ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Афганский наркотрафик как фактор дестабилизации Центральной Азии
 
 

Афганский наркотрафик как фактор дестабилизации Центральной Азии

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В конце августа президент США Дональд Трамп принял решение об увеличении американского военного контингента в Афганистане. Это идет вразрез с политикой администрации предыдущего президента Барака Обамы по сокращению группировки американских войск в этой стране. В связи с этим вновь возник вопрос о дальнейшей судьбе афганского наркопроизводства, которое, как известно, за время присутствия американских войск выросло в разы.

Военная кампания США против движения "Талибан" (запрещенная в РФ организация) в Афганистане привела к смене политической элиты, но не повлияла на изменение основы экономической силы страны – наркобизнеса. Естественно, было бы наивным ожидать быстрое решение этой проблемы в стране, где в течение десятилетий существует только наркоэкономика, которая определяет основную статью экспорта Афганистана.

В свою очередь, временная нейтрализация движения "Талибан" способствовала сокращению определенной военной угрозы для региональной безопасности Центральной Азии, но обнажила другую серьезную проблему – увеличение производства наркотиков. Афганский наркотрафик грозит привести к политической нестабильности в центральноазиатских республиках, через которые проходит так называемый "северный маршрут" поставки наркотиков в Россию и далее в страны Европы. Этот фактор повышает уровень угроз, в первую очередь в связи с увеличением влияния наркоторговцев на власти стран региона.

В Центральной Азии проблема наркотрафика осложняется социально-экономической и политической нестабильностью, бездействием новообразовавшихся государственных структур, включая их силовую составляющую. В первые годы существования независимых государств начался процесс прямого вовлечения в наркоиндустрию представителей государственных и правоохранительных структур.

В результате за время многолетнего незаконного транзита наркотиков через страны Центральной Азии в них регистрируется высокий уровень коррупции. Кроме того, следует учитывать, что сотрудники спецслужб не только замешаны в коррупции, они сами участвуют в перевозке наркотиков. По оценкам региональных СМИ, в странах региона около половины таможенных служащих в той или иной степени причастны к наркоторговле. Серьезная ситуация наблюдается в Таджикистане, где периодически проходят аресты представителей Комитета по охране Государственного границы и Комитета национальной безопасности. Аналогичная ситуация сложилась в соседней Киргизии, где наркомафия пытается влиять на политику, тем самым угрожая стабильности государственного строя.

Исходя из всего вышеперечисленного, приходится констатировать, что наркотрафик из Афганистана через территорию Центральной Азии оказывает серьезное негативное воздействие на регион в целом. В него вовлекаются широкие слои населения, которое вынуждено им заниматься в связи с бедностью и отсутствием перспектив. На этом фоне происходит развитие теневой экономики, которая препятствует росту реального производства и улучшению благосостояния населения. Кроме того, происходит ослабление государственных институтов власти из-за увеличения масштабов коррупции в государственных и правоохранительных структурах. И самое главное, наркомафия напрямую заинтересована в поддержании региональной нестабильности, особенно в местах, где пролегают маршруты транзита наркотиков.

Таким образом, лишь совместное обеспечение контроля границ, реальный интерес правящих элит, а также развитие экономических институтов может позволить справиться с этим замкнутым кругом. Что касается непосредственной борьбы с наркотрафиком, то тут успех полностью будет зависеть от способности государств региона осознать необходимость совместного противодействия наркобизнесу. Но, к сожалению, на данный момент возникает ощущение, что центральноазиатские страны пока не готовы к такому взаимодействию. Однако стоит отметить наличие определенного потенциала для решения этой проблемы у таких региональных структур, как Организация договора коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества. Эти организации показали свою способность успешно противодействовать угрозам со стороны терроризма и экстремизма в регионе. Соответственно, актуальным становится создание новых и развитие уже имеющихся структур в рамках этих организаций по борьбе с наркоиндустрией. Если этого не произойдет, то рано или поздно может произойти полное сращивание капитала, полученного от торговли наркотиками, с управленческими структурами государств так, как это уже произошло в некоторых странах Латинской Америки.

Источник