ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Армению приняли в ЕАЭС, Киргизия – на очереди
 
 

Армению приняли в ЕАЭС, Киргизия – на очереди

E-mail Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Главным итогом прошедших 10 октября в Минске переговоров глав государств – участников евразийской интеграции стало подписание договора о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) Армении. В результате евразийская «тройка», которая стояла у истоков союза, превратилась в «четверку».

Договор о создании ЕАЭС, подписанный 29 мая В. Путиным, А. Лукашенко и Н. Назарбаевым в Астане, был полностью ратифицирован всеми его участниками буквально накануне минского саммита. Россия завершила процесс ратификации договора 1 октября, а Белоруссия и Казахстан – 9 октября. С 1 января 2015 г. договор вступит в силу, и на пространстве СНГ появится новое интеграционное объединение.

Ключевой проблемой развития ЕАЭС в настоящее время является его расширение. Мнение участников союза о приеме новых членов отнюдь не единодушно. На скорейшем присоединении новых республик бывшего СССР настаивает Россия, для которой этот процесс является инструментом геополитического влияния. Втянувшись в острую конкуренцию с США и ЕС за влияние на постсоветском пространстве, она стремится не допустить ухода государств СНГ под полный контроль Запада, как это уже случилось со странами Восточной Европы, Прибалтики и Грузией. В этой борьбе Россия готова на экономические жертвы. Казахстан же к приему новых участников в союз относится осторожнее, предпочитая не жертвовать экономикой ради политики.

Тем не менее все спорные вопросы по принятию в ЕАЭС Армении удалось согласовать до минского саммита. Главным из них был вопрос Нагорного Карабаха, который до сих пор является предметом территориального спора между Баку и Ереваном. «Удалось достичь компромисса по вопросу, который мы задавали, деликатному, о пределах границ, в которых Армения присоединяется», — уточнил Н. Назарбаев, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Казахстан, по его словам, не видит препятствий к подписанию Арменией союзного договора. Все четыре участника евразийской интеграции договорились в ближайшее время его ратифицировать. «Договор был подписан четырьмя сторонами с намерением его ратифицировать в ближайшее время», – сообщил по итогам переговоров председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.

В. Путин при этом отметил, что за небольшой срок – с осени 2013 года – власти Армении «подтянули экономическое регулирование под общие стандарты, привели национальное законодательство в соответствие с нормами нашего интеграционного объединения», и выразил надежду, что уже в первые год-два после присоединения Армении «мы увидим положительный макроэкономический эффект».

Отсутствие общей границы между Арменией и ЕАЭС проблемой, по мнению В. Христенко, не является. «Мы говорим о границе обычной, когда вспоминаем про товары, – отметил он в интервью программе «Вести в субботу» с Сергеем Брилевым. – Но ведь Евразийский союз – это четыре степени свободы: это товары, это услуги, это капиталы, это рабочая сила. И для последних трех фактор границы все менее и менее значим как таковой. Поэтому никакой препоны, никакой преграды для интеграции отсутствие общей границы не создает», – заявил В. Христенко. Кроме того, многие финансовые услуги стали электронными, что дополнительно облегчает интеграцию Армении с ЕАЭС. Между тем именно отсутствием общей границы обосновывал свое нежелание участвовать в евразийской интеграции Таджикистан. С точки зрения Душанбе присоединяться к ЕАЭС имеет смысл только в том случае, если в него войдет Киргизия, которая имеет общую границу с одним из членов ЕАЭС – Казахстаном.

К вступлению в ЕАЭС приблизилась и Киргизия, которая в свое время заявила о желании присоединиться к нему гораздо раньше Армении, но сильно от нее отстала. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев на минском саммите заявил о планах вступить в союз до конца текущего года. «Учитывая статус Кыргызстана, как учредителя ЕврАзЭС, я очень надеюсь, что Кыргызская республика будет представлена в органах управления Евразийского экономического союза равноправно со странами, подписавшими договор о Евразийском экономическом союзе», – отметил он. – Я прошу подготовить проект договора о присоединении Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, чтобы в декабре мы его могли подписать».

