Вы здесь: Home Аналитика США готовятся к «честным» выборам в Армении
 
 

США готовятся к «честным» выборам в Армении

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

До сей поры Соединенные Штаты, как при демократах, так и при республиканцах, придерживались по отношению к Армении двух диаметрально противоположных курсов одновременно. Один – декоративный и внешне дружелюбный, второй – реальный и все более жесткий, безответственный. «Декоративная» политика, которую многие в Ереване, по крайней мере, до недавних пор, принимали за чистую монету, предусматривала установление стратегического партнерства и дружбы почти во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Реальный же политический курс США носит совершенно иной характер – Вашингтон беззастенчиво пользуется последствиями дезинтеграции СССР, руководствуясь принципом «победитель получает всё». Эта политика, сопровождающаяся нарушением обещаний, высокомерной сентенциозностью и требованиями односторонних уступок, выглядит даже более бескомпромиссной, чем линия США в отношении республик СССР.

Официальный Ереван во внешней политике до сего дня придерживается размытых позиций, прикрываясь, как щитом, принципом «комплементаризма», то есть равноудаленности от всех геополитических центров силы. Уязвимость географического положения и неурегулированность карабахского конфликта заставляют Армению быть крайне осмотрительной в выборе внешнеполитической ориентации. Во всяком случае, так объясняют армянские руководители модель хитроумной выжидательности в диалоге с известными сверхдержавами, ведущемся в условиях обостряющегося геополитического соперничества за регион. До последней поры такое положение вещей, казалось, устраивало все заинтересованные стороны, воздерживающиеся от радикальных мер и резких «телодвижений» во взрывоопасном закавказском регионе.

Однако выгодная для Еревана ситуация туманной неопределенности, судя по всему, начинает постепенно меняться. Если в недалеком прошлом в отношениях с Арменией сочетались методы «выборочного сотрудничества» и «выборочного противодействия», в зависимости от того, какой из двух вариантов в каждом конкретном случае соответствовал интересам США, то сегодня от продуманной избирательности подходов не осталось и следа. Соединенные Штаты и их союзники почти открытым текстом дают понять: времена «декора» и многовекторного непостоянства миновали, Еревану пора определяться в своих внешних симпатиях, причем делать это порой по жесткой большевистской схеме – кто не с нами, тот против нас.

Список западных требований не претерпел существенных изменений. Руководству Республики Армения пока в мягкой форме «предлагается» сориентироваться по трем основным позициям: 1. отказ от стратегических отношений с традиционными геополитическими партнерами и поэтапная интеграция в евроатлантические структуры; 2. фактическая сдача Карабаха Азербайджану и подписание, по сути, капитулянтского мирного договора с Баку с последующим вводом в зону конфликта в целом западного миротворческого контингента; 3. нормализация отношений с Анкарой, открытие армяно-турецкой границы и, как следствие, демонтаж российской военной базы на территории Армении. Для достижения этих целей используются все средства – от вкрадчивых увещеваний и экономических преференций до откровенного шантажа и политического нажима, принимающего порой беспрецедентно грубые формы.

В условиях нарастающего многоступенчатого давления США президент Армении может вскоре оказаться в ситуации цугцванга, когда любое принятое решение ведет к неизбежному ухудшению его позиций как во внешне-, так и во внутриполитической среде, ибо выполнение каждого из вышеуказанных трех требований одинаково самоубийственно для Сержа Саргсяна в политическом смысле этого слова и чревато революционной сменой власти в стране. Проамериканский выбор во внешней политике в целом не одобряется ни большинством граждан республики, ни традиционными союзниками Армении. Сдача Карабаха или опоясывающих его подконтрольных территорий после 24-летнего противостояния и гибели тысяч лучших бойцов будет приравнена к предательству национальных интересов со всеми вытекающими отсюда последствиями – армянскому лидеру крупно повезет, если дело в этом случае ограничится только отставкой. Так называемая «гармонизация» отношений с Турцией без признания с ее стороны Геноцида армян 1915 года вызовет без преувеличения ярость радикально настроенной и очень влиятельной армянской диаспоры, растянувшейся от Австралии до США и от ЮАР до Европы.

С другой стороны, проигнорировать требования Вашингтона Серж Саргсян тоже не может в силу многих обстоятельств. Одним из таких факторов является, деликатно выражаясь, не очень устойчивая популярность нынешних властей в республике и тревожная ситуация в социальной сфере, усугубляющаяся день ото дня. Всем известно, как умело использует эти промахи западное сообщество для достижения целей в той или иной стране. Экономические достижения, о которых вещают некоторые представители армянского правительства и «зазывалы» из заинтересованных инвестиционных фондов, выглядят впечатляющими лишь по сравнению с разрухой 1991-96 гг. Все основные показатели указывают на то, что в республике продолжаются невиданные доселе темпы «демодернизации» и сокращения численности населения. Данные о смертности и рождаемости, равно как и исхода граждан сравнимы с ситуацией в воюющей стране. Средняя продолжительность жизни мужчин едва достигает 57-60 лет.

