ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика К вопросу о военных биолабораториях США: кто станет жертвой американцев на армянской земле?
 
 

К вопросу о военных биолабораториях США: кто станет жертвой американцев на армянской земле?

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Проблема открытия американцами военных биолабораторий в постсоветских странах, пожалуй, известна с 2013-14 гг. как минимум, и речь не только о странах-членах СНГ, но и о давно вышедших из СНГ Украины и Грузии.

Здесь нужно немного предыстории. Конвенция о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия, принятая в 1972 г., поставила такое оружие вне закона. Конвенцию ратифицировали 170 государств, включая СССР и США, ещё 13 государств подписали её. Согласно официальной позиции, к примеру, российского МИД, Конвенция формально запретила биологическое оружие, но на практике не обеспечивает всеобъемлющего режима его нераспространения. Ведь 19 стран, в том числе такие технологически развитые союзники США как Израиль, по-прежнему не присоединились к КБТО. Но главное – отсутствует обязательный механизм контроля исполнения положений Конвенции. Разработка механизма, включающего возможность взаимных проверок, началась в 1995 г. при поддержке большинства стран-участниц конвенции. Однако в июле 2001 г., уже на заключительной стадии работы, США её заблокировали и в одностороннем порядке вышли из переговоров по подписанию соответствующего протокола к Конвенции. Одновременно Пентагон США приступил к масштабному расширению системы закрытых военных биологических объектов, в том числе за рубежом. Свои действия Вашингтон объяснил ростом угрозы био-терроризма после рассылки писем со спорами сибирской язвы в сентябре 2001 г. При этом многие эксперты ставят под сомнение версию о том, что это – дело рук исламистов. Аргументы: сложность изготовления и военное происхождение рецептуры «белого порошка», а также присутствие среди адресатов политических противников администрации Джорджа Буша, включая сенаторов-демократов, выступавших против так называемого «Патриотического акта». После этого США, которые и ранее имели опыт создания военно-биологических объектов в Африке (Кения, Египет), Латинской Америке (Бразилия), Юго-Восточной Азии (Таиланд), стали открывать их в непосредственной близости от границ России.

Базовые Центральные референс-лаборатории (ЦРЛ) США, дополненные сетью менее крупных зональных станций, с 2010 г. действуют на Украине, с 2011 г. – в Грузии, а с 2015 г. и в Казахстане. Канада предпринимала попытку создания ЦРЛ в Киргизии. Необходимо пояснение: референс-лаборатории образуются национальными органами здравоохранения для диагностики особо опасных инфекций и противодействия их распространению. В отдельные программы сотрудничества с США в военно-биологической сфере вовлечены также Армения, Азербайджан и Узбекистан. Естественно, США декларируют исключительно гражданское назначение деятельности этих объектов. Однако, они могут быть использованы – а, возможно, уже используются – в преступных целях. Следующие факты диктуют такие предположения. Все объекты возводятся на средства министерства обороны США, причём их стоимость значительно выше обычных затрат на подобные гражданские учреждения, поэтому есть все основания считать, что там может быть размещено дорогостоящее оборудование двойного назначения. Число сотрудников, от 50 до 250 человек, намного превышает количество персонала, необходимого для обслуживания автоматизированных гражданских лабораторий с заявленными целями. Ещё один довод: руководителями таких объектов часто назначаются лица из числа лояльных Вашингтону военных или сотрудников спецслужб. ЦРЛ в Тбилиси ранее возглавляла шеф грузинской разведки Анна Жвания. А на пост главы референс-лаборатории в Алма-Ате (Казахстан), которая ещё на стадии строительства, если верить казахстанским источникам, хотя работы начались ещё в 2011-м, долгое время прочили бывшего советского военного микробиолога Канатжана Алибекова, который в 1992 г. эмигрировал в США, прихватив с собой подробности военно-биологической программы СССР, за что и получил американское гражданство «вне очереди»…

Также следует обратить внимание: ЦРЛ размещаются в крупных городах: в Одессе, возле международного аэропорта Тбилиси, в пределах городской черты Алма-Аты. Их нахождение в сейсмоопасных районах (Армения, Киргизия), поблизости от жилых кварталов и больших транспортно-логистических узлов, противоречит требованиям безопасности. Но может быть целесообразным для осуществления подрывной деятельности. Проектная документация, из которой можно составить представление о назначении станций, отсутствует, или же тщательно скрывается. Вызывает вопросы и тот факт, что, хотя обычно вспышки опасных инфекций фиксируются в Африке и Южной Азии, американские военные проявляют повышенный интерес к странам с относительно благополучной эпидемиологической обстановкой. Зато расположенным вблизи границ основных геополитических конкурентов США – а это, безусловно, Россия, Китай и Иран. Система лабораторных комплексов по периметру границ России, Китая и Ирана потенциально позволит Пентагону решать ряд задач. Например, собирать информацию о территориальных микроорганизмах для создания нового поколения высокоэффективных наступательных биологических вооружений против России, а также Ирана и КНР.

