ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Дейр-эз-Зор деблокирован, борьба против терроризма продолжается
 
 

Дейр-эз-Зор деблокирован, борьба против терроризма продолжается

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

8 сентября специальный посланник по Сирии Стаффан де Мистура заявил: гражданская война в Сирии почти закончилась. Асад победил, а сирийские «повстанцы» должны отказаться от своей борьбы и постараться «выиграть мир». Ранее примерно аналогичное мнение высказал известный своей бурной деятельностью на ниве «сирийской революции» бывший посол США в Дамаске Роберт Форд, о «немыслимом» для Запада пишет «золотое перо» The Independent Роберт Фиск.

Для подобных неутешительных для террористов выводов появились очередные веские основания. Минувшая неделя стала переломной на востоке Сирии: в результате быстротечной операции сирийской арабской армии и активно поддерживающих её Воздушно-Космических Сил РФ пал последний крупный оплот террористов в этой части страны – Дейр-эз-Зор. Осаждавшийся боевиками в течение трёх лет гарнизон деблокирован.

5 сентября, по сообщению Министерства обороны России, фрегат «Адмирал Эссен», с целью поддержки наступательной операции сирийских войск, осуществил массированные пуски крылатыми ракетами «Калибр» по объектам запрещённой  в России террористической группировки «Исламское государство» в районе Дейр-эз-Зора. По данным, представленным 6 сентября начальником Главного оперативного Управления Генштаба Сергеем Рудским, в результате удара был уничтожен завод по производству бронетехники, склад вооружений и боеприпасов, командный пункт, узел связи, а также крупная база боевиков.

Одновременно проправительственные части, в том числе действующие на острие атаки «Тигры» во главе с генералом Сухейлем аль-Хассаном  вышли на подступы к городу, овладев ключевыми высотами к западу от него и укрепив контроль над стратегической дорогой Пальмира – Сухна – Дейр-эз-Зор.

К вечеру 4 сентября основные силы САА вышли на расстояние до 2 километров от позиций гарнизона анклава во главе с Исамом Захреддином в районе 137-й базы и базы «Панорама».

Южная группировка сирийских войск вышла на рубеж примерно в 10 км от «Панорамы». Российская авиация продолжает наносить интенсивные удары по позициям террористов, их попытки контратаковать с юго-востока были отбиты. По неподтвержденным сообщениям, некоторые главарей ИГ переходят из Дейр-эз-Зора в сторону Маядина и Абу-Кемаля.

5 сентября президент Сирии Башар Асад поздравил с победой командиров обороны города и гарнизона авиабазы, поблагодарив военнослужащих за стойкость и защиту мирного населения в течение более чем трех лет, несмотря на численное превосходство противника.

За наступающими сирийскими войсками в город вошла колонна гуманитарной помощи. В последующие дни в освобождённый город также были направлены колонны с продовольствием, медикаментами, питьевой водой – всё это жители города не получали в достаточном количестве, терпя в течение трёх лет нечеловеческие лишения. При этом европейские страны и международные организации полностью игнорируют гуманитарные проблемы Дейр-эз-Зора. «Сокрушительные поражения террористов ИГИЛ в Сирии от правительственных войск при поддержке ВКС России в очередной раз высветили фальшивость стремления ведущих европейских столиц оказывать реальную помощь сирийскому населению», – заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков. Он вновь обратил внимание на парадоксальную (но при этом вполне типичную) ситуацию: «…»Тревога» и «озабоченность» гуманитарной ситуацией «на земле» охватывает Париж и Лондон исключительно в отношении сирийских районов, находящихся под полным контролем террористов. Но сразу после освобождения населенных пунктов от боевиков, западные СМИ почему-то накрывает информационный штиль, а вчера еще ретивых европейских гуманистов – амнезия». Что же касается многочисленных гуманитарных колонн от европейцев, якобы стоявших где-то неподалеку, то они «бесследно растворяются». «После деблокирования на этой неделе многострадального Дейр-эз-Зора сирийскими войсками, ни в адрес сирийских властей, ни к российскому центру примирения враждующих сторон от европейских стран или международных организаций не поступило ни одного обращения о направлении туда гуманитарной помощи. Такая пассивность и медлительность европейских политиков и международных гуманитарных организаций, культивирующих на публике сострадание и милосердие к жертвам войн, устраивает только боевиков ИГИЛ», – подчеркнул Конашенков.

