Вы здесь: Home Аналитика Расширение НАТО — крест на проектах общеевропейской безопасности
 
 
 
 
 
 

Расширение НАТО — крест на проектах общеевропейской безопасности

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В декабре 2017 г. организация «Архивы национальной безопасности» обнародовала рассекреченные документы, относящиеся к переговорам об объединении Германии в 1990 году.[1] Из них следует, что западные дипломаты обещали советскому руководству, что расширение НАТО на восток остановится на границе ФРГ и ГДР. На Западе обычно отвечают, что, поскольку в письменной форме заявление отсутствует, то формально расширению НАТО на восток ничего не препятствовало. Заведующий в то время Международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин писал Горбачеву, что «Запад нас переигрывает, выдавая обещания уважать интересы СССР, а на практике шаг за шагом отгораживая нашу страну от «традиционной Европы».[2]

В декабре 2017 г. на сайте Североатлантического альянса появилась запись о мифах в отношениях НАТО и России.[3] Так, в качестве одного из них указана угроза для РФ от расширения альянса. Руководители военного блока полагают, что «каждая страна, вступающая в НАТО, обязуется поддерживать ее принципы и политику. Это включает обязательство о том, что Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России, как было вновь подтверждено на встрече в Варшаве[4]. Расширение НАТО не направлено против России. Каждое суверенное государство имеет право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности, принцип, который поддерживает Россия, и который она должна соблюдать. Политика открытых дверей НАТО является историческим успехом».

На Западе есть понимание, что для победы в войне нужно нанести быстрый глобальный удар (БГУ), либо иметь такую возможность. Данный аспект упоминается в новой Стратегии национальной безопасности США[5], в которой сказано, что «мы также должны принять меры для быстрого реагирования в случае стихийного бедствия или нападения на нашу родину». В Национальной оборонной стратегии США также упоминается тактика быстрого удара: «Быть стратегически предсказуемым, но оперативно непредсказуемым»[6]. При этом нужно понимать, что нанести превентивный удар из далека не получится в связи с тем, что российская система ПРО сможет отследить угрозу запуска баллистических ракет и предотвратить ее. Именно поэтому Североатлантический альянс пытается максимально близко подобраться к границам Российской Федерации.

На заседании Североатлантического совета в Варшаве, проходившего 8-9 июля 2016 главы государств и правительств сделали заявление, содержащее основные угрозы, исходящие от Российской Федерации. К ним относятся:

  • неправомерная и незаконная «аннексия» Крыма;
  • широкомасштабные внезапные учения, противоречащие духу Венского документа; провокационная военная деятельность вблизи границ НАТО, в том числе в районе Балтийского и Черного моря, а также в восточной части Средиземноморья;
  • безответственная и агрессивная риторика в ядерной сфере, военная концепция и соответствующий потенциал, а также неоднократные нарушения воздушного пространства стран НАТО.
  • военное вмешательство в Сирии, ее значительное военное присутствие и поддержка режима в этой стране и использование ею своего военного присутствия в Черном море.

Политика Вашингтона, как указано в Стратегии национальной безопасности США, должна исходить из позиции силы, что подразумевает под собой лоббирование своих интересов на международной арене с использованием определенных средств давления. При этом Белый Дом использует надуманные предлоги для развёртывания своей инфраструктуры у границ с Россией. Официальная политика США навязывается странам, с которыми торговый оборот находится на высоком уровне; соответственно европейские коллеги не могут отказаться от экономического и военного сотрудничества по причине финансовой зависимости. Таким образом, страны Североатлантического альянса принимают единую стратегию в отношении стран, угрожающих национальной безопасности и территориальной целостности; вынуждены соглашаться с вышеперечисленными «угрозами» со стороны России, что позволяет странам альянса развивать оборонный потенциал и искать новых союзников.