Распространение традиционных и новых заболеваний – от туберкулеза до ВИЧ-инфекций – вызывает беспокойство даже у провластно настроенных специалистов. Капиталовложения в экономику и базовую инфраструктуру по-прежнему составляют мизерную часть от уровня 1985-90 гг. Около двух третей граждан РА все еще живут за чертой бедности или на грани нищеты. Среди них – большой процент семей, имеющих двух и более детей, 60 % сельского населения, лиц с высшим образованием и квалифицированных специалистов, в том числе врачей, офицеров и учителей. По свидетельству экспертов, разрыв между бедными слоями и очень тонкой богатой прослойкой приобретает взрывоопасный характер. Особую враждебность граждан Армении вызывает административная элита, алчно приватизировавшая в 1990-2003 гг. крупные активы страны.

Именно факт широкого народного недовольства является самой опасной «бомбой с часовым механизмом», заложенной в фундамент нынешнего государственного строя. Кажущаяся устойчивость политического режима, призванного благоустроить этот унылый постсоветский ландшафт, зиждется на исключительно безыдейной, «товарно-денежной», посему и шаткой преданности многих госструктур и олигархических кланов. Поскольку неуклюжей внутренней политикой многие представители властей РА умудрились выхолостить даже ту объединительную идеологему, которая именовалась когда-то «карабахским фактором».

Само собой разумеется, что пока в Армении существует вероятность развития событий по катастрофическому сценарию, особенно в преддверии майских выборов в парламент и президентских выборов в 2013 году, угроза давления США и их союзников на Ереван не только сохраняется, но и растет как на дрожжах. Администрация Буша наглядно показала, что даже при легком «раскачивании» обстановки она сумела повлиять на смену настроений в растерявшемся и чрезмерно уязвимом руководстве некоторых постсоветских и азиатских государств. Лидеры многих стран, оказавшихся сегодня «на прицеле» у администрации Обамы, никак не осознают тот факт, что именно непродуманная политика в социальной сфере стала главной причиной целого ряда «плодо-овощных» госпереворотов и революций, сынициированных Западом по всему миру. Алчность – категория политическая, чреватая самыми трагическими последствиями не только для индивидуального носителя ее «вируса», но и для целых народов и государств.

За четыре года своего президентства Серж Саргсян не раз оказывался в сложной ситуации, примером чему могут служить события марта 2008 года, когда определенным силам удалось спровоцировать столкновения между властями и оппозицией, вызвав массовые беспорядки в столице республики. Хотя страсти вокруг процесса армяно-турецкого примирения и Мадридских принципов урегулирования карабахского кризиса улеглись, основные испытания для руководства Армении, судя по логике последних дней, еще впереди. Западный прессинг на Ереван, пока в мягкой форме осуществляемый посольствами США и Великобритании за два месяца до парламентских выборов, уже провоцирует активизацию внутриполитических процессов в республике, что вряд ли входило в планы нынешних властей, мирно готовившихся к воспроизводству в нынешнем и 2013 годах – в ходе парламентских и президентских выборов. Несмотря на то, что армянская сторона официально одобрила армяно-турецкий процесс и новые принципы урегулирования карабахского конфликта, положение Сержа Саргсяна и его команды идеальным назвать нельзя. Придти к такому выводу заставляют последние заявления послов США и Великобритании, равно как и представителей различных евроструктур, измученных состоянием народовластия в армянском государстве. Опыт последних лет подсказывает: когда западные дипломаты готовятся к «честным» и «справедливым» выборам в какой-либо стране, властям последней надо готовиться к самому худшему.

Тревожные «звоночки» для Еревана прозвучали буквально на днях. Премьер-министр республики Тигран Саркисян 24 февраля принял посла США в РА Джона Хефферна и обсудил с ним широкий круг внутренней политики Армении перед предстоящими 6 мая парламентскими выборами. Пресс-служба правительства сообщила, что в рамках встречи собеседники обменялись мнениями по поводу не только предстоящих выборов, но и проблем вовлеченности в них бизнесменов и правительственного законопроекта «О правовом режиме чрезвычайного положения». Глава правительства РА подчеркнул, что «на выборах будет обеспечена максимальная публичность», а «любой инцидент станет предметом общественных обсуждений». Он также добавил, что правящая Республиканская партия Армении, членом исполкома которой он сам является, в свой избирательный список не включит бизнесменов. В этом контексте посол США и армянский премьер придали важность созданию комитета по этике для высокопоставленных госслужащих, который преследует цель анализировать и публиковать декларации о доходах и имуществе порядка 500 официальных лиц Армении (любопытная деталь, не правда ли? – К.Г.). Дальше – больше. «Мы приветствуем все шаги правительства и законопроекты, предоставляющие оппозиции серьезные инструментарии, которые нацелены на проведение свободных, справедливых и прозрачных выборов», – подчеркнул глава американской дипмиссии, выражающий желания то ли властей США, то ли армянской оппозиции.

