ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика О подходах России к проблемам международной информационной безопасности
 
 

О подходах России к проблемам международной информационной безопасности

E-mail Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Деятельность каждого государства по обеспечению его информационной безопасности определяется принятыми в нем стратегиями, доктринами, законами.

В России система официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере представлена в Доктрине информационной безопасности, которая утверждена Президентом в декабре прошлого года.

В документе дан подробный анализ новых вызовов и угроз в информационной сфере и определены приоритетные направления обеспечения информационной безопасности.

Трансграничный характер угроз информационной безопасности на фоне лавинообразного роста использования ИКТ в противоправных целях наглядно показывает необходимость консолидации усилий в борьбе с этими угрозами.

Еще 19 лет назад, осенью 1998 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия представила проект резолюции, в котором обращала внимание всего мирового сообщества на вызовы и угрозы в информационной сфере.

Россия уже тогда призывала к объединению усилий для противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в противоправных военно-политических, террористических и иных преступных целях (так называемая «триада» угроз).

Однако этот призыв не был услышан. Наши подходы подверглись критике со стороны ряда ведущих западных государств. Эксперты и политики «утонули» в многолетних бесплодных дискуссиях, в которых объективность оценки ситуации подменялась идеологическими установками.

И за этими «баталиями» было потеряно главное – время. Наше бездействие только играло на руку террористам, экстремистам, преступному сообществу, методы, способы и средства которых становились все масштабнее и изощреннее.

Только спустя 12 лет в 2010 году в докладе Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности была зафиксирована упомянутая «триада» угроз.

Мы полагали, что единое понимание проблемы станет отправной точкой в поступательном движении на пути формирования системы международной информационной безопасности. Очевидно, что построение такой системы – единственный адекватный ответ нарастающим вызовам и угрозам в информационной сфере.

Первым шагом стало внесение государствами – членами Шанхайской организации сотрудничества в сентябре 2011 года  в качестве официального документа 66-й сессии Генассамблеи ООН Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности.

Но данная инициатива не была поддержана западными партнерами. Вновь было потеряно время, столь необходимое для организации взаимодействия на этом направлении.

Однако динамичное развитие информационной сферы, стремительные темпы развития информационно-коммуникационных технологий и масштабы их противоправного использования вынудили повернуться к обозначенным проблемам спустя 2 года.

В 2013 году в докладе Группы правительственных экспертов ООН были сформулированы результаты исследования норм, правил или принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве.

В докладе нового состава Группы в 2015 году эти положения были подтверждены.

Однако все упомянутые нормы и правила оставались лишь результатом исследований экспертов. Обязательной (и даже рекомендательной) силы они не имели.

Жизнь диктовала свои условия, ставила перед государствами новые вопросы в области обеспечения информационной безопасности как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе.

Россия и ее партнеры предложили выработать в 2016 – 2017 годах в рамках Группы правительственных экспертов ООН доклад, основу которого составили бы Правила ответственного поведения государств в информационном пространстве в контексте международной безопасности. Конечным результатом работы Группы могло бы стать внесение предложения о принятии Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, закрепляющей эти Правила.

Однако эта инициатива, нашедшая поддержку многих членов Группы, была заблокирована западными странами. В результате консенсус не был достигнут, итоговый доклад не принят.

Разговоры о необходимости принятия правил поведения в информационном пространстве так и остались разговорами. Мы все оказались отброшенным на несколько лет назад.

Но мы не имеем права быть пассивными созерцателями происходящего, не имеем права мириться с нарастающими вызовами  и угрозами в информационной сфере.

Необходимо объединить усилия мирового сообщества в борьбе с этим злом.

Российские подходы в отношении упомянутых правил поведения основываются на следующих постулатах.

Во-первых. Информационно-коммуникационные технологии должны использоваться исключительно в мирных целях. Международное сотрудничество должно быть нацелено на предотвращение конфликтов в сфере использования ИКТ, а не на их регулирование.

Во-вторых. С учетом уникальных особенностей ИКТ наряду с применимыми к сфере их использования нормами международного права и имеющими важное значение для поддержания международного мира, безопасности и стабильности и создания открытого, безопасного, стабильного, доступного и мирного информационного пространства, могут вырабатываться дополнительные правовые нормы для регулирования международных отношений в сфере использования ИКТ.

В-третьих. Государства должны обладать суверенитетом над информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на своей территории.

В-четвертых. Любые обвинения в адрес государств в причастности к компьютерным атакам должны быть обоснованными и доказанными.

В-пятых. Государства не должны допускать возможности использования своей территории для осуществления компьютерных атак и содействовать использованию в этих целях посредников.

В-шестых. Государства должны бороться с внедрением и использованием скрытых вредоносных функций и программных уязвимостей в IT-продукции, а также добиваться ее безопасности для пользователей.

В заключении хочу отметить, что мы уверены, что создание системы международной информационной безопасности, учитывающей интересы всех государств, сегодня возможно.

Это наша общая цель и к ее достижению необходимо идти вместе.


Выступление заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации О.В.Храмова на Саммите по вопросам кибербезопасности, Тель-Авив, 28 июня 2017 года

Источник: mid.ru