ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Черноморский флот усилят новыми кораблями и самолетами
 
 

Черноморский флот усилят новыми кораблями и самолетами

E-mail Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
1282873473 617

Президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву и министру обороны Сергею Шойгу разработать до 1 июня 2014 года программу развития Черноморского флота. Что войдет в эту программу, пока доподлинно не известно. Однако проанализировав всю картину - состояние корабельного состава флота, береговых, авиационных и других воинских частей, подчиненных штабу ЧФ, готовность береговой инфраструктуры, баз и арсеналов, систем тылового обеспечения и ремонтных предприятий Крыма, призванных оказывать непосредственную помощь российским военным морякам, можно прийти к однозначному выводу: флот действительно нуждается в срочном обновлении и решительном усилении своей боеготовности.

Все годы после заключения российско-украинского соглашения по Черноморскому флоту Киев под тем или иным предлогом препятствовал поступлению  в Севастополь  новых кораблей, подводных лодок, боевых самолетов, систем ПВО и береговой обороны. Хотя момент обновления, был учтен и прописан в договоре черным по белому. Даже призывников - солдат и матросов требовалось каждые полгода менять в расчете один на один. И тоже при том, что вместо 25 тысяч личного состава, которых черноморцы по соглашению могли иметь на флоте, там служило только 12,5 тысяч военнослужащих. Еще хуже обстояло дело с корабельным составом.

Самые «юные» корабли ЧФ – ракетные корабли на воздушной подушке класса «Сивуч» проекта 1239 «Бора» и «Самум», вооруженные уникальными противокорабельными ракетами «Москит» (3М80), спущены на воду в конце 80-х годов прошлого века и давно требуют, если не капитального, то планового ремонта. А флагман флота гвардейский ракетный крейсер класса «Атлант» проекта 1123 «Москва», получивший при своем создании имя «Слава» и вооруженный противокорабельным ракетным комплексом «Вулкан» (П-1000), принят в эксплуатацию в 1983 году. С тех пор только  однажды он оказался на судоремонтном заводе, где восемь лет - с 1991 года по 1999-й на его обновление в отечественной казне не находилось средств. Остальные противолодочные, десантные и ракетные корабли Черноморского флота, в том числе БПК «Керчь», эсминцы «Ладный», «Сметливый» и «Пытливый», БДК «Азов», «Николай Фильченков», «Саратов», «Новочеркасск» и «Цезарь Куников», как и малые ракетные корабли «Штиль» и «Мираж» гораздо старше. Также как и единственная дизельная подводная лодка ЧФ «Алроса». Некоторым из них по пятьдесят и больше лет – огромный, если не сказать предельный возраст для морской боевой единицы.

Обновление корабельного состава флота давно запланировано руководством страны. В ближайшее время его состав должны пополнить шесть фрегатов проекта 11356, которые строятся на калининградском заводе «Янтарь». Первый из них «Адмирал Григорович» 14 марта спущен на воду и достраивается у стенки предприятия. К концу нынешнего года должен прийти в Севастополь. Следом пойдут «Адмирал Эссен» (заложен 8 июля 2011 года), «Адмирал Макаров» (29 февраля 2012 года), «Адмирал Бутаков» (12 июля 2013 года) и «Адмирал Истомин» (15 ноября 2013 года). Их строительство и испытания не займут много времени. Потому что проект 11356 давно освоен калининградскими корабелами – несколько таких кораблей недавно были построены на заводе для Индии.

Примерно в те же сроки Черноморский флот должны пополнить и шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636,3, прозванных в НАТО за свою малошумность «черной дырой в океане» и вооруженных очень мощными противокорабельными ракетами «Клаб-С». Первая из них «Новороссийск» должна пополнить флот летом будущего года. За ней придут и все остальные – «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар»…

Для этих кораблей и подводных лодок, которым Киев закрывал возможность дислоцироваться в Севастополе, в Новороссийске строилась защищенная от свирепых черноморских ветров новая военно-морская база. Первая очередь ее почти готова. Но теперь «молодое пополнение» Черноморского флота получит прописку в Севастопольской, Стрелецкой и Казачьей бухтах города русской славы. Не исключено, и в Балаклаве, где есть заброшенные, но поддающиеся возрождению подводные штольни, в которых могут базироваться субмарины. Эти горные выработки защищены от авиационных и ракетных ударов, к стоянкам кораблей были когда-то подведены электричество, топливные шланги, трубопроводы воздуха высокого давления… Правда, все это оборудование сегодня там отсутствует, но после небольшого ремонта, его можно восстановить, а лучшего места для межпоходного базирования подводных лодок не найти.

