ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Идеологи НАТО сделали ставку на Польшу: последствия для Беларуси и России
 
 

Идеологи НАТО сделали ставку на Польшу: последствия для Беларуси и России

E-mail Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Атлантический Совет (Atlantic Council) анонсировал предварительные результаты исследования «Постоянное сдерживание: совершенствование военного присутствия США в Северной и Центральной Европе» (Permanent Deterrence: Enhancements to the US Military Presence in North Central Europe). В прошлом году Вашингтон и НАТО продолжили следовать принципу наращивания вооруженных сил у границ Беларуси и России. И, судя по положениям доклада Атлантического Совета, в нынешнем году следует ожидать не только сохранения, но и усиления сложившейся тенденции

.

Чем примечателен этот текст?


Во-первых, организацией, под эгидой которой он вышел. «Атлантический совет» – это неправительственный аналитический центр со штаб-квартирой в Вашингтоне, основанный при НАТО в 1961 г. Он обеспечивает идеологию развития Североатлантического Альянса.

В составе Совета были и остаются весьма влиятельные в американской политике персоны.

Так, председатель совета директоров «Атлантического совета» Джеймс Джонс затем стал советником по национальной безопасности президента Барака Обамы, а сменивший его сенатор Чак Хейгел позднее ушел на пост министра обороны США. Перешли на службу в Администрацию президента США и некоторые члены совета: так, Сьюзан Райс стала представителем США в ООН, Ричард Холбрук – специальным представителем в Афганистане и Пакистане, генерал Эрик Шинсеки — министром по делам ветеранов США, а Анн-Мари Слотер – директором политического планирования в Госдепартаменте. Нынешним председателем «Атлантического совета» является посол США в России Джон Хантсман-младший. Все это заставляет с особым вниманием относиться к аналитическим документам, выходящим из этой организации.

Во-вторых, привлекают внимание фамилии авторов докладе. Это генерал ВВС США Филип Бридлав и посол Александр Вершбоу.

Бридлав в 2013-2016 гг. занимал посты командующего Европейским командованием вооруженных сил США и Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. Среди должностей Вершбоу – постоянный представитель США в НАТО (1998-2001 гг.), посол в Российской Федерации (2001-2005 гг.), посол США в Южной Корее (2005-2008 гг.), заместитель министра обороны США по вопросам международной безопасности (2009-2012 гг.), заместитель генерального секретаря НАТО (2012-2016 гг.). Они полностью в теме того, о чем пишут, а их отставной статус не должен никого обманывать – к мнению военных и политиков такого ранга прислушиваются вне зависимости от того, занимают ли они какие-либо формальные должности или нет. К тому же, предварительная версия доклада отражает не личное мнение Бридлава и Вершбоу, а обобщает результаты работы целевой группы, созданной «Атлантическим советом» в сентябре 2018 г., сопредседателями которой они являются.

В-третьих, доклад выходит в преддверии намеченного на весну этого года принятия в США решения о том, размещать или не размещать постоянную американскую базу в Польше, и если размещать, то в какой именно конфигурации.

И то, что в нем отражено, может стать основой для этого решения.

Положения доклада


Итак, что же именно предлагает целевая группа «Атлантического совета», возглавляемая Бридлавом и Вершбоу?

В самом начале документа указывается, что Северная и Центральная Европа (North Central Europe) является центральной точкой конфронтации между Западом и «ревизионистской Россией». Далее следует дежурный набор обвинений в адрес «ревизионистской» России, чьи действия, как утверждается, делают коллективную оборону и сдерживание неотложной миссией для США и НАТО.

Перечислено то, что уже сделали США для усиления сдерживания и эффективной обороны против «российской агрессии» с 2014 г. Это, в частности, ротация бронетанковой бригадной боевой группы (armored brigade combat team) каждые девять месяцев, заблаговременное складирование вооружений и техники второй бронетанковой бригадной боевой группы, которая должна быть переброшена из США в случае кризиса. НАТО, в свою очередь, в рамках инициативы по расширению передового присутствия разместила в каждой из трех стран Балтии и в Польше по боевой группе батальонного размера. Указывается, что американское военное присутствие в регионе является преимущественно ротационным, имеющим как геополитические и оперативные преимущества, так и недостатки.

Тем не менее, несмотря на все усилия, союзники в Северной и Центральной Европе стоят перед лицом грозного и развивающегося противника. Поэтому, как говорится в докладе, необходимо срочно оценить, должны ли США перейти к более постоянному сдерживанию в регионе, сочетающему как ротационные, так и неротационные возможности.