Проводить диверсионные операции, направленные на нанесение ущерба экономике (уничтожение поголовья скота, дискредитацию продукции государства на мировых рынках) и человеческому потенциалу России, КНР и Ирана – речь идёт о снижении иммунитета и способности к воспроизводству. Одной из первых таких диверсий могла быть вспышка африканской чумы свиней на юге и в центре России в 2012-2013 гг. Атипичная устойчивость к условиям северных широт могла быть привита вирусу в американской ЦРЛ в Грузии, откуда он распространился и где велись работы с соответствующим штаммом. Подобные операции широко практиковались США и ранее, например, против Кубы.

Итак, проблема не нова, и она требует объединения усилий соответствующих подразделений из систем нацбезопасности России, Ирана и Китая, чтобы и противостоять возможной угрозе био-атаки с территорий тех стран, где расположены американские военные био-лаборатории, и, если необходимо, превентивно уничтожать эти био-лаборатории или же нейтрализовывать их военный и научный персоналы. Речь, таким образом, идёт о спецоперациях, что предполагает внедрение агентурных сетей в сами эти био-лаборатории или же хотя бы – в их головные офисы, которые также созданы практически при каждой американской био-лаборатории на постсоветском пространстве. Вот уже несколько лет бьёт тревогу известный российский учёный-исследователь, эксперт и руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ) в Екатеринбурге Дмитрий Попов. 30 октября 2015 г. секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев сообщил, что на территории стран СНГ функционируют подведомственные США лаборатории по созданию биологического оружия военной направленности: «Существуют и другие проблемы, это создание биологического оружия военной направленности, которыми занимаются, и большое очень финансирование выделяется на эти средства. Это десятки миллиардов долларов». Патрушев подчеркнул, что количество лабораторий, которыми управляют США, за последнее время возросло в 20 раз, это в том числе касается ряда лабораторий под их руководством, которые функционировали и функционируют на территории республик СНГ. «Поэтому проблемы реальны: есть внутренние угрозы, есть международные угрозы, внешние угрозы, которые нужно решать совместно с другими государствами», - подчеркнул Патрушев. По его словам, США якобы собираются ликвидировать химическое оружие к 2028 г., хотя планировалось, что, как и Россия, они сделают это к 2020 году. Однако на фоне всей повышенной активизации США в сфере военной био-исследовательской деятельности в СНГ, на Украине и в Грузии, безусловно, особняком стоит активность Вашингтона…именно в сейсмоопасной и небольшой Армении.

С 2016 г. общественность Армении также забила тревогу. Дело в том, что за короткий промежуток времени, с 6 апреля (!) 2016-го по 13-14 июля того же года в небольшой республике американцы при финансировании Агентства по уменьшению угроз при Минобороны США открыли целых три референс-лаборатории, вначале в центре Таушского (приграничного) марза Иджеване, затем – в столице Ереване при Национальном центре контроля и профилактики заболеваний Минздрава Армении, и, наконец – в Гюмри, под названием «Центр по контролю и профилактике заболеваний». Следует также отметить, что на текущий 2017 г. американцы и их пособники в Армении запланировали открыть аналогичные центры в Лорийском, Гегаркуникском и Сюникском марзах Армении, которые будут связаны с центральной, Ереванской лабораторией. Итак, США собираются иметь и контролировать в одной только Армении целых шесть (!!!) военных био-лабораторий. В Иджеване на открытии объекта, официально именующегося Региональной лаборатории «Национального центра по контролю и профилактике заболеваний» Минздрава Армении, присутствовали посол США в Армении Ричард Миллз и тогдашний министр здравоохранения РА Армен Мурадян, представитель «Агенства по уменьшению угроз» МО США (ДТРА) Ланс Брукс и др. Открытая лаборатория была отремонтирована Агенством по уменьшению угрозы США в рамках проводимой в Армении программы по сотрудничеству в области биологии. Посол США в Армении подчеркнул, что программа, проводимая с правительством Армении, одна из самых больших программ проводимых правительством США в Армении.

13-го июля 2016 г., при содействии Агенства по уменьшению угроз США, в районе Аван города Ереван, была открыта ещё одна референс-лаборатория в присутствии директора управления ДТРА Элизабет Джордж. Из слов доктора Элизабет Джордж, для полного строительства референс-лаборатории отдела продовольственной безопасности для особо опасных патогенов министерства сельского хозяйства РА, было вложено 4,1 млн. долларов, а для ремонтирования референс-лаборатории «Национального центра по контролю и профилактике заболеваний» Минздрава Армении, правительством США было вложено 9,8 млн. долларов. Дополнительные 1,7 млн. долларов было дано на приобретение оборудования и мебели. День спустя, 14-го июля 2016 г., в городе Гюмри Ширакского марза, при участии директора управления ДТРА Элизабет Джордж и представителей местного самоуправления, состоялось церемония открытия ширакской региональной лаборатории «Национального центра по контролю и профилактике заболеваний» Минздрава Армении. Для ремонтирования лаборатории в Гюмри правительство США вложило 2,7 млн. долларов и ещё 340 тысяч было выделено на приобретения мебели и оборудования.

