сведения об объекте.

На Украине изучением информационно-психологических войн занимается признанный специалист, доктор филологических наук, профессор Георгий Поченцов. В статье «Информационная политика и безопасность современных государств» он отмечает эффективность такого инструмента информационной политики, как «социальная пропаганда» и «война идеологий».

Жак Эллюль подчеркивал, что пропаганда сильна тогда, когда она незаметна, встроена в структуру общества. Социальная пропаганда идет как бы горизонтально от структур общества и государства к человеку. Этот тип пропаганды касается всего населения, а не отдельных ее слоев. Речь идет не о каком-то одном мнении, а скорее об общем стиле жизни. Социальная пропаганда реализуется в фильмах, системе образования и воспитания, социальных службах, поэтому ее никто не рассматривает как пропаганду.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ

Специалисты выделяют следующие способы воздействия на психику человека: сенсорный и субсенсорный; манипуляционный; способ инфицирования, а также оперативно-стратегические способы.

Стержнем сенсорного способа, воздействующего на сознание человека, являются приемы рациональной психотерапии. Автор рациональной психотерапии Поль Дюбуа назвал его способом воздействия на мир представлений личности непосредственно – путем убедительной диалектики. Таким образом, в основе способа лежит осознанная способность человека усваивать информацию, а также способность его убеждать. Убеждение с применением манипуляций – еще более эффективно.

В основе субсенсорного способа, воздействующего на подсознание человека, лежит субсенсорная (неосознанная) способность человека усваивать информацию, при этом информация усваивается, минуя сознание. Примером субсенсорного воздействия может служить так называемый 25-й кадр, суть которого в следующем. Принято считать, что человеческий мозг способен воспринять 25 кадров в секунду как непрерывное изображение. Это значит, что каждую секунду гибнет такое количество нейронов, гибель которых достаточна для запоминания зрителем этих 25 кадров. Но 24 кадра близки между собой по смыслу, да и по картинке различаются незначительно, их образы совпадают на 90% и более, а один кадр отличается резко как по смыслу, так и по картинке. В итоге 24 кадра размазываются по различным участкам памяти, а один кадр «бьет» всегда по одному и тому же месту. Так, в среднем фильм идет один час сорок минут. В секунде 1000 миллисекунд. Таким образом, зритель смотрит на 25-й кадр ровно 4 минуты, двадцать пятую часть всего экранного времени! Это не мало. Это серьезная угроза для психики. Понятно, что уничтожение нейронов 25-м кадром имеет более разрушительные последствия, ибо если воспользоваться введенным выше сравнительным образом, то это длинная автоматная очередь, выпущенная в одно и то же место. Это гигантская окровавленная и глубокая рана в психике. Значимость образа, связанного с этой раной, настолько велика по абсолютной величине, что все остальное не имеет уже никакого значения.

Более сложный субсенсорный способ воздействия на подсознание людей – воздействие на массы путем психокоррекции их поведения (метод И.В. Смирнова). Суть способа состоит в том, что в мозгу человека с помощью компьютерного психозондирования находят опорные точки, воздействуя на которые можно управлять поведением массы людей. Самый сложный и ответственный момент здесь – составление текста внушения (фабулы), который может состоять иногда всего из одного слова и длиться по времени четыре или семь секунд. Потом фабулу кодируют в музыку или шумы. Главное – найти ключевые слова, которые будут действовать на подсознание.

Базовой основой манипуляционного способа выступает иллюзорная, мифическая интерпретация действительности, осознанное и неосознанное введение в заблуждение личности, общества, которое основано на манипуляционной психотерапии. Реализация способа осуществляется путем комбинированного применения приемов сенсорного и субсенсорного воздействия информации на мир представлений индивида, общества.