Это важно сделать и в связи с польским предложением о создании постоянной военной базы, на что поляки предложили выделить $2 млрд. Однако проблема расширения присутствия США в Европе шире, чем только вопрос Польши; это фундаментальный вопрос о НАТО и об обороне Европы в целом. Любое решение о расширения присутствия США в Польше будет иметь серьезные последствия для региона и для Альянса в целом. Именно поэтому целевая группа «Атлантического совета» и решила рассмотреть более широкие политические и военные последствия расширения присутствия США в Польше и во всей Северной и Центральной Европе.

Авторы доклада полагают, что расширение американского передового присутствия в Восточной, Северной и Центральной Европе должно быть основано на следующих восьми принципах:

  • укрепить сплоченность НАТО;
  • содействовать стабильности в отношении развертывания российских сил;
  • соответствовать Национальной оборонной стратегии США и содержащейся в ней концепции «динамического использования сил» («dynamic force employment»)[1];
  • увеличить развертывание в регионе сил ВМС и ВВС, наряду с дополнительными сухопутными войсками и вспомогательными подразделениями;
  • способствовать обучению и оперативной готовности развернутых сил США и их совместимости с силами принимающей страны и другими союзными силами;
  • обеспечить максимальную гибкость в использовании развернутых войск США в других регионах Альянса и глобально;
  • расширить возможности для разделения бремени между союзниками, включая развертывание многонациональных сил в регионе и за его пределами;
  • обеспечить адекватную поддержку принимающей страны для развертывания сил США.

Далее на основе этих восьми принципов предложены конкретные шаги по наращиванию американского военного присутствия в Северной и Центральной Европе.

Штабы

  • Преобразовать американский передовой командный элемент (Mission Command Element) в Познани в дивизионный штаб, который служил бы хабом для обеспечения мобильности и быстрого прибытия американских подкреплений из Европы и континентальной части США в Польшу и в страны Балтии во время кризиса. Сделать размещение штаба постоянным без подчиненных ему подразделений и частей. Поддерживать тесную координацию между этим штабом и Многонациональным корпусом НАТО «Северо-восток» (MNC-NE) (Щецин) и Многонациональной дивизией НАТО «Северо-восток» (MND-NE) (Эльблонг).

Сухопутные войска

  • Обязаться поддерживать постоянное ротационное присутствие одной бронетанковой бригадной боевой группы с центром в г. Жагань, на польско-немецкой границе, с развертыванием некоторых ее элементов для учений по всей Северной и Центральной Европе и, при необходимости, в других регионах. Это можно назвать «непрерывным ротационным присутствием, основанным на постоянных объектах».

В настоящее время ротационная бронетанковая бригадная боевая группа США размещается в нескольких тренировочных лагерях возле г. Жагань. Американские войска размещаются в польских казармах, а иногда и в палатках. В связи с обязательствами США по постоянному ротационному присутствию одной усиленной бригадной боевой группы, польское правительство должно предоставить средства, необходимых для обновления и расширения этих объектов и, что более важно, для модернизации и расширения связанных с ними полигонов, которые должны соответствовать стандартам США. Модернизированные учебные объекты должны быть доступны и для союзников США по НАТО и для самих США.

  • В рамках Европейской инициативы по сдерживанию (EDI) Соединенные Штаты увеличат взлетно-посадочную полосу в Повидзе, построят железнодорожную станцию для разгрузки оборудования, а также объект для заблаговременного складирования комплекта военной техники и вооружения бригады к 2023 г, создадут новые места для хранения топлива и построят новые склады для хранения боеприпасов. США должны ускорить реализацию этих планов насколько это возможно.
  • Обязаться поддерживать американское руководство боевой группой расширенного передового присутствия НАТО в Ожише около Сувалкской бреши на неопределенное будущее (как указывается в докладе, боевая группа в настоящее время состоит из примерно пятисот пятидесяти американских военнослужащих из бронетанковой части, совместно с войсками и военной техникой из Хорватии, Польши[2], Румынии, а также Великобритании).
  • Развернуть новую бронетанковую бригадную боевую группу в Германии на постоянной или ротационной основе и развернуть один батальон этой бригадной группы в Польше и один – в странах Балтии на регулярной основе для тренировок/учений.
  • Развернуть некоторые подразделения ПВО ближнего радиуса действия и ракетно-артиллерийские подразделения, которые сейчас планируется разместить в Германии (их создание будет завершено к 2020 г.), в Польше на ротационной основе.
  • Разместить такие вспомогательные подразделения, как разведка/наблюдение/рекогносцировка (ISR) и инженерные войска в Польше на постоянной основе

Силы специальных операций

• Сделать 10-ю группу спецназа США под Краковом[3] постоянной платформой для обучения польских сил специальных операций и расширить группу поддержки для тренировок специальных сил США в Прибалтике в тандеме с польскими силами специальных операций.

