ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Использование Грузией «черкесского вопроса» в информационной войне против России
 
 

Использование Грузией «черкесского вопроса» в информационной войне против России

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В современной политической публицистике выражение «черкесский вопрос» используется для условного обозначения широкого круга проблем, актуальных для адыгского (черкесского) националистического движения (АНД). Одним из основных требований националистов является юридическое признание характера и последствий военных действий Российской империи в ходе Кавказской войны XIX века как геноцида по отношению к черкесским народам [1].

В последние годы Грузия стала главным внешним актором, использующим «черкесский вопрос» в целях дестабилизации ситуации и ослабления позиций России на Северном Кавказе. Интерес к данной теме обозначился через некоторое время после вооруженного конфликта 2008 года в Южной Осетии, когда грузинское руководство пришло к мысли о целесообразности использования АНД в своих политических целях.

Вероятнее всего, такой поворот в политике Тбилиси произошел с подачи западных экспертов, консультирующих руководство страны, в частности, Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation) – американской исследовательской структуры, известной своими историческими связями со спецслужбами США [2].

Также следует заметить, что все практические шаги Грузии по использованию черкесской темы осуществлялись в тесном взаимодействии с такими американскими СМИ, как «Радио Свобода» и, в меньшей степени, «Голос Америки».

Ярким примером сотрудничества стали два крупных мероприятия, с помощью которых Тбилиси заявил о начале своей активности в «черкесском направлении». Первой такой акцией стала конференция «Сокрытые нации, продолжающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», прошедшая в грузинской столице 20–21 марта 2010 г. По итогам этой конференции черкесские организации обратились к грузинскому руководству с просьбой признать «геноцид черкесов, совершенный Российской империей в XIX веке». В ноябре того же года прошла вторая конференция с тем же названием, целью которой стала попытка научного обоснования данной интерпретации исторических событий.

Итогом этого этапа пропагандистской кампании стала резолюция «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей», которая была принята парламентом Грузии 20 мая 2011 г., в канун годовщины окончания Кавказской войны [3].

После принятия резолюции Грузия начала работу над реализацией ее положений с целью дальнейшего раскручивания «черкесского вопроса». 12 октября 2011 г. президентом страны был подписан специальный указ об открытии Центра черкесской культуры, а уже через неделю состоялась его презентация. Таким образом, подразумевается, что данная структура имеет государственную поддержку, в отличие от функционирующих в других странах мира черкесских центров, которые носят статус общественных организаций.

Руководителем организации был назначен профессор Тбилисского государственного университета Мераб Чухуа, член комиссии, готовившей историческое обоснование и заключение по признанию геноцида в комитете грузинского парламента.

Одним из основных направлений деятельности Центра должно стать изучение и популяризация черкесской культуры. Организация будет проводить исследования в сфере истории, искусства, ремесел и т.п. народов Кавказа и организовывать различные выставки и мероприятия.

Выбор культуры в качестве приоритетного направления исследований ставит вполне конкретную цель. Занимаясь популяризацией черкесской культуры и замалчивая негативные стороны жизни черкесов в XVIII–XIX вв. (такие как работорговля, грабежи, набеги, угон скота), грузинские исследователи намеренно их идеализируют, представляют исключительно цивилизованным, культурным, единым народом, уничтоженным деспотической Россией. Тем самым они создают дополнительные аргументы для обоснования концепции геноцида.

Другим важным направлением работы Центра станет улучшение имиджа Грузии в глазах российских черкесов. Целый ряд тем, намеченных в программе Центра на 2012 год [4], призван создать исторический миф о вековой дружбе грузинского и черкесского народов, а также обосновать тезис об их этнической и языковой близости.

В Центре уже прошли творческие и памятные вечера черкесских писателей. В мае 2012 года были проведены дни черкесского языка и культуры. В четвертом квартале 2012 года должен состояться грузино-черкесский бизнес-форум, а также презентация нового интернет-проекта – социальной сети «Я черкес/друг черкесов». Также будет подготовлено издание сравнительной грамматики кавказских языков. Рабочее название монографии «Сравнительная грамматика картвельских и абхазо-адыгских языков»; в ней будет предпринята попытка доказательства родства двух данных групп.

Кроме того, важным направлением деятельности Центра является обеспечение информационной и экспертной поддержки антироссийским пропагандистским акциям, проводимым грузинским руководством. Помимо конференций, важным проектом являются дебаты и семинары, предназначенные для информирования грузинского общества об острых проблемах как Черкесии, так и всего Кавказа. Примерно в конце года они завершатся конференцией о геостратегическом устройстве Кавказа.

Кроме того, сотрудники черкесского культурного Центра приняли участие в разработке стратегии Грузии в отношении народов Северного Кавказа, обсуждение которой прошло в парламентском комитете по диаспоре и кавказским вопросам в начале мая 2012 года.

