ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика «Восточное партнерство»: кому достался главный приз
 
 

«Восточное партнерство»: кому достался главный приз

E-mail Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Саммит «Восточного партнерства», который прошел в литовской столице 28-29 ноября, практически все наблюдатели называют провальным. Вне зависимости от симпатий. И будущее этого проекта Евросоюза выглядит весьма туманным. Несмотря на «утечки из кулуаров», что, дескать, соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной может быть подписано будущей весной.

Наблюдатели уже сейчас говорят об очередной политической победе российского президента. Которая по своему значению даже не уступает предотвращени военного вмешательства СШИ и их союзников в сирийский конфликт. Не исключено, что нынешние события окажут большое влияние на процессы интеграции на постсоветском пространстве. О которых Владимир Путин говорил в статье о Евразийском союзе в октябре 2011 года.

Сам он, впрочем, на роль победителя явно не претендует, предпочитая заниматься делами куда более практичными — инспекцией олимпийских объектов и обсуждением выполнения программы по перевооружению армии.

Но вернемся к саммиту в Вильнюсе, который должен был стать своего рода вершиной усилий Евросоюза. Идею «Восточного партнерства» в ЕС развивали с 2008 года. Застрельщиками выступили Польша и Швеция. Приоритетные направления были обозначены так: 1) демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности; 2) экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли; 3) энергетическая безопасность; 4) развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией).

Объектом приложения усилий являлись постсоветские государства — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.

Естественно, ни в Брюсселе, ни в столицах государств, входящих в Евросоюз, на официальном уровне никогда не говорили, что «Восточное партнерство» является какой-либо альтернативой отношениям с Россией. Однако сразу же дали понять, что нашу страну в этом проекте никто не ждет. И обсуждать будут только отдельные вопросы.

Об отношении к России говорит такой факт. Один из идеологов «Восточного партнерства», польский министр иностранных дел Радослав Сикорский в 2010-м году предложил создать некую «группу друзей» проекта. В которую, по его словам, могли бы войти Россия, США, Япония, Норвегия, «другие страны». Идея, впрочем, развития не получила.

К слову, на начальном этапе инициаторы идеи предполагали возможность включения в «партнерство»… Калининградской области. Разумеется, подобная инициатива выглядела сколь вызывающей, столь и немыслимой.

Хотя, к слову сказать, со стороны США проект «Восточного партнерства» пользовался безусловной поддержкой. Как раз в качества альтернативы интеграционным процессам на постсоветском пространстве, инициированным российским руководством.

В декабре прошлого года по этому поводу разоткровенничалась тогда еще госсекретарь Хиллари Клинтон. Которая заявила, что США будут всячески препятствовать созданию «союзу стран Евразии».

Вообще говоря, подобное заявление, сделанное публично — это своего рода признание в неудаче. К слову сказать, и нынешние высказывания руководителей Евросоюза, а также лидеров ряда государств, входящих в ЕС (особенно прибалтийских) о «давлении», оказанном Россией на Украину, тоже своего рода признание бессилия повернуть ситуацию в свою сторону.

Напомним, что на саммите предполагалось подписание соглашения не только с Украиной — хоть ее и называют «главным призом». Но Белоруссия, понятно по каким причинам, в «Восточной партнерстве» фактически не участвует, являясь — вместе с Россией и Казахстаном — членом Таможенного союза. В пользу него же сделала выбор и Армения.

Соглашение об ассоциации парафировали только Грузия и Молдавия. Это не окончательное решение, а предварительное. То есть и в Тбилиси, и в Кишиневе явно не готовы ставить под сомнение отношения с Россией. И хотя той же Молдавии пообещали безвизовый режим в скором времени, очень многие жители этой страны настроены против ассоциации с ЕС. Что показали многотысячные демонстрации в Кишиневе на прошлой неделе.

К слову, в Брюсселе не слишком-то торопяться вести предметные переговоры с Украиной о безвизовом режиме. Хотя таковой украинские власти в отношении европейцев ввели уже давно. В качестве жеста доброй воли. Но в Евросоюзе предпочли его не замечать.

Очевидно почему — из-за боязни массового наплыва украинцев. Маленькая Молдавия в этом смысле не проблема (хотя не факт, соглашение-то еще не действует). В отличие от ее 45-миллионной восточной соседки…

В свете экономических проблем в странах ЕС и все более ужесточающейся позиции властей многих стран в отношении мигрантов, вряд ли можно было ожидать каких-то шагов навстречу Украине. Даже если бы соглашение об ассоциации с ЕС было подписано.

Как уже было сказано, осознав реальную угрозу провала саммита, руководство Евросоюза заговорило о «давлении» на Украину со стороны России. Хотя как раз в Москве-то не делали никакой тайны из того, почему соглашение об ассоциации нашей стране невыгодно.

