ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Формирование общественного мнения через социальные сети, как способ влияния на политические решения
 
 

Формирование общественного мнения через социальные сети, как способ влияния на политические решения

E-mail Печать
Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 

По территориям ряда иностранных государств прокатились цветные революции, были свергнуты правительства, сменились политические режимы. Некоторые страны продолжает сотрясать управляемый хаос в обществе, посеянный конструкторами политических технологий, который способствует развитию политическому кризису в их государствах, через совершенствуемые методы воздействия на сознание уязвимых политической, экономической нестабильностью слоёв населения. Это определяет ряд угроз для Российской Федерации, на которые Россия должна реагировать адекватно интересам собственной безопасности.

Тенденции развития постиндустриального общества диктуют новые правила взаимоотношений общества и власти. Не удивительно, что с развитием интернет коммуникаций развиваются и способы выражения общественного мнения, которое оказывает влияние на государственные решения, меняет вектор, сковывает, усиливает или ослабляет их силу. Формируется новое поле влияния и противоборства, являющееся средством протестного выражения, которое вызывает интерес, как объект информационного воздействия у политических соперников нашего государства. Самовыражение в социальных сетях отождествляется с борьбой против власти, на подрыв которой работают мощные иностранные институты, враждебные элементы разведывательных, подрывных и диверсионных сетей.

Самостоятельное и независимое развитие нашего государства всегда вызывало негативный интерес у наших политических соперников. В таких условиях требуется определиться с мерами ответа на вызовы, с которыми предлагает нам столкнуться мировые конкурирующие державы. И, наконец, прийти к выбору: продолжать пассивно сдавать позиции успехам иностранной информационной интервенции, или активно противодействовать ей и создавать реальную основу для геополитических инициатив нашего государства.

Одним из ракурсов рассмотрения решения данного вопроса является информационная составляющая политических процессов. Информационная сфера связывает другие стороны человеческой деятельности и является их интенцией.

Известно, что основным форматом общения у наиболее активных слоёв населения становятся социальные сети. Социальные сети в современном мире представляют собой не просто средство общения, а средство выражения активной позиции, формирования результативного общественного мнения, влияния на политические решения лиц их принимающих.

Необходимо отметить, что общество состоит из общественных институтов, которые несут функции выражения различных его интересов через организованную деятельность состоящих в нем представителей. Каждая политическая партия, общественная организация имеет свою идею в системе идей развития государства. Среди созидательных идей присутствуют и разрушительные, которые вменяются восприимчивым слоям населения посредством иностранного лоббирования в информационной среде нашего государства. В совокупности эти идеи используются для консолидации групп населения в силу деструктивного воздействия, которая диктует правила отношений общества к власти.

Социальные сети позволяют выявить и консолидировать разрозненные очаги протестного мнения, направить их силу в общее русло для решения задач, преследуемых интересы других государств, корпораций.

Современные политические и информационные технологии позволяют представить доминирующими в обществе настроения активного меньшинства. В таких условиях необходимо создавать основания для вовлечения подавляющего большинства к отстаиванию своих прав, свобод, через отстаивание собственного мнения. Формируя тем самым силу сдерживания и гражданского регулирования внешних и внутренних политических процессов противоборства.

Как правило, общество состоит из соперников мнения и наблюдателей. По-другому это можно выразить, как из тех, кто согласен, кто не согласен и сомневающихся. В виду активности политического меньшинства при обеспечении его поддержкой через мировые информационные агентства и организацию подрывной работы в социальных сетях позволяет ему создать эффект не только навязчивости, но и преобладания. В этих условиях важную роль играет, как активная часть населения, так и пассивная, не вовлеченная в процесс отстаивания собственных интересов. Основной задачей в таких условиях является вовлечённость групп населения, имеющих доминирующую позицию, в процесс отстаивания своего мнения. Что в значительной степени повлияет на выбор сомневающихся, и сможет снизить риски роста протестных мнений и настроений среди населения.

Структура информационного взаимодействия общества и государства построена на обмене информации через информационные агентства. Государственные СМИ диктуют позицию большинства, которые работают в вертикальном срезе взаимодействия общества и власти. Социальные сети являются средством горизонтального взаимодействия членов общества, часто вне контроля государства. Обратная связь представлена в виде оценок массовых настроений, которая позволяет органам государственной власти реагировать на процессы, протекающие в обществе.

Социальные сети имеют свойство концентрировать информацию для формирования мнения, взглядов, настроений; в результате массовых коммуникаций (общением) усиливать или ослаблять позиции групп населения; выявлять, группировать, консолидировать (собирать в пазлы) контингент определённого мнения и настроений. В обществе формируются взгляды, настроения, отношение, которые являются предметом воздействия на политическую составляющую общества.