Авиация

• Создать в Польше новый штаб боевой авиационной[4] бригады (CAB) для поддержки ротационной CAB, которая могла бы выполнять тренировочные миссии по всему региону.

• Увеличить и сделать постоянным американский авиационный отряд на авиабазе Ласк для облегчения ротационного развертывания американских истребителей и транспортных самолетов, а также для возможного развертывания авиации другими союзниками.

  • Сделать постоянным авиационный отряд США на авиабазе Мирославец в поддержку эскадрильи американских разведывательных беспилотников MQ-9.
  • Повысить уровень учений ВВС США в регионе.

ВМС

  • Создать новый небольшой военно-морской отряд в Гдыне (Польша), чтобы способствовать более частым визитам кораблей ВМС США в Польшу и другие порты Балтийского моря.
  • Сделать датский порт[5] портом приписки эсминцев США для непрерывного патрулирования Балтийского моря и посещения портов стран-союзников в регионе. Миссия может включать в себя противолодочные операции, оповещение о морской обстановке (Maritime Domain Awareness, MDA), десантные операции и действия против ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD)[6].

Противоракетная оборона

  • Подтвердить приверженность НАТО базе ПРО Aegis Ashore в Редзиково, которая уже считается постоянной базой.

Координация с НАТО и многонациональное участие

  • По мере разработки американских планов по развертыванию должны проходить тесные консультации с союзниками по НАТО, и эти планы должны быть полностью прозрачны для них. Несмотря на то, что это двусторонние американские усилия, они затрагивают интересы безопасности всех союзников и должны быть совместимы с решениями НАТО.
  • Следует подчеркнуть, что расширенное развертывание не будет выходить за рамки согласованного понимания «значительных боевых сил», упомянутых в Основополагающем акте Россия – НАТО, поскольку развертывание ограничится усиленной бригадой плюс некоторыми подразделениями обеспечения. Хотя в Польше может оказаться штаб дивизии, большинство ее подразделений там развернуто не будет.
  • Верховный главнокомандующий союзными силами в Европе (SACEUR) должен разработать планы по передаче ответственности за силы Европейского командования (EUCOM) США в Польше командованию НАТО в случае введения в действие статьи 5 Североатлантического договора, и должны быть делегированы постоянные полномочия по подготовке и организации этих сил Североатлантическому совету.
  • США должны искать нескольких европейских партнеров для участия за рамками их вклада в возглавляемую США боевую группу усиленного передового присутствия НАТО в Польше.

Союзники могут внести свой вклад несколькими способами: увеличить ротационное присутствие (например, Великобритания, Германия или другой союзник могли бы развернуть свои силы совместно с нынешней ротационной бригадной боевой группой США), развертывание вспомогательных подразделений, развертывание подразделений сил специальных операций и развертывание собственных авиационных и морских отрядов для поддержки учений и тренировок.

НАТО следует поощрять к созданию штаба воздушных операций на авиабазе Повидз.

Финансирование новой инфраструктуры и долгосрочного обеспечения

  • Несмотря на то, что некоторые предложенные развертывания и объекты будут финансироваться из американской «Европейской инициативы сдерживания» (EDI) и «Инвестиционной программы безопасности» НАТО (NATO Security Investment Program (NSIP)), США должны разделить с Польшей и другими принимающими странами бремя первоначальных расходов на строительство и бремя расходов на долгосрочное обеспечение.

Польское предложение в $2 млрд – хороший стартовый пункт, и они могут быть использованы для строительства более постоянных объектов для американской бригадной боевой группы и улучшения связанных с ними учебных объектов до американских стандартов. Общая стоимость требуемого строительства, однако, может превысить $2 млрд.

Польша также может покрыть часть или всю стоимость объектов для предлагаемого дивизионного штаба и отряда ВМС, штаба боевой авиационной бригады, эскадрильи MQ-9 и ротационного подразделения ПВО среднего звена (mid-level).