К таковым союзникам НАТО относится Украина — стратегически важный для Запада регион. Важен лишь потому, что использование его территории предоставляет возможность для нанесения быстрого глобального удара по территории РФ. Договор о ракетах средней и малой дальности[7] разрешает размещать крылатые ракеты на кораблях и самолетах, при этом наземные комплексы полностью запрещены. Важно также отметить, что старт ракеты с корабля практически невозможно зафиксировать издали, поэтому военно-морская база на территории Украины необходима для обеспечения БГУ. Данное обстоятельство также связано с тем, что если в течение полугода Североатлантический альянс будет держать свой флот в одной точке океана, например, в Норвежском море, то удар внезапным не получится. БГУ можно обеспечить единственным способом – благодаря легальному нахождению военных сил на территории страны альянса, либо страны-партнера. Очень важно понимать, что в ближайшей перспективе Украину в НАТО никто не ждет, поскольку она представляет собой экономически слабое и нестабильное государство, которое до сих пор не приняло важнейших решений о своем политическом будущем: ни во внешней, ни во внутренней политике. Данное обстоятельство подтверждает президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «В ближайшие 20-25 лет Украина точно не сможет стать членом ЕС. То же самое касается и вхождения Украины в НАТО»[8]. Тем не менее, Североатлантический альянс использует другие способы взаимодействия для обеспечения своих интересов в регионе. Так, президент Украины в конце января 2018 г. подписал Закон № 2270-VIII «Об одобрении решения Президента Украины о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2018 году для участия в многонациональных учениях»[9]. Согласно документам в Украине в этом году планируется провести ряд учений по подготовке подразделений Вооруженных сил. Среди них можно назвать украинские-американские учения «Репид Трайдент – 2018», украинско-американские учения «Си Бриз – 2018», многонациональные учения «Светлая Лавина – 2018», многонациональные учения «Чистое небо – 2018» и другие. Подобные решения украинской администрации президента накаляют и без того сложную обстановку в регионе. Российской Федерации приходится учитывать специфику отношений Украины и Запада и предпринимать соответствующие меры для обеспечения собственной безопасности. Ситуация осложняется еще и тем, что инженерные войска ВМС США приступили к строительству в Очакове Николаевской области Центра оперативного управления флотом для украинских Военно-морских си[10]. Это означает, что западные страны, используя лазейку в договоре РСМД, зайдут на постоянной основе в Азовское море для возможности использования БГУ. При этом безопасность российских границ будет обеспечивать система ПРО, дислоцирующаяся на территории полуострова Крым.

Поэтому жизненно важными географическими точками для России остаются Черное, Балтийское и Каспийское моря. Последнее является внутренним водоем 5 стран: Ирана, Казахстана, России, Азербайджана и Туркменистана. Республиканская партия США придерживается единой позиции в отношении Каспия и полагает, что на современном этапе опасно недооценивать его значение, поскольку состояние региона влияет на европейскую безопасность. В случае появления сухопутного коридора из Турции в Азербайджан ситуация осложняется несколькими аспектами:

  • для создания сухопутного коридора НАТО собиралось принять в свой состав Грузию и позднее Азербайджан.
  • В случае подобного стечения обстоятельства Североатлантический альянс разместил бы свой ВМФ с крылатыми ракетами в Каспийском море.

Однако 5 февраля 2018 г. президент РФ подписал закон о ратификации соглашения между Россией и Южной Осетией о порядке вхождения отдельных подразделений вооружённых сил республики в состав Российской армии[11]. Таким образом, при появлении сухопутного коридора из Турции в Азербайджан и возможной передислокации НАТОвских войск в Азию российские войска отрежут данный коридор от бывшей союзной республики. Поэтому Грузия как стратегический военный партнер не представляет особого интереса для Запада. Также некоторые члены НАТО опасаются, что принятие Грузии в альянс приведет к автоматической войне с Россией из-за «оккупированных Москвой территорий – Цхинвальского региона и Абхазии». При этом Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что ни Украина, ни Грузия на самом деле не готовы вступить в Североатлантический альянс[12].

Всегда значимым в отношениях России и НАТО был Балканский регион, поскольку именно там встречаются интересы Запада и Востока. Стоит сказать, что работа НАТО по включению в свою орбиту Балканских стран ведется планомерно: Черногория стала одной из последних Балканских стран, присоединившихся к Альянсу. Вне блока остались лишь Сербия, Босния и Герцеговина, которая, тем не менее, активно участвует в операциях НАТО, и Македония, также желающая вступить в организацию, чему пока что препятствует ее конфликт с Грецией. Посол России в Македонии О.Н. Щербак дал интервью относительно взаимоотношений стран Запада и Македонии: «Процесс расширения НАТО, в который вовлечена и Македония, идёт в нарушение данных два десятилетия назад руководителями западных стран обязательств и происходит на фоне наращивания наступательного военного потенциала Североатлантического альянса у российских границ»[13]. Вступлению Македонии в альянс мешает значительное количество факторов: начиная от высокого уровня коррупции[14] и заканчивая сложной политической обстановкой.[15] Тем не менее одним их самых значимых факторов остается отношение к Российской Федерации, поскольку в Скопье и Белграде не поддерживают антироссийские санкции. Так, премьер-министр Сербии Ана Брнабич в интервью Financial Times заявила, что ее страна не должна быть вынуждена выбирать между Россией и Западом[16]. По ее словам, близкие отношения Сербии с Россией не являются препятствием для ее стремлений к членству в ЕС. Нынешний вакуум оставляет больше пространства для России и Турции, чтобы использовать свои исторические, религиозные и деловые связи в регионе. Москва приобрела более заметное присутствие в регионе, что подтверждает безвизовый режим до 15 марта 2018 г.[17]Поэтому на среднесрочную перспективу вступления Македонии и Сербии в Североатлантический альянс не ожидается.