Понятие «инфицирование» в широком смысле дано С.П. Расторгуевым. В его трактовке вирусоноситель – элемент системы, уровень агрессивности которого по отношению к соседним элементам превышает некоторую наперед заданную величину, способный перепрограммировать окружающие его элементы системы. Образно говоря, это чужой среди своих, но способный к размножению. Такое определение вируса позволяет объединить в себе как биологические вирусы и их вирусоносители, так и компьютерные, как отдельных политических деятелей, так и преступные элементы, как все человечество целиком, так и отдельные нации. Весь вопрос в масштабе исследуемого явления: что брать в качестве системы, а что – в качестве элемента.

Психический вирус должен обладать следующими свойствами:

– во-первых, психический вирус – это самостоятельное мыслительное образование (СМО), оформленное в виде идеи (элемента идеи) и которое при активизации совместно с другими СМО способно заражать их;

– во-вторых, уровень агрессии СМО – вирусоносителя по отношению к остальным СМО должен превышать некоторую пороговую величину;

– в-третьих, заражение СМО должно снижать эффективность функционирования СМО и, как следствие, самого объекта – носителя СМО, то есть человека.

Внедрение психических инфекций осуществляется с помощью психологических комплексов, которые включают психические комплексы, навязанные внешним источником (СМИ, собственное окружение и др.). Идея гибели (самоуничтожения) может быть встроена в любое СМО, и в результате человек или народ добровольно отказывается от собственного жизненною пространства, ставя себя при этом на грань уничтожения. Пример современного психоза – народ начинает распинать свое прошлое, отказывается от своей собственности, гарантированного обеспечения, зарплаты и т.д.

Мысли-инфекции опасны, они могут убивать и убивают. Причем наиболее эффективное средство инфицирования – СМИ, соответствующим образом перепрограммирующие внутренний язык общества в угоду и по заказу определенных групп и группировок общества (мирового сообщества).

ГЛОБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

В информационной войне применяются оперативно-стратегические способы избирательного, массированного или систематического информационно-психологического воздействия на сознание (подсознание) лидеров государства (партий и др.), социальные группы людей и др.

Способ избирательного информационно-психологического воздействия подразумевает манипулирование поведением личности, особенно лидерами государств, партий и т.п. путем информационно-психологического воздействия на их сознание (подсознание). История сохранила множество примеров бескровных побед над противником, достигнутых с помощью информационно-психологического оружия путем манипулирования полководцами или лидерами государств. В частности, одной из причин развала Советского Союза стало манипулирование поведением Михаила Горбачева и его окружения.

Приход к власти Михаила Горбачева и реформаторов «с новым мышлением» заставил идеологов США пересмотреть и изменить свою политику по отношению к Советскому Союзу, которая была оформлена в виде документа NSR-3. Цели американской стратегии были сформулированы так: сделать реформы (изменения), выгодные США, необратимыми; использовать перестройку в качестве рычага для изменения советской системы «в нужном нам направлении»; не упускать инициативу и определить критерии, на основе которых будет принято решение допускать или нет Советский Союз в «сообщество цивилизованных государств». При этом информационно-психологическое воздействие на сознание и подсознание Михаила Горбачева включало изучение политического лидера государства, установление личных доверительных отношений с ним, проведение двойной игры и разрушение системы руками самого руководителя этой системы.

Став президентом США, Джордж Буш в феврале 1989 года проводит встречу с лучшими экспертами по Советскому Союзу, в ходе которой эксперты убеждают его в том, что, критикуя культ Сталина и застой Брежнева, новый советский лидер, Михаил Горбачев, создал свой собственный «культ власти», который он использует для уменьшения авторитета партии и утверждения себя в качестве воплощения перестройки. Было высказано мнение, что такие действия могут вызвать попытку переворота со стороны «консерваторов, армии и КГБ». Причем отношение Горбачева к Восточной Европе было названо ахиллесовой пятой всей его программы действий. Поддерживая там независимые тенденции, тот способствовал распространению антикоммунистических и антисоветских эмоций, которые могли покончить с советским контролем.

В результате провалов, которыми сопровождалась перестройка, у большинства людей сложилось впечатление о Горбачеве как о человеке, не умеющем работать с людьми, постоянно стремящемся к быстрому успеху, не выносящем критики и коллегиальности в работе, зато падком на западную похвалу. Добиваясь звания «друзей» Запада, команда Горби не понимала, что США заинтересованы в том, чтобы остаться единственной супердержавой.