23 ноября 2016 г. в Ереване состоялся круглый стол на тему «Медико-биологические лаборатории в контексте безопасности и суверенитета Армении», в ходе которого участники обратились к опыту работы этих лабораторий, выдвинули ряд вопросов и предложений. Участвовал и вышеупомянутый руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ Д.Попов. Он обратил внимание на суммы, которые затрачиваются американским оборонным ведомством на эти центры. «На Украине на создание сети было затрачено $175 млн., в Грузии - $150 млн., Казахстане - $130 млн. Эти цифры говорят о приоритете данной программы для США. Причём, сотрудники и участники этих сетей на местах в силу специфики медико-биологической сферы могут и не знать о конечных целях своей работы. Они будут известны лишь заказчику», - отметил Попов. Он вспомнил пример Индонезии, которая в 2010 г. выдворила аналогичную лабораторию США из страны - медицинского научного подразделения ВМС США NAMRU-2, деятельность которого она никак не контролировала, хотя располагалось оно в комплексе зданий Минздрава страны, поскольку действия и статус её сотрудников стал вызывать всё больше вопросов. По словам Попова, сотрудники центра в Джакарте вели несанкционированные местными властями исследования, осуществляли мониторинг национальных исследований в данной сфере, а Вашингтон запросил для сотрудников лаборатории дипломатический статус. Министр здравоохранения Индонезии Сити Фадила Супари тогда выразила опасения, что результаты работы NAMRU-2 с образцами местных патогенов в будущем будут использованы США при создании биологического оружия или для коммерческого продвижения в развивающиеся страны вакцин западных фармацевтических компаний. Он обратил внимание на ещё один нюанс: кроме того, что лаборатории создаются при финансировании Минобороны США, их руководителями назначаются преимущественно военные или сотрудники спецслужб (как в Грузии). Подозрения у эксперта вызывает и то, что сети биолабораторий создаются в странах с благоприятной эпидемиологической ситуацией, а из бывших советских республик Вашингтон выкачивает данные об уникальной советской коллекции штаммов. По его словам, данная информация уже получена из Украины, Грузии и Азербайджана.

Что же такой пристальный интерес к Армении у США в плане программы создания военных био-объектов? Один из ответов – на поверхности: в советское время Армения по праву считалась одним из лидеров советской микробиологической науки. И многие штаммы, хранящиеся здесь, воистину уникальны. Микробиолог, доктор биологических наук Светлана Багдасарян отмечает, что интерес США к сфере вирусологии и биохимии в Армении очевиден, однако в этом плане грузинская сеть наиболее активна. «Соответствующая сеть в Грузии, которая была профинансирована несоразмерно много для своих масштабов, позиционируется, как региональная», - отмечала Багдасарян. А вот мнение МИД России: «Вызывающая озабоченность деятельность Пентагона в областях, имеющих непосредственное отношение к Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, ведётся на фоне очевидной незаинтересованности администрации США в укреплении данной Конвенции как инструмента коллективной безопасности. В 2001 году США в одностороннем порядке сорвали многосторонние переговоры в Женеве по разработке верификационного механизма конвенции с тех пор всячески препятствуют их возобновлению, пустив «под откос» десятилетние усилия мирового сообщества по укреплению конвенции». В этой связи ещё летом 2013 г. МИД РФ публично выразил серьёзную озабоченность по поводу биологической деятельности Пентагона США вблизи российских границ, а руководитель Роспотребнадзора Г.Онищенко заявил о том, что американские ЦРЛ занимаются активными наступательными программами против РФ. Но в случае с Арменией крайне уместно подозревать, что наработки американских био-лабораторий будут использованы и против соседнего Ирана – ведь с 2013-14 гг. между Ираном и США нарастала и сейчас достигла практически пика конфронтация вокруг различия подходов Тегерана и Вашингтона к ситуациям в Сирии, Ираке, Йемене и по Курдской проблеме. А как будет реагировать Иран в случае, если его соответствующие органы зафиксируют, что угрожающие враждебные био-действия США исходят именно с территории военных биолабораторий Пентагона в Армении – думаю, предугадать довольно трудно. Однако заранее ясно, что Иран не оставит без ответа такие угрозы и действия.