К тому, кто верой и правдой продолжает служить делу террористов, мы ещё вернёмся; здесь же отметим, что их многолетние усилия, равно как и завывания ряда экспертов о ненужности и бесперспективности для России сирийской операции, вновь доказали свою полную несостоятельность.

Операция по освобождению Дейр-эз-Зора разрабатывалась совместно российскими и сирийскими военными. Высокие темпы продвижения сирийцев в восточной и центральной части страны и более результативные и чётко скоординированные удары, направленные на окружение и рассечение противника, свидетельствуют деятельной помощи специалистов Генштаба ВС России сирийским военнослужащим. По оценке С. Рудского, в течение последних двух недель сирийские вооружённые силы очистили от террористов 4800 кв км территории, боевики выбиты из 59 поселений. Победа под Дейр-эз-Зором превосходит по масштабу и значимости предыдущие успехи, не в последнюю очередь потому, что в указанном районе действовали банды террористов – выходцев из постсоветских стран, в том числе – из России.

8 сентября бомбовый удар настиг очередную группу высокопоставленных главарей «ИГ», включая т.н. «министра войны» Гулмурода Халимова (1) и трёх его подельников, включая самозваного «амира Дейр-эз-Зора» Абу Мухаммад Аш-Шимали, отвечавшего за финансы и переброску завербованных новобранцев на тренировочные базы боевиков. Согласно данным Минобороны России, европейские спецслужбы считали Аш-Шимали организатором терактов в Париже в ноябре 2015 года.

Достигнутые успехи позволили бойцам генерала Сухейла и подразделениям республиканской армии под командованием генерала Иссама Захреддина перейти в наступление к востоку от Дейр-эз-Зора. При огневой поддержке авиации и артиллерии занят ряд высот в районе авиабазы; инженерные войска разминируют дорогу к аэродрому со стороны городского кладбища. Террористы продолжают обстреливать из минометов жилые кварталы. Кроме того, освобождены нефтяные месторождения Малиха и Тайем (между аш-Шула и аэропортом). Восточнее этого месторождения начинается горный хребет ат-Турда, на высотах которого расположены мощные укрепления террористов.

Освобождённый ранее Акербат (на востоке провинции Хама) представляет собой практически два города – один надземный, а другой подземный, продолжил С. Рудской. Готовясь к длительной осаде в данном укрепрайоне, террористы «ИГ» сосредоточили значительные запасы оружия, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Путём создания трёх колец окружения группировка террористов в данном районе была рассечена, и в настоящее время продолжается её уничтожение по частям.

Параллельно Российская Федерация продолжает наращивать усилия по нормализации положения в освобождённых от террористов районах. В трёх зонах деэскалации режим прекращения боевых действий обеспечивают военнослужащие Военной полиции ВС РФ.

В результате договорённостей, достигнутых сотрудниками Центра по примирению враждующих сторон с представителями «умеренной» сирийской оппозиции, удалось разблокировать дорогу, связывающую города Хомс и Хама, что позволило упростить перемещение людей и грузов между севером и югом Сирии.

Кроме того, в целях предотвращения провокаций и возможных столкновений между отрядами «сирийской свободной армии» и курдским ополчением на севере Сирии при содействии российского Центра по примирению создана зона деконфликтации в районе Тель-Рифьята. Сирийские части сменили курдские формирования, покинувшие данный район; кроме того, в целях предотвращения возможных инцидентов в данный район введено подразделение Военной полиции ВС РФ, что позволило стабилизировать гуманитарную ситуацию, начать процесс вынужденно перемещённых лиц и т.д.

Возвращаясь к боям за Дейр-эз-Зор, отметим слова командующего российской группировкой в Сирии генерал-полковника Сергея Суровикина об использованных террористами 50 джихадмобилях, 28 из которых были уничтожены штурмовыми отрядами сирийцев на дальних подступах. Несмотря на ожесточённое сопротивление, все контратаки были отбиты. Нескольким сирийским группировкам, наступающим по разным направлениям, удалось взять в «клещи» крупные силы «ИГ», включая боевиков, переброшенных из Мосула, Тель-Афара, Ракки и других районов. В целях обеспечения продвижения сирийских войск российская авиация наносит круглосуточные ракетно-бомбовые удары по объектам боевиков (до 100 и более боевых вылетов в сутки, 3-4 самолёто-вылета в сутки, 1417 боевых вылетов за последние две недели, 2687 авиаударов). В результате уничтожено значительное количество техники и живой силы противника.