Обращаясь к проекту закона «О правовом режиме чрезвычайного положения», которым были недовольны и оппозиция, и господин Хефферн и который правительство на днях отозвало из парламента для дальнейших доработок, армянский премьер подчеркнул, что были учтены различные предложения оппозиции, в результате которых законопроект был доработан и представлен в парламент.

Судя по всему, встреча с главой армянского правительства не очень удовлетворила американского посла. Или, может, он не успел высказать все свои мысли о предстоящих выборах в Национальное Собрание Армении. И чтобы ни у кого не осталось и тени сомнений относительно намерений властей Соединенных Штатов, он в тот же день дал интервью армянской службе радиостанции «Свобода», в ходе которого снова заявил: «США желают содействовать Армении в вопросе становления демократической и свободной страны, и для того, чтобы это произошло, предстоящие выборы в республике должны пройти справедливо и свободно. Для проведения справедливых выборов необходимо обеспечить равные условия для политических сил, доступные СМИ и реальную конкуренцию».

Джон Хефферн выразил надежду, что местные и международные наблюдатели должным образом выполнят свою миссию во время избирательного процесса.

Говоря о разработанном правительством законопроекте «О правовом режиме чрезвычайного положения» в Армении, американский посол отметил: «Я думаю, что весь предвыборный период, не только в день выборов, но также в чувствительный поствыборный период, важно обеспечения право на свободу собраний, чтобы все желающие смогли выразить свое мнение о процессе выборов, чтобы политические партии и гражданское общество способно было мирным образом выразить свою позицию. Для этого, конечно, нужно, чтобы правоохранительные органы адекватно реагировали на гражданских демонстрациях и действовали в рамках закона».

За два месяца до выборов посол США в Армении демонстрирует просто поразительную осведомленность не только о «чувствительном поствыборном периоде», но и готовящихся «гражданских демонстрациях» и неадекватной реакции правоохранительных органов республики. Г-н Хефферн, судя по всему, – талантливый ясновидец, угадывающий ход событий задолго до того, как они произошли, причем в стране, куда он прибыл совсем недавно. США могут гордиться такими дипломатами.

Естественно, американского посла поддержала его британская коллега в РА – Кэтрин Джейн Лич. Но не только в вопросе предстоящих выборов, но и в нормализации армяно-турецких отношений. В интервью СМИ она заявила следующее: «Великобритания имеет свой вклад в 1,7 миллионов евро, которые ЕС выделил для поддержки выборов посредством тренингов, мониторинга, содействия техническим улучшениям. Мы очень надеемся, что во время парламентских и президентских выборов, как и в прошлые годы, мы, как члены дипломатического сообщества, будем приглашены в качестве наблюдателей. Миссия БДИПЧ (Бюро по Демократическим Институтам и Правам Человека) – ключевая профессиональная организация по наблюдению за выборами, и отчет их наблюдателей будет «золотым стандартом». Но я верю, что наличие как можно большего числа наблюдателей в избирательных участках Армении позволят нам убедиться, что справедливый процесс и результат не только достигнуты, но в него также поверило общество».

Относительно армяно-турецкого примирения г-жа Лич полна оптимизма: «К сожалению, сейчас пока трудно увидеть прогресс в этих процессах. Но в политике иногда открываются возможности, и политики должны быть достаточно смелыми и сильными, чтобы поймать момент и выйти из тупика хорошо известных позиций. Надеюсь, такой момент снова наступит».

Общая картина была бы неполной без евроструктур, учитывая курс РА на евроинтеграцию. Надо ли говорить, что о предстоящих в мае этого года парламентских выборах 27 февраля заговорил и Евросоюз – вначале устами своего представителя в РА Траяна Христеа: по словам последнего, они станут проверкой для отношений Армения-ЕС.

Но не только, вернее, не столько выборы взволновали представителей Евросоюза, сколько «медленный прогресс» в переговорах по Карабаху, о чем без излишнего дипломатического жеманства в тот же день заявила министр иностранных дел ЕС г-жа Кэтрин Эштон: «Евросоюз хочет играть весомую роль в процессе урегулирования карабахской проблемы».