Дополнительные подозрения вызывает то, что лаборатории функционируют в закрытом режиме, укомплектовываются иностранным военным персоналом, а представители местного здравоохранения зачастую не имеют к ним прямого доступа. Их руководителями назначаются в том числе лица из числа лояльных Вашингтону военных или сотрудников спецслужб. Учитывая «специфику» назначения руководителей силовых структур в Армении, закрепившуюся с 2016 г., любой исследователь вправе ожидать, что силовые ведомства республики, в том числе и Служба нацбезопасности РА, будут «сквозь пальцы смотреть» на любую деятельность американских био-лабораторий, даже если действия сотрудников этих био-лабораторий будут объективно нести в себе прямую угрозу интересам безопасности Армении и здоровью собственного населения. Но даже если американцы и не будут «ставить опыты» над армянами – гражданами Армении, всё равно – список угроз велик. Лабораторные комплексы за рубежом в целом открывают для американских военных специалистов возможность проводить испытания своих биологических разработок в районах, приближённых к территории потенциальных противников (например, отслеживать вирулентность, пути распространения и другие свойства возбудителей опасных болезней). По крайней мере, даже у себя американцы практикуют экспериментальное заражение населения лёгкими заболеваниями и есть основания полагать, что они не станут воздерживаться от полевой апробации новых идей в этой области и в постсоветских странах или же – в приграничных с ними странах. А для Армении это – в первую очередь, Иран, ведь в Грузии и Азербайджане у американцев есть «местные» референс-лаборатории. Ситуация позволяет США обходить всевозможные правовые ограничения. Заграничные медицинские центры позволяют американским военным проводить биологические манипуляции за пределами национальной территории, не опасаясь протестов собственной общественности и последствий нарушения законодательства США и, конечно, без доступа иностранных инспекций.

Итак, американцы получают доступ к результатам советской военно-биологической программы. Думаю, что излишен вопрос – для чего. Понятно, что не заради мирных целей или же желания «бороться с ростом угрозы био-терроризма». Среди бывших республик СССР, проигнорировав обеспокоенность российских экспертов, свои коллекции возбудителей опасных болезней в обмен на американскую помощь при создании ЦРЛ в США уже передали первыми Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан. Сейчас – «очередь» Армении, Таджикистана и т.д. Коллекции являются уникальным интеллектуальным продуктом деятельности советских учёных в течение нескольких десятилетий и позволят американцам продвинуться в своих разработках, а также составить более детальное представление о потенциале России в данной сфере.

Руководитель информационно-аналитического центра «Луйс» (Ереван) Айк Айвазян на протяжении 2016-17 гг. неоднократно обращал внимание на факт того, что у военных био-лабораторий США в Армении – двойное, а то и тройное назначение, учитывая и объёмы финансирования, и то, что американцы планируют на ограниченной и, к тому же, территории повышенной сейсмоопасности иметь шесть таких объектов. Айк Айвазян и эксперт общественного клуба «Голос народа» Арман Гукасян неоднократно обращали внимание на то, что, возможно, можно было бы и не тревожиться и воспринять «американскую помощь» Армении в столь сложной и деликатной сфере как бескорыстную заботу правящих актуальных элит США о развитии и благоденствии трёх миллионов граждан Армении, и можно было бы считать большую часть перечисленных угроз надуманными, но такой позиции мешают множество «но»! И начать следует с того, что в программных документах сентября 2000 г. влиятельной американской НПО «Проект Новый американский век», действовавшей в Вашингтоне с 1997 по 2006 гг. и оказавшей воздействие на идеологию и военную политику администрации Дж. Буша-младшего, указывалось, что продвинутые виды биологического оружия, способные воздействовать на конкретный генотип, могут перевести био-оружие из сферы террора в область полезного политического инструментария. Оъективно оценивая военный потенциал России или Китая, США не ограничиваются размещением у их границ (а с учётом Грузии, Армении и Азербайджана – и у границ Ирана) только сухопутных, ракетных, военно-воздушных, танковых и других видов войск, но одновременно создают сеть дорогостоящих биологических объектов двойного назначения по периметру границ. При этом США не ограничиваются созданием сети военно-биологических лабораторий на территориях стран-членов НАТО, но продвинулись ещё дальше, создав сеть биологических лабораторий уже и на территориях стран-членов ОДКБ СНГ. А это – Казахстан, Армения, Таджикистан и, возможно, будет и Киргизия.

Во-вторых, заявление о принципах этой организации в 1997 г. подписали многие консерваторы и члены будущего республиканского правительства, которые начали реализовывать программу «БиоПРО», в том числе вице-президент США Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд (а также 10-й президент Всемирного банка [2005-07 гг.] Пол Вулфовиц, философ Фрэнсис Фукуяма и др.). А теперь посмотрим, что за «меры» планирует предпринять, опять-таки, республиканский правящий кабинет во главе с президентом Дональдом Трампом и госсекретарём Рексом Тиллерсоном. Разве это – не продолжение антироссийских «санкций» и подготовка к новым виткам обострения отношений с Ираном и Китаем? На наш взгляд, всё предельно ясно даже без особых сверхдоказательств, учитывая, что США не приучены к соблюдению международных норм ни в одной сфере повседневной жизни.