Необходимо отметить, что скептический подход к угрозе влияния через социальные сети создаёт прецеденты реализации политических подрывных технологий в стране. Что требует пристального внимания к тенденциям развития новых форм, способов и приёмов влияния на массовое и индивидуальное сознание объектов воздействия через сеть Интернет.

Одним из основных механизмов воздействия на власть является влияние через общественное мнение. Если рассмотреть технологию влияния на лиц, принимающих решения, через общественное мнение, то можно выделить следующие условные этапы его формирования:

- подготовка информационной базы влияния;

- создание провокационной ситуации;

- вовлечение групп населения в политическую работу;

- реализация управляемых воздействий.

На первом этапе происходит подготовка информационной базы. Для этого, прежде всего, закладываются сомнения в сложившиеся устои, освещается исключительно негативный опыт государственного управления, подрывается авторитет правительственных источников информирования, формируется основа и привязка к негативу для создания ярлыков и лозунгов, которые будут использоваться в активной фазе противоборства.

Затем определяется (создаётся) повод (провокация), раскручивается до мирового масштаба, осуществляется поддержка иностранными СМИ (подконтрольными им) мнения выгодных для них позиций. Позиция подкрепляется (подпитывается) «всеобщим» одобрением. Эффект «всеобщности» формируется массовостью выступлений (протестов) активистов влияния, величиной и авторитетностью изданий (источников информации) на стороне выгодных им взглядов. Эффективным средством является, в том числе, запугивание населения мировым общественным мнением, на стороне которого выступают общественные, культурные и политические деятели.

В активной фазе влияния на общественное мнение осуществляется непосредственное воздействие на лиц, принимающих государственные решения, которое проводится с помощью рефлексивного управления.

Процесс передачи оснований (мотивов) для принятия решений через изменение обстановки, навязывание логики мышления, формирование цели действий представляет собой рефлексивное управление.

Рефлексивное управление – это передача воздействия на всю систему ценностей, целей и образа мышления тех, кем приходится управлять.

Реализация рефлексивного управления происходит как на полях сражений в социальных сетях, при объединении в единую силу политического меньшинства (большинства), так и при влиянии этого мнения на государственные решения.

Со стороны противоборство в социальных сетях выглядит противостоянием агентов влияния двух точек зрения. Как правило, однозначность позиции лишь разделяет общество на две части, каждая из которых изначально согласна с мнением одной из сторон влияния. Главным недостатком такого воздействия друг на друга является чрезмерная навязчивость и категоричность в отстаивании требуемых взглядов. В данных условиях целесообразно применять такие методы, способы и приёмы, которые обеспечат безболезненный переход людей от одного мнения к другому, в частности, переход сомневающихся на свою сторону. Технически это обеспечивается внедрением группы легализованных агентов влияния. Группы агентов внедряются в наиболее массовые и ожесточённые противостояния под видом лиц, преследуемых независимое и объективное обсуждение с убедительными аргументами. В процессе отвлеченного (не конфронтационного) общения (организованное между собой), в ходе которого не критикуется (не поощряется) ни одна из соперничающих идей, а лишь предлагается взгляд со стороны, в виде размышлений, как варианты, одобряющие или ставящие под сомнения отдельные моменты в позициях сторон, без втягивания соперников. Взаимодействие допускается с новыми участниками, придерживающихся спокойной позиции в самовыражении. Здесь требуется подыгрыш, в том числе, и противоборствующей стороне для снятия подозрения в независимости собственного мнения. Но основной упор воздействия, естественно, сосредотачивается на скрытом подрыве враждебных точек зрения. Такое обсуждение направлено на привлечение к обсуждению пассивной, наблюдающей, сомневающейся части виртуального сообщества, изначально не заинтересованной в одной из крайних точек зрения. Или молчаливо соглашающейся с одной из позиций. А также направлено на снижение эффективности деструктивной пропаганды иностранными специалистами.

Подобными манипуляциями, через передачу оснований происходит перетягивание, а затем и управление мнением вовлечённых участников обсуждений на фоне остальных пассивных наблюдателей.

Таким образом, развивающиеся технологии формирования общественного мнения через социальные сети позволяют консолидировать общество на противодействие иностранной интервенции, и обобщение разрозненных очагов выражения гражданской позиции большинства, с тем, чтобы снижать деструктивное влияние на решения, принимающих политическим руководством страны.

Необходимо отметить, что вышедшая в газете «Коммерсантъ» от 27 августа статья «Разведка ботом. СВР займется социальными сетями» справедливо показывает необходимость привлечения российским разведсообществом экспертов для работы в социальных сетях.

Дмитрий Литвинов, Александр Крикунов