Эстония, Латвия и Литва могут помочь финансировать новые объекты или покрыть расходы на обеспечение, связанные с расширением тренировок возглавляемых США сил специальных операций и с другими ротационными развертываниями в странах Балтии.

Итоги


Итак, что мы имеем в сухом остатке, если предлагаемые меры будут реализованы?

Хотя США продолжают наращивать свои вооруженные силы в Европе, они пока не готовы полностью отказаться от Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 г., согласно которому НАТО воздержалось от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил на территориях стран-членов НАТО в Восточной Европе. Упор делается на мобильность – быструю переброску в случае необходимости подкреплений из континентальной части США (CONUS) и из Западной Европы в Восточную («сдерживание посредством быстрого усиления» («deterrence by rapid reinforcement»).

Если планы, о которых говорится в докладе «Атлантического совета», будут реализованы, то США увеличат число своих бронетанковых бригадных боевых групп в Европе вдвое – в дополнение к одной ротационной бригаде в Польше появится вторая в Германии (постоянная или тоже ротационная).

Из нее, как уже указывалось выше, один батальон по ротации разместится в Польше и еще один – в Прибалтике. То есть общее количество американских бригад в Европе (с учетом ротационных) может вернуться на уровень середины 2012 г. и достичь четырех. Однако если тогда у США в Европе было две пехотные бригады, воздушно-десантная бригада и кавалерийский (мотопехотный) полк бригадной численности, то сейчас на место пехотных бригад пришли бронетанковые.

В Польше появится новый штаб боевой авиационной (вертолетной) бригады. Тем самым число таких бригад в Европе увеличится с нынешних двух (одна постоянная в Германии и еще одна ротационная тоже в Германии с передовым базированием в Латвии, Польше и Румынии) до трех. Это на одну вертолетную бригаду больше, чем было у США в Европе на момент окончания «холодной войны».

Польша, вопреки своим амбициям, не получит (если планы США будут реализованы именно в таком виде) постоянного базирования у себя не то что американской бронетанковой дивизии, но даже и новой бронетанковой бригадной боевой группы.

А вот платить за американское военное присутствие полякам в любом случае придется, и причем, как прямо сказано, больше, чем предложенные Польшей два миллиарда долларов. Придется дополнительно вложиться в военную инфраструктуру и в поддержку размещения сил США и НАТО и прибалтам.

Кроме этого, стоит обратить внимание на предлагаемое развертывание в Дании американских эсминцев УРО[7].

С учетом того, что прямо говорится, что одной из их задач станет противодействие ограничению и воспрещению доступа и маневра (A2/AD), становится несколько более ясным, что имел в виду командующий недавно воссозданного 2-го оперативного флота США вице-адмирал Эндрю Льюис, когда он заявлял, что НАТО знает способ, как «подавить» Россию в Республике Крым и Калининградской области. Напомню, что один эсминец УРО типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke) в ударном варианте штатно несет 56 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk. А в Дании разместят, по моей оценке, по аналогии с военно-морской базой Рота в Испании четыре таких эсминца. В докладе не об этом не упоминается, но эсминцы УРО могут нести также противоракеты RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3), способные поражать баллистические ракеты средней и меньшей дальности. То есть корабли этого типа, размещенные в Балтийском море, смогут, в частности, противодействовать российским оперативно-тактическим ракетам «Искандер-М». В то же время в этом случае эсминцы окажутся в зоне поражения береговых ракетных комплексов (БРК) «Бастион», размещенных в Калининградской области.

И наконец, заслуживает пристального внимания активизация в Польше и Прибалтике (где для него в Эстонии создаются база и полигон) американского спецназа. Причем он должен тесно кооперироваться с польскими Специальными войсками, которые в этой стране с 2007 г. выделены в отдельный вид вооруженных сил (наряду с Сухопутными войсками, ВВС и ВМС). Неслучайно американские «зеленые береты» в Польше разместились в Кракове, в котором находится штаб Специальных войск.


Юрий Зверев, заведующий кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта

Источник


[1] Концепция «динамического использования сил» предполагает возможность срочной перегруппировки вооруженных сил для решения внезапно поставленных задач приоритетного характера.

[2] Насчет Польши – ошибка. В саму многонациональную боевую группу НАТО польские войска не входят. Но группа тесно взаимодействует с польской 15-й механизированной бригадой (Гижицко) 16-й механизированной дивизии (Эльблонг).

[3] Судя по докладу, сейчас там дислоцируется отряд этой группы.

[4] Вертолетной.