Защита интересов Единого экономического пространства (ЕЭП) в области пресечения контрабандных операций накладывает на таможенные органы Казахстана особенную ответственность. Пополнение бюджета стран ЕЭП – это важная, но не единственная нагрузка на таможню. Безопасность десятков миллионов граждан России, Казахстана и Белоруссии – вот критерий, который многократно увеличивает ответственность сотрудников таможни.
Новый, безусловно, высокопрофессиональный состав руководства и рядовых сотрудников казахстанской таможни во взаимодействии с другими правоохранительными органами республики, может, а скорее должен осознать полную меру своей ответственности.
Вопрос о вступлении Киргизии в Таможенный союз – это вопрос времени, и в связи с этим открывается новое направление для потоков товаров из Китая в страны ЕЭП. Многие таможенные операторы предпочтут ввозить товары через киргизскую границу. В данной ситуации, казахским таможенным операторам необходимо наладить устойчивые связи и схемы работы с зарубежными партнерами, которым будет выгодно работать через казахско-китайскую границу.
Необходимо отладить механизм таможенной политики в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сделать его конкурентоспособным, мобилизовать ресурсы и потенциалы добропорядочных участников ВЭД с целью более эффективного, совместного противодействия наступающим рискам и угрозам. Казахстан имеет большой опыт ошибок в формировании своих таможенных органов и их работы с участниками ВЭД. Борьба с коррупцией и протекционизмом, преступлениями и грубыми нарушениями в таможенной сфере непрерывно шла на протяжении последних лет. Новое руководство таможенных органов Казахстана наделено Президентом Республики Н.А. Назарбаевым широкими полномочиями, но также на них возложена огромная ответственность. И ее необходимо оправдывать.
Чехарда с уполномоченными операторами ВЭД длится уже не первый год. В этой связи необходим костяк таможенных операторов, который бы активно содействовал таможенным органам Казахстана в декриминализации ВЭД. Сотни мелких организаций, которые еще недавно работали с казахстанской таможней, создавали криминальные схемы, провоцировали таможенников на коррупционные сделки и не всегда безуспешно. Двадцать уполномоченных экономических операторов, контролировать гораздо легче, чем двести.
В республике недавно зарегистрирована «Ассоциация уполномоченных экономических операторов Казахстана». Рост авторитета этой организации, ее экспертно-практическое содействие таможенным органам, выработка перспективных схем таможенной деятельности, в рамках предусмотренных законодательством видов и режимов внешнеторговых операций может стать существенным инструментом регулирования ВЭД. Консолидированное сообщество таможенных операторов реально облегчит контроль за их деятельностью со стороны таможенных органов. Более того, такого рода ассоциации будут вынуждены выработать меры жесткого внутреннего саморегулирования, направленные на исключение незаконных действий со стороны ее участников.
Проводя глубокий анализ фактов из открытых источников в отношении недавно созданной ассоциации, можно сделать следующие выводы:
- организации, вошедшие в «Ассоциацию уполномоченных экономических операторов Казахстана», осуществляют свою деятельность в области ВЭД по нескольку лет, и ни одна из них не лишалась прав на данный вид деятельности;
- объёмы и сферы их товарооборота существенно велики, что делает совершенно не выгодным рисковать репутацией из-за сомнительных и криминальных сделок;
- организации, представленные в ассоциации, работают над расширением сфер своего участия, выходя за рамки чисто торговых операций;
- деятельность ассоциации предусматривает серьезную инвестиционную политику в ряд совместимых с ВЭД отраслей народного хозяйства республики, таких как производство и заготовка давальческого сырья;
- деятельность ассоциации предусматривает объединение профильных организаций для осуществления единых целей и задач.
Такого рода деятельность, в случае консолидированного подхода с таможенными органами Казахстана и может стать инструментом новой таможенной политики. Лишь при комплексном подходе к вопросам регулирования процессов ВЭД, можно надеяться на преодоление трудностей, о которых сказано выше.
В заключении хотелось бы отметить, нельзя допустить, чтобы по принципу этой ассоциации, стали консолидироваться различные структуры, замеченные или имеющие склонность к криминальному подходу во ВЭД.
Рамиль ЛАТЫПОВ