ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика ОДКБ и кризис на Украине
 
 

ОДКБ и кризис на Украине

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) создавалась с целью обеспечения безопасности стран-участниц. На сегодняшний день членами организации являются Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия. Это – структура демократичная, и каждое государство вправе покинуть ее ряды в любое время.

Как единый блок, ОДКБ не принимала участия в гашении военных конфликтов, но не из-за отсутствия таковых, а от недостатка взаимодействия стран-членов организации. Нельзя не отметить, что координация усилий членов ОДКБ по укреплению военно-политической и экономической безопасности оставляет желать лучшего.

Ситуативная разновекторность интересов Москвы, Минска, Бишкека и других столиц постсоветского пространства то и дело проявляется в поступках политиков и дипломатов. Самый свежий пример – попытки белорусских властей наладить диалог с нелегитимными властями Украины. Тонкая дипломатическая игра требует не загонять окончательно в угол своего оппонента, оставляя ему возможность для диалога. Но в случае с Минском со стороны все выглядело иначе: на фоне диких русофобских демаршей киевской хунты белорусский президент выражал явное намерение сотрудничать с оной.

Вооруженный захват власти в Киеве прозападной камарильей – тревожный сигнал не только для Белоруссии, находящейся по соседству с Украиной, но и для других государств бывшего Советского Союза. Первостепенная задача стран-участниц ОДКБ – создание прочного каркаса безопасности на евразийском пространстве от Средней Азии до белорусско-польской границы. Задача непростая, требующая сложных дипломатических многоходовок и учета интересов всех участников. Ситуацию осложнили кровавые события на Донбассе, которые можно рассматривать как «ход конем» западных стратегов по ослаблению и дальнейшему раздроблению евразийского полюса на взаимно конкурирующие осколки.

Симптоматично, но Киев никогда членством в ОДКБ не обладал и не стремился к этому. У украинских властей явно был свой взгляд на будущее устройство евразийского пространства. Стараясь извлечь выгоду из игры на противоречиях Запада и России, Киев держался подальше от всех структур военно-политического свойства, заложенных странами-сторонницами евразийской интеграции. В военно-политическом плане Украина оставалась «сырой», неоформленной массой, которая расползлась мутным желе между Западом и послесоветской Евразией. Украина десятилетиями играла роль политического болота, которое не позволяло консолидировать западный фланг евразийского пространства в прочный оборонный вал.

Сейчас Запад старается консолидировать Украину под русофобско-неонацистскими лозунгами. Тезисы о борьбе за территориальную целостность Украины – лишь прикрытие более тонкой шахматной партии, в которой коллективный Запад старается нейтрализовать интеграционный потенциал России и ее партнеров по ОДКБ.

ОДКБ должна активней содействовать разрешению украинского кризиса, потому что киевская хунта представляет опасность не только для собственного народа, но и для народов соседних государств. Уже известно о планах Киева помочь Молдавии с обретением ее территориальной целостности путем подавления суверенитета Приднестровья и изгнания оттуда российских миротворцев. Ситуация повторяет майдан 2004 г., когда «оранжевый» Ющенко устроил транспортную блокаду Приднестровья, но, как мы видим, майдан 2014 г. готов идти дальше.

В недалекой перспективе можно предсказать, что киевской хунтой будут предприняты попытки наладить отношения с Тбилиси и Баку для реализации совместных антиевразийских проектов и противодействия идее многополярного мироустройства. Это автоматически разведет по разные стороны баррикад Киев, Баку, Цхинвал, Ереван и Тбилиси и придаст дополнительный импульс той конфликтности, которая и так существует между прозападноориентированными государствами бывшего СССР и теми, кто привержен идее евразийской интеграции. Цивилизационно-политический раскол охватит огромное пространство от берегов Днепра до предгорий Кавказа, и опасения того, что Украина в интересах Запада может спровоцировать широкомасштабный конфликт на территории бывшего СССР, не беспочвенны.

Проблему усложняет нестабильность на границе Афганистана и среднеазиатских республик. Этот регион в ближайшем будущем будет источником угроз, могущих привести к кровавым конфликтам, причем между республиками Средней Азии в том числе. Известно об ухудшающихся отношениях между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном параллельно с неспокойной обстановкой на туркмено-афганской границе.

В каком формате ОДКБ могла бы участвовать в разрешении украинского кризиса? Первым шагом могло бы стать коллективное заявление представителей стран-участниц ОДКБ о ситуации на Донбассе, адресованное П. Порошенко с требованиями прекратить уничтожение собственных граждан.

Вторым шагом могло бы стать формирование ОДКБ контактной группы, которая выступила бы посредником между украинскими властями и Донбассом. Но очевидно, что киевская хунта садиться за стол переговоров с представителями ОДКБ не будет. Западные хозяева не разрешат ей этого сделать. Остается оказывать коллективное и согласованное дипломатическое воздействие стран-участниц ОДКБ на Киев. Это будет иметь широкий политический резонанс.

Такой шаг не должен восприниматься как дипломатическая агрессия. Во-первых, Киев сам выбрал, на какую сторону ему стать. И выбор этот сделан в пользу Запада.

Во-вторых, после своего выбора Киев не планирует оставаться пассивным наблюдателем. Напротив, западными стратегами ему отведена активная роль в дестабилизации всего евразийского пространства. И киевская хунта уже проявляет преступную ретивость. Вспомните провокационные призывы депутата-педофила Ляшко вслед за Грузией признать «геноцид» черкесов, обвинения Тирасполя в намерениях подорвать стабильность в приграничных областях, попытки наладить контакты с северокавказскими исламистами.

Пора положить этим инициативам предел, поскольку цель совместной политики Запада и киевской хунты – нанести евразийским интеграционным структурам политические и экономические увечья, несовместимые с жизнью. Смерть ОДКБ была бы прекрасным подарком для Брюсселя и Вашингтона.

Добиться экономической стабильности страны бывшего СССР могут только путем налаживания тесного сотрудничества во всех возможных секторах. Но такое сотрудничество возможно лишь при совместной реализации масштабных экономических проектов. Киевский же евромайдан – это одновременно и удар по евразийской экономике, т.к. подрывные шаги, которые Запад будет предпринимать опосредованно, через Украину, направлены не только на пестование политической, но и экономической неразберихи на евразийском пространстве.

Наконец, третьим шагом, который могла бы предпринять ОДКБ в сложившейся ситуации, должно быть усиление военной составляющей. Крепкая коллективная оборона – лучше разрозненных действий. Консолидация ОДКБ в единый военно-политический механизм – неплохое подспорье перед лицом западной агрессии. Ведь в случае полномасштабного конфликта, искрой к которому может стать Украина (а дело идет именно к этому), защищать свои рубежи странам-участницам придется сообща и по всем азимутам.

Владислав МАКАРОВ

«Ритм Евразии»