Но в Армении немало иных странных «особенностей», помимо уже отмеченных. 26 апреля 2017 г., после очередных публикаций в СМИ, в ответ на запрос информационного портала news.am, посольство США в Армении прокомментировало публикации, касающиеся открытых в республике референс-лабораторий при финансировании агентства по уменьшению угроз MО США. В своих комментариях посольство США в Армении так и не привело ни одного доказательства, которые опровергли бы двойное назначение этих лабораторий. В так называемом «опровержении» были ссылки всего лишь на два видеоролика о референс-лабораториях в Армении, снятые по заказу самих американцев. Как утверждали уже в текущем году А.Айвазян и А.Гукасян, был проведён собственный анализ о возможных целях существования референс-лабораторий Пентагона США в Армении. На создание референс-лаборатории в Ереване Минобороны США выделило около $15,5 млн., а в общем было выделено около $18 млн. Предлагаем читателю запомнить выделенные суммы, которые будут использованы при дальнейшем анализе. В Ереване, для полного строительства референс-лаборатории отдела продовольственной безопасности для особо опасных патогенов министерства сельского хозяйства РА было вложено $4,1 млн., а на ремонтирование референс-лаборатории «Национального центра по контролю и профилактике заболеваний» Минздрава Армении правительством США было вложено $9,8 млн., обеспечив сейсмическую устойчивость здания и создав необходимую лабораторную инфраструктуру. Дополнительные $1,7 млн. для обеих лабораторий было выделено на приобретение нового оборудования и мебели.

Непонятно, почему на строительство нового здания ушло $4,1 млн., а на ремонтирование уже существующего в 2,5 раза больше, при том, что на оборудование и мебель гражданского назначения (как утверждают США) было потрачено $1,7 млн. На что были потрачены $9,8 млн.? Мы не сомневаемся, что все $9,8 млн. были полностью потрачены на создание лабораторий, но действительно ли для тех целей, которые озвучивают США? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к фактам. Референс-лаборатория гражданского назначения, на примере другого члена ОДКБ – Таджикистана, стоит на порядки меньше. В 2013 г. в Душанбе открылась новая лаборатория биологической безопасности 3-го уровня. Лаборатория биологической безопасности была простроена при активном содействии министерства здравоохранения и Программы развития ООН при финансовой поддержке Глобального фонда. К строительству данной лаборатории и установке новых технологий были привлечены французские специалисты «Фонда Мерьё». Общая сумма строительства и оснащения лаборатории составила свыше $3 млн. Персонал лаборатории обучен современным методам диагностики и работе с новой технологией при содействии специалистов «Фонда Мерьё». Лаборатория подотчётна Минздраву Таджикистана и будет служить в качестве референс-лаборатории для всей лабораторной системы страны. Лаборатория такого уровня на тот момент являлась единственной в странах Центральной Азии. В здании расположены две лаборатории 2-го уровня и две лаборатории 3-го уровня безопасности. Оно оснащено самым современным оборудованием для проведения бактериологических и молекулярно-генетических исследований по диагностике наиболее опасных инфекций, таких как туберкулез, СПИД, малярия, гепатиты, геморрагическая лихорадка и т.д. 28 апреля 2017 г. президент Таджикистана Эмомали Рахмон на территории медицинского городка в Душанбе открыл Государственное учреждение «Национальная референс-лаборатория» Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. Заказчиком объекта является Дирекция по строительству правительственных объектов Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан. Строительные работы на современном медицинском объекте были начаты в 2014 г. и завершены в 2016 г. Общая стоимость здания лаборатории составила в долларовом эквиваленте около $2,8 млн. Из этой суммы около $935 тыс. были потрачены на строительно-монтажные работы, а $1,9 млн. на современное медицинское оборудование производства немецких компаний. Задачей данной лаборатории является проведение всех клинических, биохимических, бактериологических и вирусологических анализов. Общая площадь данного трёхэтажного здания с подвальным помещением составляет 1610 кв.метров. В Госучреждении «Национальная референс-лаборатория» Таджикистана работой и хорошей заработной платой обеспечено 60 отечественных квалифицированных специалистов. Все работники лаборатории в производственных компаниях прошли учебный курс для работы с новейшим оборудованием.

Расходы США на создание биолабораторий в Армении значительно превышают расходы на био-лаборатории гражданского назначения. Из примера Таджикистана видно, что создание новейшей биологической референс-лаборатории гражданского назначения обходится порядка $3 млн., но никак не 15 или 18 млн., как в Армении. В Таджикистане трёхэтажную лабораторию с площадью 1610 кв.метров построили за $935 тыс., а в Армении за 4,1 млн. Единственное, что совпадает - это расходы на оборудование, которые в Таджикистане составили $1,9 млн., а Армении 1,7 млн. Вернувшись к стоимости лабораторий в Армении, напомним, что строительство новой референс-лаборатории министерства сельского хозяйства РА обошлось в $4,1 млн., а расходы на оборудование для двух лабораторий составили $1,7 млн. Нельзя не заметить нестыковку в цифрах. Получается, что расходы США только на ремонтные работы уже существующего здания для референс-лаборатории Минздрава Армении составили $9,8 млн.? Предположим, что затраты на ремонт уже существующего здания в Армении составили столько же, сколько и строительство нового здания современной лаборатории в Таджикистане, то есть. $935 тыс. Тогда на что были потрачены остальные $8,9 млн., если эта сумма не включает стоимость оборудования гражданского назначения в $1,7 млн.? Не на приобретение ли дорогостоящего оборудования двойного назначения? И ведь чем дальше – тем больше и больше будет таких вопросов, на которые не отвечают ни американцы, ни власти Армении…