По данным российской и турецкой частей представительства российско-турецкой мониторинговой комиссии, в течение прошедшей недели было зафиксировано 52 нарушения режима прекращения огня, причём наиболее часто – в провинциях Алеппо и Дамаск. Следует в полной мере согласиться с мнением первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича говорить о том, что борьба с терроризмом в Сирии ещё далека от завершения. Он напомнил: за почти четыре года боевики успели неплохо укрепиться, и явно намерены биться до последнего, поскольку отступать им некуда. Кроме того, противник по-прежнему может рассчитывать на подкрепление, ибо закрывать так называемые коридоры, по которым они могут перемещаться из Ракки в каком угодно направлении, никто не собирается.

Клинцевич подчеркнул: силы т.н. «международной коалиции» и союзные ей курдские отряды также концентрируются в районе Дейр-эз-Зора, в связи с чем не исключается соперничество за  контроль над этим стратегически важным районом, чем не преминут воспользоваться террористы. Объективно на пользу им и действия ВВС Израиля, атаковавшие 7 сентября завод в районе города Масьяф провинции Хама, что стало первой атакой по сирийской территории после установления перемирия на юге страны. По данным израильской прессы, удару подверглись исследовательский центр и предприятие, якобы связанное с разработкой химического оружия (которого у официального Дамаска, как известно, нет) (1).

Помимо вмешательства Израиля, сделавшего неверную ставку на джихадистов и озабоченного фантомом «шиитской оси» из Ирана через Ирак в Сирию и Ливан, дополнительные осложнения может привнести и начавшаяся «гонка» за контроль над богатыми нефтью и газом местностями к северу и западу от Дейр-эз-Зора между сирийской армией и отрядами «Сирийских демократических сил» (включая переброшенных из-под Ат-Танфа боевиков и американских спецназовцев).

В предыдущих публикациях мы неоднократно писали о том, что американское и иное нелегальное внешнее присутствие в Сирии ведёт к затягиванию кризиса и отодвигает наступление мира в стране, без чего невозможно перейти к полноценному политическому урегулированию и экономическому восстановлению страны. На минувшей неделе тому появились очередные доказательства, хотя, казалось бы, и имеющихся более чем достаточно. Так, в минувшем августе американские самолёты вывезли из района Дейр-эз-Зора более двадцати полевых командиров и приближенных к ним боевиков группировки «ИГ». В частности, 26 августа из района вблизи населенного пункта Трейф, расположенного к северо-западу от города Дейр-эз-Зор, вертолетом ВВС США в ночное время были вывезены два полевых командира ИГИЛ «европейского происхождения» с членами семей. Также 28 августа из района Альбу-Лейль к юго-востоку от Дейр-эз-Зора американские вертолеты эвакуировали около двадцати полевых командиров и их окружение на север Сирии. Конечно, это далеко не первый случай подобного рода. В мае полевые командиры и иностранные наемники из Европы в провинции уже выводились по воздуху из Дейр-эз-Зора, а ранее, в июне-июле – с территории провинции Ракка. Рассказавший обо всём этом военно-дипломатический источник РИА Новости предполагает, что они могут быть использованы «на других направлениях». При этом «лишившиеся благодаря американцам своих командиров боевики в большинстве случаев прекращают организованные действия и бросают свои позиции, примыкая к другим отрядам или спасаясь бегством поодиночке».

В коалиции все эти сведения отменяют, что вполне понятно, однако, мягко говоря, не слишком убедительно. По мере разгрома террористов в районе Дейр-эз-Зора поступают новые свидетельства «глубокой вовлеченности» спецслужб стран коалиции в поддержку боевиков, воюющих под командованием «ИГ», что может негативно отразиться на оперативной обстановке не только в Сирии, но и за её пределами. К примеру, захваченные в плен террористы на допросах рассказывают о многочисленных фактах поддержки американскими спецслужбами полевых командиров, как при администрации Обамы, так и после победы Трампа. Спешный вывод агентуры (при том, что принадлежность к конкретной группировке особой роли не играет) вполне понятна: ведь, будучи захваченными сирийскими спецслужбами либо российскими военными, эти люди могли бы рассказать много интересного о «вкладе» своих кураторов в разжигание кровавого конфликта на сирийской земле. Скорее всего, что изучение трофейных документов и допросы высокопоставленных пленных предоставит большую доказательную базу причастности ряда западных спецслужб к формированию двух поколений руководящего состава террористических группировок, сперва из местных уроженцев, которых затем постепенно меняли выходцы из Западной Европы, Северной Африки и стран СНГ.