По словам генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова, в ЕАЭС войдут те страны, которые готовы передать определенные полномочия в наднациональные регулирующие органы. При этом новые участники интеграции, которые еще только планируют присоединиться к ЕАЭС, должны получать помощь от его действующих членов. «Они должны быть готовы принять наши условия», — подчеркнул Т. Мансуров на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», пояснив, что страны-претенденты должны обеспечить законодательную сторону вопроса (принять все документы, разработанные ранее), а внешние границы этих государств должны быть непроницаемыми. Армения и Киргизия на сегодняшний день уже активно включились в процесс евразийской интеграции.

 

Кроме того, генеральный секретарь ЕврАзЭС выразил надежду на то, что вскоре к этому процессу подключится и Таджикистан. Однако перспективы евразийской интеграции этой республики пока не ясны. Еще в июле 2010 г. президент Таджикистана Э. Рахмон заявил, что Душанбе активно работает над этим вопросом. Но никаких практических шагов в этом направлении до сих пор не сделано.

Что касается самого Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), учрежденного в 2000 г. Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в качестве прообраза Таможенного и Евразийского союзов, то оно в скором времени прекратит свое существование. Последнее заседание ЕврАзЭС состоялось в пятницу в Минске, хотя секретариат организации продолжит работу до начала 2015 г. При этом опыт ЕврАзЭС, по словам В. Путина, должен быть учтен в работе ЕАЭС. «Ничто из богатого наследия ЕврАзЭС не должно быть утеряно. Продолжится реализация соглашений и других документов, заключенных в рамках сообщества», – сказал российский президент, напомнив, что за 14 лет работы сообщества были подписаны 215 различных договоров и соглашений. В формате Евразийского союза продолжат функционировать многие элементы Евразийского экономического сообщества, такие как Суд ЕврАзЭС. Кроме того, в будущем участники союза могут обсудить вопрос о возможности создания межпарламентской ассамблеи, успешно работавшей в рамках ЕврАзЭС.

Ратификация договора о создании ЕАЭС не обошлась без проблем. В этом году Россия предприняла так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, вдвое увеличив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и сократив пошлины на экспорт нефти. В результате этого бюджет Белоруссия мог потерять до 1 млрд. долл., и власти республики потребовали от России компенсации, на что Москва после непродолжительных колебаний согласилась. По словам заместителя председателя правительства РФ А. Дворковича, в 2015 г. Белоруссия сможет оставить себе все сборы от пошлин на экспорт нефти, в результате чего их объем вырастет с 1,5 до 2,2 млрд. долл. «Коммерсант» считает, что эта сумма – плата Белоруссии за участие в ЕАЭС, поскольку доходы от нефтяных пошлин для ее бюджета крайне важны. Да, важны, но не менее важно для Белоруссии и полномасштабное участие в процессах евразийской интеграции.

Что касается президента Украины П. Порошенко, то ни мероприятия ЕАЭС, ни состоявшийся одновременно в Минске саммит стран СНГ, участником которого его страна все еще является, он не посетил. В условиях, когда Украина имеет с участниками Евразийского союза огромную по протяженности границу, а сами страны ЕАЭС и СНГ являются ее ключевыми экономическими партнерами, такая позиция выглядит как минимум странной. Даже в условиях крайне натянутых отношений с Россией возможность посетить крупный международный форум и провести переговоры с государствами, отношения с которыми для Украины имеют жизненно важное значение, упускать не следовало бы. Общее недоумение выразил президент Узбекистана. «Создается впечатление, что он раздваивается и не может дать себе отчет, на пользу выход из СНГ или нет», – заявил И. Каримов, отметив, что за последнее время П. Порошенко посетил множество западных столиц, но не нашел возможности ни повстречаться с коллегами – главами стран СНГ, ни приехать в Минск.

Кирилл СОКОВ

«Ритм Евразии»