Для России угроза заключается в том, что с 2012 года численность размещенных военных контингентов НАТО у западных рубежей России увеличилась в три раза. В Прибалтике и Польше были развернуты четыре батальонные тактические группы, бронетанковая бригада сухопутных войск США, штабы многонациональных дивизий НАТО в Польше и Румынии. Интенсивность ведения воздушной разведки НАТО у российских границ увеличилась в три с половиной раза, а морской – в полтора раза. Североатлантический альянс в два раза нарастил интенсивность военных учений у наших границ. Если в 2014 году ими проведено всего 282 учения, а в этом — уже 548. Ежегодно у западных границ России проводится более 30 учений, сценарий которых основывается на вооруженном противоборстве с нашей страной[18].

Таким образом, наращивание военной деятельности НАТО у российских границ несет в себе серьезные риски для безопасности, создает новые разделительные линии в Европе. Это тупиковый путь, отвлекающий внимание и ресурсы от решения действительно значимых задач, таких как борьба с международным терроризмом, экстремизм и иные угрозы. Для скорейшей разрядки, целесообразно вернуться к открытому диалогу в рамках Совета Россия–НАТО, а также к духу и букве Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 г.[19], к которым не раз призывало Министерство иностранных дел РФ[20].

Вероника Мальчикова

По материалам: «Военно-политической аналитики»


Примечания

[1]. NATO Expansion: What Gorbachev Heard // National Security Archive. –2017. – 12 декабря. – URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early

[2]. Расширение НАТО: обманул ли Запад Горбачева? // BBC. – 2017. – 26 декабря. – URL: http://www.bbc.com/russian/features-42483896

[3]. Отношения между НАТО и Россией: факты // NATO. – 2017. – 18 декабря. – URL:https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_111767.htm?selectedLocale=ru&

[4]. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве // НАТО. –2016. – 9 июля. – URL:https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm

[5]. National Security Strategy of the United States of America // White House. –2017. – 18 декабря. – URL:https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905-2.pdf

[6]. National Defense Strategy of The United States of America // United States Department of Defense.

URL:https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf

[7].Договор между СССР и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности подписан в г. Вашингтоне 08.12.1987 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. – М.: Междунар. отношения, 1990. – С. 58–69.

[8]. Юнкер: В ближайшие 20 лет Украину не возьмут ни в НАТО, ни в ЕС // ИноТВ. – 2016. – 4 марта. – URL:https://russian.rt.com/inotv/2016-03-04/YUnker-V-blizhajshie-20-let

[9]. Президент затвердив План проведення багатонаціональних військових навчань у 2018 році // Президент України Петро Порошенко. – 2018. –29 января. – URL: http://www.president.gov.ua/news/prezident-zatverdiv-plan-provedennya-bagatonacionalnih-vijsk-45698

[10]. «База НАТО» в Украине: чего испугались в России // Апостроф. – 2017. – 14 августа. – URL: https://apostrophe.ua/article/society/2017-08-14/baza-nato-v-ukraine-chego-ispugalis-v-rossii/13886

[11]. Федеральный закон от 05.02.2018 г. N 2-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных Сил Республики Южная Осетия в состав Вооруженных Сил Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2018. – N 7, ст. 962.

[12]. Генсек НАТО: Украина и Грузия не готовы вступить в альянс // REGNUM. – 2017. – 18 ноября. – URL: https://regnum.ru/news/polit/2346627.html

[13]. Интервью Посла России в Македонии О.Н. Щербака газете «Нова Македония», 24 октября 2017 г. // МИД РФ. – 2017. – 1ноября. – URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/mk/-/asset_publisher/Bx1lWHr8ws3J/content/id/2927620

[14]. Corruption Perceptions Index 2016 // Transparency International. – 2017.

–25 января. – URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016

[15]. The Avoidable Return of Geopolitics in the Balkans // Atlantic Council. – 2017. – 10 мая. – URL: http://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/the-avoidable-return-of-geopolitics-in-the-balkans

[16]. Serbian PM insists Russian ties are no obstacle to EU membership // Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/ac12dd62-c881-11e7-ab18-7a9fb7d6163e

[17]. Македония продлила безвизовый режим для граждан России ещё на год // Russia Today. – 2017. – 15 марта. – URL: https://russian.rt.com/world/news/368207-makedoniya-bezvizovyi-rezhim-rossiyane

[18]. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин принял участие в работе расширенного заседания Коллегии Минобороны // Министерство обороны РФ. – 2017. – 22 декабря. – URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12155960@egNews

[19].Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора подписан в г. Париже 27.05.1997 г. // Российская газета. – 1997. – 28 мая.

[20]. Отношения между Россией и НАТО // МИД РФ. – 2005. – 19июля. – URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/nato/-/asset_publisher/ObVB8wSP5tE2/content/id/431980

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 
 
 

Яндекс.Метрика