18-страничный документ представляет собой черновой вариант, где выделяются приоритетные области, с помощью которых Тбилиси намерен усилить свое влияние в северокавказском регионе. В проекте стратегии есть отдельная глава под названием «Содействие созданию исторической правды», в которой говорится, что в царской России, а также в советское время люди на Северном Кавказе стали жертвами «этнических чисток, депортации и геноцида», и это должно стать предметом тщательного «исторического и юридического исследования» [5].

Данные инициативы направлены на придание легитимности экстремистским и сепаратистским движениям на Кавказе в глазах мирового сообщества, конечной целью чего является их открытая поддержка, оказание финансовой или иной помощи. По словам А. Квахадзе, сотрудника Центра, принимавшего участие в разработке концепции, «если данное политическое решение будет признано не только Грузией, но и Европарламентом и другими авторитетными структурами, думаю, у Лаврова и других лидеров России не будет больше оснований, чтобы обвинять эти организации в провокации или содействии международному терроризму» [6].

Наконец, есть основания полагать, что Центр в Тбилиси также будет использоваться грузинскими пропагандистами для проведения консультаций и инструктажа черкесских и других северокавказских националистов. Среди них Центр неофициально называется посольством Черкесии в Грузии.

В частности, Центр посетил один из лидеров радикального крыла АНД, председатель общественного движения «Хасе» Кабардино-Балкарии Ибрагим Яганов.

В последнее время посредством ряда провокационных заявлений он инициировал дискуссию в сети Интернет о грузино-абхазских и грузино-черкесских отношениях, которая была активно поддержана грузинскими СМИ и аналитиками, работающими на черкесском направлении. Целью ее являлось оказание давления на абхазов, чтобы добиться уступок по их позиции в переговорах с Грузией.

В частности, 19 января 2012 г. в газете «Юг» он высказал мнение, что Абхазия должна поставить точку в войне, нормализовав отношения с Грузией. Сегодняшняя политика Абхазии препятствует попыткам черкесов выстроить взаимоотношения с грузинами и другими соседями. Это в свою очередь не дает ни абхазам, ни черкесам возможности интегрироваться в европейское пространство. Как пишет Яганов, «через Россию этот путь очень узкий и контролируемый. Предполагалось, что Абхазия станет для черкесского этноса свободным окном в мир. Но не стала. Мало того: она перекрывает черкесам другое окно – через Грузию» [7, с. 2].

На последний абзац следует обратить особое внимание, поскольку Яганов начал воспроизводить фразеологию и идеологические штампы грузинской пропаганды.

Напомним, что президент Грузии М. Саакашвили, объявляя о начале новой политики в отношении Северного Кавказа, в своей речи 23 сентября 2010 г на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН заявил, что не существует Северного и Южного Кавказа, но есть один Кавказ, который принадлежит Европе [8].

Таким образом, «черкесский вопрос» становится одним из главных направлений в информационно-пропагандистской кампании, организованной Грузией для ослабления позиций России в регионе. Основной структурой, созданной для реализации данной задачи, стал Центр черкесской культуры. Проведенный анализ показал, что это учреждение используется как аналитический центр для выработки стратегии Грузии в отношении народов Северного Кавказа, а также как площадка для проведения информационного воздействия и инструктажа грузинскими пропагандистами активистов АНД.

Константин Тасиц

Источник: «АШПИ»

Обсудить на форуме

 


 

1. Нефляшева Н. Черкесское национальное движение – российский и международный контекст. URL: http://georgiamonitor.org/detail.php?ID=255

2. The Jamestown Foundation: A News Agency Made to Measure. URL: http://www.voltairenet.org/article30194.html

3. Резолюция Парламента Грузии «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской Империей». Тбилиси, 20 мая 2011 г. № 4701-Ic. URL: http://www.parliament.ge/files/63_31728_600761_Resolution.doc

4. Программа «Черкесского Культурного Центра» на 2012 год. URL: http://circassiancenter.org/projects/4066-2012.html

5. Проект государственной Стратегии Грузии отношений с народами Северного Кавказа – Полный текст: URL: http://shimerli.livejournal.com/874027.html

6. Квахадзе А. О стратегии Грузии в отношении Северного Кавказа. URL: http://pik.tv/ru/news/story/36274-aleksandr-kvaxadze-o-strategii-gruzii-v-otnoshenii-severnogo-kavkaza

7. Газета Юга (Нальчик). 19 января 2012 г. №. 3 (932).

8. Тасиц К. «Берлинская стена» на Кавказе: анализ языка грузинской пропаганды. URL: http://catu.su/index.php?option=com_content&view=article&id=222:l-r-&catid=38:slideshow