Президент России Владимир Путин, находясь на этой неделе с визитом в Италии, даже обратился к европейским коллегам с просьбой воздержаться от резких выражений. И еще раз объяснил позицию Москвы.

Он напомнил, что между Россией и Украиной подписан и действует договор о зоне свободной торговли. «Это означает, что по целому ряду ключевых таможенных позиций обнуляются ставки, и в договоре прописано, что если одна из договаривающихся сторон заключает какие-то аналогичные соглашения с третьей стороной, то любая из стран — участниц зоны свободной торговли имеет право выйти из него либо изъять те льготы, которые предоставляются стране — участнице этого соглашения», — сказал президент РФ.

«Если Украина подписывает договор о зоне свободной торговли с Евросоюзом, то она берет на себя обязательство через два месяца после ратификации этого соглашения обнулить таможенные ставки на 85 процентов, а еще через три года довести это обнуление до 95-98 процентов», — отметил Путин.

А это означает, что если Россия сохранит зону свободной торговли с Украиной, то есть основания полагать, что товары из Евросоюза будут транзитом попадать на российский рынок. «Это представляет для нашей экономики большую угрозу», — сказал российский лидер.

Он также сообщил, что украинские заемщики в сумме должны Сбербанку, ВЭБу, ВТБ и Газпромбанку порядка 30 миллиардов долларов.

При этом президент подчеркнул, что Россия продолжит сотрудничество с Украиной в любом случае, каков бы ни был ее выбор.

Другое дело, что такое сотрудничество уже сопровождалось бы большими издержками, крайне невыгодными для обеих стран. Резонно поинтересоваться — почему Россия должна оплачивать проекты ЕС?

Тут следует отметить, что в соглашении между ЕС и Украиной присутствовал пункт (статья 39), по которому Киев обязывался не присоединяться к другим интеграционным объединениям, если это противоречило соглашению с Евросоюзом. Но многие нормы в договоре о зоне свободной торговле между Россией и Украиной как раз не соответствуют евросоюзовским…

Однако при этом в Москве неоднократно подчеркивали, что Украина сама в состоянии решить, что ей нужно. И это будет ее выбор.

Кроме того, российские власти предлагали трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом, в ходе которых можно было бы попытаться найти взаимоприемлемые решения. А Владимир Путин предлагал подключить к делу и предпринимателей, чтобы и они могли договориться на своем уровне.

Но все эти инициативы представителями Евросоюза до сих пор отвергались. Даже в дни проведения саммита, когда уже абсолютно всем было понятен его провал, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что трехсторонние переговоры для ЕС неприемлемы. Упорство? Может быть. Хотя тут точнее говорить об упрямстве…

И, возможно, о досаде. Которая пока не уступает голосу разума. «Я думаю, что Европейский союз должен здесь о чем-то задуматься. Или на партнерство тратить еще больше денег, или изменить стратегию. Тут есть смысл включить в партнерство Россию и Турцию, потому что вопрос идет не только об отношениях с постсоветскими странами. Мне кажется, что ЕС делает ошибку, потому что в рамках этого партнерства не вел разговоры с Россией», — сказал «Правде.Ру» германский политолог Александр Рар.

Президент Украины Виктор Янукович в Вильнюс приехал. Но, похоже, тем только увеличил число своих критиков ЕС. Которые неделю назад говорили о радужных перспективах ассоциации, а теперь заявляют, что соглашение будет подписано при другом президенте.

Хотя Януковичу пришлось учитывать куда более практические вещи, нежели лучезарные перспективы ассоциации с Евросюзом (которые может быть будут, когда-нибудь — а может быть и нет). А именно, что будет с предприятями и сотнями тысяч их работников на востоке страны. Которые в подавляющем большинистве случаев ориентированы на российский рынок. И продукцию которых, естественно, в Евросоюзе никому не нужна.

Не мог он не учитывать и то, что украинскому руководству пришлось бы пойти на повышение цен на коммунальные услуги, замораживание пенсий и зарплат и прочие крайне непопулярные меры. Все это условия для предолжения кредитования страны МВФ.

«Украинская продукция не конкурентоспособна на европейском рынке, а гораздо более конкурентоспособна на российском, казахском и белорусском, и терять Таможенный союз Киеву тоже не хочется», — отметил Александр Рар.

Нельзя, конечно, говорить, что идея «Восточного партнерства» списана в утиль. Но она явно нуждается в трансформации. Которая зависит от того, захотят ли в Брюсселе понять, что решать подобные вещи без России — занятие как минимум бесперспективное. И ничего, кроме разочарований, не сулит.

Антон КУЛИКОВ

Источник: politanalyse.com