Ещё раз обратимся к крайне щепетильному вопросу - почему создание лабораторий финансирует Пентагон? В США действуют Центры по контролю и профилактике заболеваний (англ. Centers for Disease Control and Prevention, CDCP) - федеральное агентство министерства здравоохранения США. Центры по контролю и профилактике заболеваний являются одним из восьми подразделений департамента здравоохранения CША. Сфера деятельности - охрана общественного здоровья и профилактика заболеваний. В 2016 г. бюджет CDCP составил $5,9 млрд. Однако все объекты в странах постсоветского пространства (причём выражу «недопонимание» - и чего это такие референс-лаборатории не создаются в странах-членах НАТО типа Литвы, Латвии и Эстонии?.. – не хотят «проводить опыты» над населением Прибалтики???..) возводятся на средства Пентагона, а не Министерства здравоохранения США? Ответ лежит перед глазами – потому что это обусловлено целями и задачами Пентагона на создание военно-биологических объектов по всему периметру границ своих основных геополитических конкурентов и, не исключено, будущих военных противников – в первую очередь, России, а также Ирана и Китая.

Не понятно, кто же даст гарантии – в данном случае, населению Армении, о безопасности уже функционирующих трёх американских био-военных объектов, а в перспективе – шести. Даже в самих США неоднократно фиксировались утечки опасных возбудителей смертельных заболеваний из американских лабораторий. Вспомним случай рассылки спор сибирской язвы в США в 2001 г. или утечки образцов сибирской язвы и птичьего гриппа из центра по контролю и профилактике заболеваний США (Disease Control and Prevention, CDC). А кого обвинят США, если вдруг «случайная» утечка опасных возбудителей произойдёт из лабораторий в Армении? Сторожа, работника лаборатории, который «забыл» плотно закрыть пробирку или кого-то ещё? В этом нет ни капли утрирования – и не надо обвинять никого в некой изначальной предвзятости к США и их целям в сфере био-лабораторий на территории бывшего СССР. Щедрость, с которой США финансируют создание био-лабораторий в Армении, настораживает – и это ещё скромно сказано. Разумеется, представители американского посольства, а также вышеуказанных ведомств Армении и США, неоднократно заверяли, что функционирование лабораторий «никоим образом не связано с геополитическими проблемами». Как заявляли представители Минздрава ещё в конце прошлого года, Армения находится в регионе, где «высокая миграция, и есть большая вероятность того, что заболевания могут проникнуть в республику». И согласно взятым на себя международным обязательствам, Армения якобы должна рано обнаружить эти угрозы и отреагировать на них, предотвратив их распространение внутри страны и за её пределами. Лаборатории же носят исследовательский характер и призваны решить этот вопрос. Армянская сторона также отмечает, что «лаборатория не может иметь двойное значение, потому что страна приняла обязательства по снижению рисков распространения биологического оружия». С аналогичным комментарием в конце апреля выступило посольство США в Ереване. Там заявили, что гордятся сотрудничеством с правительством Армении и оказанием помощи гражданам страны, в обеспечении гарантий здоровья сельскохозяйственных животных, финансирования ремонта и создания сверхсовременных лабораторий, благодаря которым укрепляются возможности правительства в вопросе осуществления общественного мониторинга возможных угроз здоровью людей и сельскохозяйственных животных, предупреждения эпидемий опасных заболеваний.

Красивые фразы и отточенные дипломатические формулировки, конечно же, при всём стремлении их авторов, не способны снять существующих подозрений. Более того, подозрения эти ещё больше усиливает и небольшой видеосюжет, подготовленный общественным движением «Во имя закона» о функционировании био-лаборатории в Ереване. В первую очередь, ещё раз повторю - непонятно, почему с потенциальными угрозами распространения вирусов в Армении должен бороться Пентагон, а не хотя бы Минздрав США. Далее – насколько можно верить голословным заявлениям любого должностного лица или дипломата из США, если в памяти всего мира ложь госсекретаря Колина Пауэлла с его потряхиванием пробиркой с «белым порошком из Ирака» в стенах ООН в 2002 г.? Как известно, намного поздней США и Великобритания – инициаторы войны с Ираком и казни Саддама Хусейна, признались, что всё было фальсификацией и что никакого оружия массового уничтожения (ОМУ) в Ираке не было. Сегодня эти фальсификаторы налево-направо засоряют своими сомнительными био-военными объектами крайне ограниченную территорию Армении, «размножаются» в других странах-членах СНГ и т.д. Наконец, в плане даже испытания на людях – т.е. гражданах Армении: случаи испытаний бактерий на людях по ряду свойств в мировой практике давно уже известны. США только по рассекреченным данным с 1949-го по 1969 год провели 239 испытаний бактериологического оружия, в том числе в странах Латинской Америки, а также в местах большого скопления людей в американских Чикаго и Сан-Франциско. Сейчас география биологических исследований Пентагона значительно расширилась. И, например, при финансовой помощи Национального института здравоохранения США в Нидерландах в Медицинском центре им. Эразма Роттердамского был создан генно-модифицированный вирус птичьего гриппа, который способен свободно передаваться от человека к человеку. С тех пор ЕС ежегодно тратит значительные средства на охрану данного вируса. Но почему нет серьёзной реакции – ни в Армении, ни в других республиках?