Здесь можно также рассмотреть и другой пример – вытеснения американцами Советского Союза из Восточной Европы.

В 1988 году США, добившись дезорганизации сотрудничества стран Варшавского договора, приступили к стратегической операции вытеснения СССР из Восточной Европы, где к тому времени усилились националистические настроения, путем ее реинтеграции. Реализацию этого замысла поручили Генри Киссинджеру. В игру была запущена стратегия «баланса интересов», причем в качестве ловушки для Михаила Горбачева была выдвинута следующая позиция: Запад обещает Москве не использовать любые политические и экономические изменения в странах Восточной Европы в ущерб «законным» интересам безопасности СССР. К примеру, Запад может дать обязательство не рассматривать Европу в качестве базы для ведения секретных разведывательных операций, направленных против СССР. Суть действий заключалась в том, чтобы, с одной стороны, успокоить Горбачева, а с другой – создать по отношению к Варшавскому договору впечатление, что Запад не стремится ликвидировать эту организацию. Реальная же цель была другой – связать Восточную Европу со странами НАТО. Американская политическая верхушка действовала профессионально, не упускала момента для резкого изменения баланса сил в Европе в пользу НАТО. Джордж Буш поддержал идеи Киссинджера, снабдил его личным письмом к Горбачеву и срочно направил в Москву.

В январе 1989 года Киссинджер прибывает в Москву и сразу встречается с Александром Яковлевым, которому тут же заявляет – дескать, улучшение советско-американских отношений при Рейгане было «косметическим» и надо браться за настоящее дело. Далее Киссинджер как по нотам разыграл свой план. Вначале он предупредил, что всякое применение Москвой силы для удержания своего влияния в Восточной Европе спровоцирует сильную ответную реакцию Вашингтона. Надо предпринять все, чтобы предотвратить развитие событий, способных привести к войне. Яковлев согласился с идеей «баланса сил» в Европе и предложил сохранить там статус-кво. Но Киссинджер дал понять, что американское общественное мнение никогда не позволит правительству США признать, что Восточная Европа останется под советским господством.

Первый ход Киссинджера был верным и беспроигрышным. Он знал, кто был главным в те времена кукловодом в Кремле. 18 января 1989 года Киссинджер встречается с Горбачевым и передает ему письмо президента США. Михаил Сергеевич задает прямой вопрос, не стремится ли Буш использовать услуги Киссинджера, чтобы выяснить, не готов ли он, Горбачев, отказаться от советского контроля над Восточной Европой? Киссинджер пошел ва-банк и ответил положительно. На это Горбачев среагировал странно – не отверг предложение американцев, а сказал, что все это надо тщательно обдумать. Судьба Восточной Европы была предрешена.

Бывший генсек ЦК Компартии Чехословакии Милош Якош прямо обвиняет Горбачева в предательстве. В своем интервью «Независимой газете» от 23 марта 1997 года он отмечает: «К осени 1989 года Москва уже практически не реагировала на события в других социалистических странах, перестав выполнять ту роль, которую играла и играет на Западе Америка. Бархатная революция стала возможной благодаря прежде всего победе Запада в холодной войне и политическому предательству Михаила Горбачева…

Вместо того чтобы, как прежде, позвать нас всех на Совет, КПСС и СССР в одночасье практически самоустранились от наших событий, пустив все на самотек. Каждый вдруг должен был решать все сам за себя. Интересно было бы посмотреть, как пошли бы дела в западных странах, если бы однажды от них самоустранились США? А ведь мы в то время еще имели Варшавский договор, хотя наш блок был более либеральным, чем НАТО».