Напомним, что на состоявшейся в Брюсселе встрече министров иностранных дел 27 стран Евросоюза в числе иранского, сирийского и экономического кризисов обсуждалась и ситуация на Южном Кавказе. Кэтрин Эштон, обращаясь к этим обсуждениям, в первую очередь, выделила именно карабахскую проблему, подчеркнув, что, прежде всего, должен быть урегулирован именно этот конфликт. «Недавно я побывала в регионе и обсудила отношения трех стран с Евросоюзом, а также в случае с Арменией и Азербайджаном – карабахскую проблему, и выразила свою глубокую обеспокоенность по поводу того, что там происходит. – заявила Эштон. – Мы весьма четко подчеркиваем, что хотим играть сильную и весомую роль, помочь и содействовать Армении и Азербайджану в вопросе урегулирования этой трудной проблемы».

Кроме того, «Евросоюз готов содействовать мероприятиям по укреплению доверия между сторонами и в этой связи подчеркивает важность обеспечения въезда представителей ЕС в Нагорный Карабах и на сопредельные территории без предусловий». И небольшое пояснение для тех, кто трудно усваивает прозрачные намеки: «Совет министров иностранных дел ЕС также подчеркивает важность проведения в Армении свободных и справедливых выборов, соответствующих международным стандартам, и отмечает, что внимательно будет следить за их ходом. ЕС также поощряет власти Армении для продолжения реформ с целью укрепления демократических институтов, защиты прав человека и особо подчеркивает важность эффективной борьбы с коррупцией. В этой сфере реальный прогресс продолжает оставаться основой развития и процветания экономики».

Комментарии, как говорится, излишни…

Карине Геворкян, Ереван

Источник: «Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 
 
 

Наши  партнеры

вулкан играть на реальные деньги
игровые автоматы на деньги с выводом денег
игровые автоматы на деньги goldenstar land ru
играть в автоматы на деньги онлайн вулкан
автоматы на деньги в goldenstar land ru
игровые автоматы вулкан 24 на деньги
игровые автоматы на деньги адмирал
казино автоматы на деньги
казино вулкан онлайн на деньги
вулкан играть на реальные деньги
игровые автоматы на яндекс деньги
автоматы на деньги по копейке
казино вулкан делюкс играть на реальные деньги
лучшие сайты игровых автоматов на деньги
игровые автоматы онлайн на деньги
игровые автоматы играть на деньги
игровые слоты на реальные деньги
нормальные игровые автоматы на деньги
вулкан игровые аппараты играть на реальные деньги
игровые автоматы на реальные деньги с минимальным
777 слот игровые автоматы играть на деньги
онлайн кредитный автомат деньги мгновенно на карту
популярные игровые автоматы на деньги
автоматы онлайн на деньги оплата через телефон
вулкан интернет казино онлайн на реальные деньги
игровые автоматы на деньги admiral x
играть на деньги в игровые автоматы онлайн
казино вулкан игровые автоматы на деньги
миллион игровые автоматы на деньги
аппараты вулкан играть на деньги
казино вулкан онлайн играть на деньги
игровые автоматы на деньги с карты
777 слот игровые автоматы играть на деньги
вулкан удачи играть на реальные деньги
игровые автоматы казино бонус реальными деньгами
вулкан играть на деньги официальный сайт
автоматы вулкан на реальные деньги
игры на деньги в игровые автоматы вулкан
казино игровые автоматы играть на деньги
казино вулкан онлайн на деньги
онлайн игровые автоматы на деньги с выводом
игровые автоматы на деньги мобильная версия
онлайн игровые автоматы на реальные деньги
игровые автоматы по копейкам на реальные деньги
игровые автоматы казино бонус реальными деньгами
играть на деньги в игровые автоматы онлайн
игровые автоматы платно на деньги
игровые автоматы на деньги моментальной выплаты
игровые автоматы регистрация смс на деньги
игры онлайн на деньги автоматы вулкан
игровые автоматы корона играть на деньги
игровые автоматы корона играть на деньги
играть в автоматы на реальные деньги вулкан
игровые автоматы на деньги в лучшем казино
игровые автоматы онлайн на деньги украина гривны
вулкан на деньги с мобильного
игровые автоматы играть на деньги с телефона
игры вулкан играть на деньги
играть в автоматы на реальные деньги
вулкан играть на реальные деньги с выводом
играть автомат sizzling hot на реальные деньги
игровые автоматы на реальные деньги вулкан
играть в автоматы вулкан на реальные деньги
           

Яндекс.Метрика