Если эти доказательства будут получены, то, как представляется, их следует делать достоянием широкой общественности без страха задеть тонкие чувства «партнёров».

* * *

С 13 по 15 сентября состоится очередной, шестой раунд переговоров в Астане с участием стран-гарантов сирийского перемирия (Россия, Турция и Иран), а также ООН, Иордания и США в качестве наблюдателей. Предполагается принять документы, регулирующие правовой режим зон деэскалации, включая Идлиб, положение о совместном координационном центре, а также рассмотреть вопросы, связанные с разминированием сирийской территории и прочие гуманитарные вопросы. Официальный представитель МИД РФ М. Захарова в очередной раз призвала «наших международных партнёров присоединиться к усилиям России по преодолению гуманитарного бедствия в Сирии, прежде всего в районах, которые долгое время находились под контролем террористических группировок, а также в зонах деэскалации».

Думается, «партнёры» ответят на это примерно так же, как они неоднократно делали это ранее в Алеппо, Восточной Гуте и других местах – наращиванием «гуманитарных» поставок, но только… отнюдь не гражданскому населению. Не говоря о том, что антитеррористическую деятельность ВКС России будут пытаться связывать с гибелью мирных жителей, как это «изящно» слепили функционеры из управления верховного комиссара ООН по правам человека. «Вслед за информацией, касающейся авиаударов возглавляемой США коалиции, в пресс-релизе приводится не относящаяся к проблематике деятельности упомянутой коалиции статистика о работе Воздушно-космических сил России на территории Сирии, после чего сообщаются данные о жертвах среди гражданского населения в Ракке. Тем самым создаётся впечатление о причастности российских ВКС к гибели там мирных жителей. Цинизм подобного «жонглирования фактами» на этот раз превзошел все прежние политически ангажированные заходы УВКПЧ», – рассказали об очередной информационной спецоперации международных чиновников в МИД РФ.

Вопрос об Идлибе, куда, скорее всего, переправляется агентура западных спецслужб из Дейр-эз-Зора, также представляет исключительную сложность и политическую важность. Численность террористов конгломерата «Хайат Тахрир аш-Шам», по оценке Минобороны России, в 2,5 раза превосходит численность боевиков «ИГ» в Сирии. Как отметила М. Захарова, экстремисты захватили ряд административных учреждений, в том числе городские управления электроэнергетики, водоснабжения и транспорта города. В стремлении легализоваться они готовы сотрудничать с другими «революционерами», однако «в данной связи хотели бы подчеркнуть, что все эти манёвры „нусровцев“ и тех, кто сотрудничает с ними, обречены. Россия в координации с законным правительством Сирии продолжит бескомпромиссную борьбу с террористами, которые все еще там присутствуют».

После освобождения большей части центральной и восточной Сирии обширная северо-западная провинция остаётся последним крупным очагом распространения террористической опасности на территории страны. Но и в районах и поселениях, перешедших под контроль официального Дамаска, либо же присоединившихся к процессу национального примирения при основной роли местных сил, остатки террористических банд при поддержке зарубежных «друзей» могут попытаться создать очередные очаги напряжённости. Не для того в поддержку боевиков вкачивались миллиарды долларов и много чего ещё, чтобы всё это пошло прахом.

Андрей Арешев

Источник: «Военно-политическая аналитика»


Примечание

  1. Этот человек, упоминаемый также по месту выхода как аль-Таджики (сменивший широко известного аш-Шишани), начал свою карьеру в советском спецназе, позже стал командиром таджикского ОМОНа, служил в президентской гвардии, а с 2003 по 2008 год, что характерно, три раза проходил специальную подготовку на американской военной базе Blackwater.
  2. Впрочем, упомянутый в начале статьи Р. Фиск вполне разумно призывает тех в Израиле, кто полагает Асада большим злом, нежели «ИГ», ещё раз подумать. В том числе и потому, что с действующим сирийским президентом придётся договариваться, в том числе и с целью обеспечения безопасности северных границ Израиля.