В стратегии разрушения советской системы, ее экономического и военного потенциала «была сделана ставка достичь этого руками самого верховного советского лидера» – Михаила Горбачева. Его стали восхвалять, превозносить до небес, а внешнеполитические провалы называть «историческими достижениями». Горбачев купался в похвалах. В его честь называли улицы, он стал человеком года и лауреатом мыслимых и немыслимых премий, и даже – первым немцем Германии. Его идейным учителем стала «железная леди» Маргарет Тэтчер, учившая его что хорошо и что плохо в современном обществе: «Вы должны децентрализовать власть. Не позволяйте экономическим министерствам управлять всем». Правда, она «забыла» предостеречь своего ученика о том, что уменьшение роли государства, особенно в экономике, должно быть постепенным и подготовленным, а также продолжительным по времени.

Итогом западной манипуляционной политики в отношении Горбачева и его окружения стало Мальтийское соглашение (2–3 декабря 1989 года), которое Андрей Громыко назвал политическим и дипломатическим Чернобылем.

9 ноября 2014 года исполняется 25 лет со дня падения Берлинской стены. Михаила Горбачева встречают как героя: «Меркель поблагодарила Горбачева за разрушение Берлинской стены», «Меркель благодарит Горбачева за объединенный Берлин» и т.д.

Горбачев, выступая в Берлине, заявил, что «мир стоит на грани новой холодной войны» из-за событий вокруг Украины. То есть он фактически обвиняет Россию в развязывании этой войны. Но он не видит того, что США и Запад давно развязали геополитическую войну против России. Он не видит и гражданской войны на юго-востоке Украины, не осудил методы ведения этой войны.

Что касается способа массированного воздействия на общественное сознание, то впервые он в больших масштабах был применен против советского общества с целью разрушения сознания советского народа до такой степени, чтобы можно было изменить социальный строй страны. Суть его состояла в массированном выбросе сенсационного, негативного материала о прошлом и настоящем страны на неподготовленное к его критическому восприятию общество. Под лозунгами «очиститься от наслоения прошлого» были настежь открыты ворога гласности, плюрализму и свободе слова. Воспитанные на уважении ко всему сказанному на радио, телевидении и в печати советские люди буквально сходили с ума от прочитанного. Неискушенный, политически наивный советский народ оказался психологически не готов к тому потоку разоблачительной информации, который в одночасье обрушился ему на голову. Это вызвало настоящее потрясение, произвело болезненный переворот в умах людей. Результат – развал страны, смена социального строя.

МАССЫ ПОД УДАРОМ

Особо следует остановиться на таком способе, как систематическое информационно-психологическое воздействие на психику отдельного человека и народа в целом. Его цель – довести человека, народ страны до такого состояния, чтобы он не только политически, но и психологически утратил способность к самостоятельному существованию.

Для лучшего понимания данного способа рассмотрим понятие «психика народа». Отечественный философ Александр Зиновьев указывал, что психика народа не есть лишь сумма разрозненных признаков. Это – единый комплекс, в котором признаки скоординированы, взаимосвязаны. Начиная с некоторого момента к ним нельзя прибавить ничего нового и нельзя исключить из них какую-то часть, не разрушая целостности комплекса. Разрушение психики народа начинается с того, что нарушается ее целостность, нарушается координация частей, привносятся новые признаки, несовместимые с прочими, и исключаются, «лишаются работы» привычные.

Реализация способа осуществляется в основном с помощью СМИ путем последовательного вытравливания у людей таких качеств, как природный коллективизм, уважение к труду, порядочность и справедливость, патриотизм, честь, братство людей, бережное отношение к истории, старшему поколению. Вместо этого культивируются жестокость, насилие, половая распущенность, безнравственность, героизация ловкого жулика как синонима успеха. Проще говоря, идет дебилизация подрастающего поколения.

Автором данного способа был Аллен Даллес, который в 1945 году в своих размышлениях о реализации американской послевоенной доктрины против СССР писал: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту за знаниями, изображением... исследованием тех процессов, которые происходят в мыслях народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых «художников», которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них нытиков, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем».

Об авторе: Владимир Иванович Мухин – заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор АГЗ МЧС России

«Независимое военное обзрение»