Дело в том, что оценки экспертов-специалистов относительно опасности указанных объектов пока весьма сдержанны, что ими объясняется отсутствием полноценной информации. По мнению председателя общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкена Пипояна (Ереван), чисто теоретически функционирование на территории Армении референс-лабораторий может нести самые различные проблемы и угрозы. «Но мы ведь понимаем, что лаборатория - не скрытый объект, и о рисках, если таковые есть, знают и спецслужбы, и правительство Армении, и Россия как стратегический союзник Армении. Разумеется, создание США лаборатории в Армении не может нравиться России, но я думаю, что в ходе обсуждений с российскими коллегами, армянская сторона привела нужные аргументы», - считает Пипоян. Однако он не учитывает, видимо, что строительство референс-лабораторий предусматривает передачу американской стороне всех штаммов вирусов, находящихся на хранении в вирусных коллекциях. Работа всех указанных лабораторий подконтрольна только военному ведомству США. Строительство лабораторий в рамках проектов противодействия биологическим угрозам позволяет США полностью контролировать биологическую обстановку как на территории соответствующих постсоветских стран, так и их трансграничных соседей. Каждый вирусолог знает правило: от изучения бактерий до создания бактериологического оружия - один шаг. К тому же созданные США био-лаборатории выведены из-под контроля правительства тех стран, на территории которых расположены. Лаборатории функционируют в закрытом режиме. Персонал лабораторий, состоящий исключительно из американцев, обладает дипломатическим иммунитетом, а представители местного гражданского здравоохранения прямого доступа к этим объектам не имеют. Число сотрудников лабораторий, от 50 до 250 человек, намного превышает количество персонала, необходимого для обслуживания автоматизированных гражданских лабораторий с заявленными целями. И индонезийский пример 2010 г. с изгнанием такой американской биолаборатории – увы, это несбыточная мечта для рядовых граждан Армении, так как нынешние власти, зная о том, что творится в мире и что творится конкретно вокруг Армении, вокруг Арцаха, тем не менее, именно в 2013-17 гг. идут на прямое пособничество политике США в данной сфере. Власти Армении или в действительности не знают, или делают вид, что не знают о заявлении ещё конца 2015 года от бывшего советника экс-президента Грузии Михаила Саакашвили – американца Джеффри Сильвермана в интервью изданию «Грузия и мир»: лаборатории создаются США с целью обойти конвенцию о запрете биологического оружия. «Лаборатория Лугара находится рядом с аэропортом. Для загрузки бомб или перевозки оттуда вирусов на другие объекты не потребуется много времени», - сказал он, говоря о функциях и задачах действующего в Грузии Центра исследований общественного здоровья им. Ричарда Лугара. Напомним, что на создание этой лаборатории в своё время американцы потратили $ 300 млн.

Но ряд данных по Армении говорит о том, что в последние годы власти республики потворствовали США в этой, по меньшей мере, странной деятельности. 2010 г. – соглашение с Пентагоном «О сотрудничестве в сфере предотвращения распространения технологий производства, патогенов и испытания биологического оружия», в рамках программы «Сокращения биологической угрозы». При посольстве США в Армении был создан офис по поддержке реализации программы по снижению биологических угроз. Для реализации программ DTRA с 2011 года привлечена компания Black&Veatch, действует программа CWEP. МНТЦ (США) открыл в Ереване свои отделения, оказал финансовую помощь по материально-техническому обеспечению нескольких десятков проектов. Пентагон в 2015 г. поставил пограничной службе Армении оборудование для контроля над оборотом оружия массового поражения. МЧС Армении, Минздрав и Минсельхоз получили из США спецсредства, необходимые в случае пандемии. Чиновники данных ведомств подверглись тренингам по американским стандартам выявления, диагностирования и устранения вспышек опасных инфекционных заболеваний природного и техногенного происхождения. Центр по предотвращению и контролю заболеваний Минздрава США внедрил в Национальный центр по контролю и профилактике болезней Минздрава Армении своё программное обеспечение Epi Info. Так что же – «всё хорошо, прекрасная маркиза»? Да нет. Как свидетельствуют данные пресс-конференции выше уже упоминавшейся организации Общественный клуб «Голос народа» середины июня 2017 г. в Ереване, «после заявления представителя посольства США о том, что деятельность данных лабораторий открыта для широкой общественности, члены общественного клуба решили посетить данные лаборатории, на месте ознакомиться с их деятельностью. Активистов интересовало то, почему деятельность данных лабораторий финансируется Пентагоном, почему нет соответствующего соглашения между военными ведомствами Армении и США, почему лаборатории расположены в местах плотного проживания населения, а также рядом с детскими садами и площадками? К сожалению, констатируют эксперты, посещение главного офиса лабораторий не дало ответа ни на один из озвученных вопросов, что ещё больше усиливает подозрения». Как можно понять, экспертов «Голоса народа» в сами лаборатории даже не провели – ограничились приёмом только в техническом офисе.