Конечно, требует обновления и авиация ЧФ. На его аэродромах, которые тоже нуждаются в ремонте и замене навигационного и диспетчерского оборудования, базируются штурмовики Су-24. Им необходима модернизация. Но еще больше флот нуждается в нахождении в Крыму дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Сегодня, когда натовские и американские корабли с «Томагавками» и противоракетами на борту все чаще и чаще демонстрируют свою мощь у кромки территориальных вод России, такие ракетоносцы флоту не помещают. Как и системы береговой обороны «Бастион», «Бал» и тот же «Клаб». Не помешают ему и новые комплексы противовоздушной и противоракетной обороны. Такие, как ЗРК С-350 и ЗРК С-400. Надо думать, в программе развития флота, который подготовят президенту премьер-министр и министр обороны, они обязательно будут упомянуты.

Есть в Крыму, возле города Саки и деревни Нефедовка знаменитая НИТКА (Наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный, как он расшифровывается). Строился этот комплекс для обучения летчиков палубной авиации взлетать и садиться на борт тяжелого авианесущего корабля «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Тренажер один к одному соответствует взлетно-посадочной палубе авианосца. Есть на нем трамплин для взлета, есть несколько авиафинишеров для торможения и остановки истребителей, есть специальные механические устройства для обеспечения работы всех систем НИТКА и даже для создания эффекта качающейся на волнах палубы корабля.

В советское время на тренажере тренировались летчики Северного флота, но после того, как комплекс стал украинским, их работа регулярно срывалась по тем или иным надуманным киевской властью причинам. Автору этих строк пришлось несколько раз наблюдать, как министры обороны России пытались договориться с министрами обороны Украины о создании совместного предприятия по обслуживанию этого комплекса, за что деньги получали бы местные бизнесмены, а российские летчики - практику взлета и посадки на «качающуюся палубу» наземного авианосца.

Увы, все эти договоренности постоянно Киевом срывались. Москве пришлось даже построить новый комплекс, аналогичный крымской НИТКА, на берегу Азовского моря в Ейске. Теперь у нас есть два таких комплекса. Руководитель РСК «МиГ» Сергей Коротков уже предложил модернизировать крымский тренажер за счет предприятия, чтобы на нем проходили подготовку морские летчики, которые будут летать на многофункциональных истребителях МиГ-29К. В перспективе они должны заменить на «Кузнецове» Су-33, которые уже не выпускаются. Надо думать, такое предложение тоже войдет в программу развития Черноморского флота, которая будет предложена президенту к 1 июня.

Наверняка, там будут присутствовать и вопросы развития и обновления судоремонтных и судостроительных предприятий Крыма. В том числе Севастопольского морского завода, Керченского завода «Залив» и Феодосийского «Море», который в последнее время строил корабли на воздушной подушке для КНР. Теперь, не исключено, он может получить гособоронзаказ и от Минобороны России.

Черноморский флот –  часть Южного военного округа, его передовой форпост, если можно так сказать. И усиление боевой составляющей ЧФ будет идти в тесной взаимосвязи и интеграции с ЮВО. Какие части, корабли, авиация и подразделения черноморцев и как будут взаимодействовать с частями, авиацией и подразделениями Южного округа – это информация закрытого характера. Ясно только одно, обновленный и усиленный Черноморский флот, оперативным районом ответственности которого будет не только район базирования, но и Средиземное море, значительно укрепит безопасность нашей страны на южных рубежах.

Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель

Peacekeeper.ru