Это подтвердило, что американцы ни перед кем в Армении не намерены отчитываться, чем заняты граждане США в военных био-лабораториях Еревана, Гюмри и Иджевана. Как заявлял руководитель «Голоса народа» А.Гукасян, организация намерена передать послу США Р.Миллзу письмо с «конкретными вопросами и требованиями». «Изучив опыт соседней Грузии, можно увидеть, что на строительство подобных лабораторий были потрачены средства, кратно превышающие объёмы финансирования подобных объектов гражданского назначения», - сказала представитель клуба Цовинар Костанян. По её мнению, этот факт не может не вызвать подозрений, так как есть опасения, что те патогены, которые хранятся в данных лабораториях, могут в дальнейшем быть использованы для разработки биологического оружия на основе генотипа и биологических особенностей, присущих данному народу или региону. «Недопустимо, чтобы такие важные объекты находились под контролем и на содержании иностранного государства. Пентагон уже потратил в Армении 18 млн. долларов на создание данных лабораторий. Мы уверены, что если финансирование лабораторий осуществляется со стороны военного ведомства, то и задачи ставятся вполне военные», - отметила она.

Пентагон за последние годы потратил более 1 млрд. долларов на создание 400 био-лабораторий по всему миру. Небогатые страны бывшего СССР в результате сотрудничества с США вместо реальной профилактики распространения опасных вирусов, получили на своей территории закрытые учреждения, которые не подотчётны правительствам. Также неслучаен выбор стран для открытия лабораторий. Армения и Арцах находятся в состоянии затяжного конфликта с Азербайджаном, который в любой момент может перерасти в новую войну, к границе Таджикистана постоянно прорываются афганские талибы, а то и боевики «Исламского государства», на Украине более трёх лет ведутся боевые действия, а в Казахстане активизировались исламисты, и рядом – китайский Синьцзян. Нестабильность в этих странах и регионах даёт возможность американским военным исследователям незаметно проводить биологические эксперименты. Если деятельность подконтрольных Пентагону лабораторий не остановить, то не за горами новые вспышки сибирской язвы, африканской чумы свиней, вируса атипичной пневмонии и появление совершенно новых вирусов в Армении или Казахстане, Иране или Китае, и т.д., и т.п.

С учётом сказанного, есть все основания полагать, что военно-биологическая деятельность США в странах ОДКБ СНГ и других государствах постсоветского пространства, в том числе в Армении, угрожает их национальным интересам и даже здоровью и безопасности их населения, не говоря уже о том, что угрозы для них возрастут, если США вознамерятся именно с их территорий наносить био-военные удары по России, Китаю и Ирану. Реакция этих стран будет вряд ли априори предсказуемой. А если так, то требуется принять совместные упреждающие меры, в том числе:

- разработать и принять соглашение о мерах биологической защиты в рамках ОДКБ, запрещающее деятельность военных биологов из третьих стран (и работы в их интересах) на территории государств-участников и предусматривающее механизм верификации;

- продолжить международные усилия по принятию протокола о механизме контроля к Конвенции о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия (КБТО);

- расширить предоставление государствам ОДКБ СНГ альтернативной технической помощи со стороны стратегических оппонентов США по оборудованию хранилищ патогенов и других биологических объектов с целью их совместной эксплуатации, снизив тем самым зависимость от донорства и «помощи» США;

- широко информировать общественность и руководство стран-реципиентов американской «помощи» об угрозах размещения ЦРЛ, в том числе с использованием СМИ и дипломатических каналов. Если Киев и Тбилиси пошли на сотрудничество с США в военно-биологической сфере в период пребывания у власти лояльных Вашингтону правительств, то Астана, Ереван, те же Баку и Ташкент и т.д., не исключено, недооценили риски, исходящие от данной программы;

- организовать сбор информации, позволяющей идентифицировать реальное назначение биологических объектов Пентагона на постсоветском пространстве. Причём, пресс-конференции, проводившиеся для журналистов в Казахстане, и экскурсии для граждан в Грузии, или – приём в техническом офисе, как это было в Ереване с организацией «Голос народа», никак не дают полного представления об этом. Здесь уместны, скорее, настойчивые запросы о проведении инспекций с участием специалистов, усилия по линии спецслужб и т.д.;

- расширять сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, и в первую очередь – с КНР и Ираном, в вопросах биологической защиты, в частности наладить с ними обмен информацией об общих угрозах со стороны США и их союзников.

Сергей Шакарянц

Источник