Вы здесь: Home Аналитика Инфовойска России: к структуре нового типа?
 
 

Инфовойска России: к структуре нового типа?

E-mail Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Заявление министра обороны Шойгу о том, что в России созданы войска информационных операций, сделанное на заседании Госдумы РФ 22 февраля, породило всплеск реакций, в том числе от источников в самом парламенте и других структурах, и обсуждений в СМИ. Интерес вызывают прежде всего вопросы о том, насколько новой является такая структура, и какие именно задачи будут на нее возложены.

Если отталкиваться от слов министра, который сравнил вновь учрежденную структуру с подразделениями контрпропаганды, существовавшими во время СССР, то речь и вправду идет скорее о возрождении обширного советского опыта, нежели о формировании потенциала информационного противоборства с нуля. Ведение пропаганды и контрпропаганды (так называемой спецпроганды), психологической борьбы входило в спектр задач советских вооруженных сил большую часть времени их существования вплоть до распада Союза. В зависимости от конкретных задач, условий и видов операции использовался широкий диапазон методов, включавший в себя рапространение листовок и иных носителей печатной информации для ведения пропаганды и дезинформации среди состава вооруженных сил и мирного населения противника, радиопропаганду на территории противника, распространение слухов и деморализующей информации через внедренных на территорию противника агентов и т.д.

Имея комлексный характер, такая деятельность зачастую велась в тесном сотрудничестве и взаимодействии между собственно военными и спецслужбами, включая КГБ. Однако в вооруженных силах СССР существовали отделные, специализированные структуры, отвечавшие за этот фронт задач и способные выполнять их самостоятельно: например, Политическое управление (ПУР) Красной армии (с 1958 по 1991 гг. носило название Главное политическое управление Советской Армии и ВМФ), имевшее разветвленную внутреннюю структуру. Примером комплексной операции информационного противоборства можно считать деятельность таких структур в ходе военной кампании СССР в Афганистане. Операции военных структур спецпропаганды достигли пика к середине кампании, в 1985 г., и включали в себя развертывание на занятой территории мощной сети пропагандистского радиовещания, распространение слухов, анекдотов и иной информации и дезинформации для дискредитации лидеров афганской оппозиции, безвозмездную раздачу местному населению топлива, продуктов и иных материальных благ с целью привлечения к сотрудничеству.

Естественно, ВС СССР не были одиноки в подобной работе – не менее внушительную теоретическую и институциональную базу военного информационного противоборства создали США. Еще в 1956 г. в структуре американских сухопутных сил было создано Управление специальных методов войны, действовавшее на базе отдельного батальона психологических операций (PsyOps) и развернутое до отдельной группы психологических операций ко времени наиболее интенсивного участия США в войне во Вьетнаме (1965 г.). Позднее группы PsyOps появились и в других видах войск США, а сегодня ключевой структурой в этой области является Командование Армии США по гражданским вопросам и психологическим операциям (Army Civil Affairs and Psychological Operations Command), которое координирует работу отдельных Групп информационной поддержки.

Неизбежным образом развитие информационных технологий и прежде всего Интернета вкупе с глобализацией масс-медиа и их переходом в режим онлайн потребовала серьезной модернизации военного аппарата пропаганды и контрпропаганды. Отдельным сюжетом стало формирование потенциала и специализированных структур для военных операций в киберпространстве: ниши задач, самостоятельной по отношению к PsyOps и информационному противоборству, но пересекающейся с ними в плане средств и методов. США, будучи первопроходцами в части формирования технологического потенциала и доктринальной базы для спецопераций в киберпространстве, сориентировались в этой области раньше других стран. Еще в начале 1990-х гг. успех операции «Буря в пустыне» был во многом обусловлен не только применением умного вооружения и ИТ (прежде всего подразделениями ВВС США), но и активной информационной кампанией, направленной на деморализацию иракских военных и дискредитацию действий режима Саддама Хусейна в их глазах. Подобные методы использовались и в ходе второй иракской кампании в 2003 г. В феврале 2006 г. с принятием Объединенным комитетом начальников штабов ВС США новой редакции доктрины «Информационные операции» (JP 3-13) психологические операции были окончательно вписаны в единую гармоничную классификацию информационных операций ВС США в качестве одного из отдельных пяти направлений наряду с радиоэлектронной борьбой (РЭБ), сетевыми операциями, мероприятиями пo оперативной маскировке, а также мерами по обеспечению безопасности собственных сил и средств.

Российские ВС столкнулись с острой необходимостью модернизации своего подхода к информационным операциям значительно позже, в 2008 г. – в ходе и после грузино-южноосетинского конфликта, который был успешен с точки зрения собственно военных задач, но почти вчистую проигран на поле медийного и информационного противоборства. Первым плодом размышлений над тем, что и в какую сторону необходимо менять, стал выпущенный в конце 2011 г. документ «Концептуальные взгляды на деятельность ВС РФ в информационном пространстве» — по сути, первый неформальный прообраз военной доктрины информационных операций РФ. В «Концептуальных взглядах…» были заданы приоритеты плотного информационного освещения и сопровождения военных конфликтов, прописаны задачи взаимодействия вооруженных сил с медиа и общественностью. В том числе была отмечена очевидная и давно назревшая вещь – необходимость адаптировать методы и средства информационных операций к новым технологическим площадкам и форматам, прежде всего Интернету, который глобален и трансграничен, «многоканален» и не поддается заглушке и отключению, обеспечивает мгновенное распространение информации за пределы района конфликта по всему земному шару.

Вероятно, недавнее  заявление министра обороны и отражает итог проделанной работы по претворению в жизнь положений документа и других концептуальных наработок ведомства за последение годы. В этом смысле ВС РФ «подтягиваются» на уровень наиболее развитых современных государств и закрывают точечный пробел, существовавший в их модернизированной реформами Сердюкова конструкции: наработанная десятилетиями советская база теории, методов и практик информационного противоборства адаптируется к изменившимся реалиям информационной глобализации.

Главная интрига, которая вытекает из такого взгляда на заявление Шойгу, и создает путаницу в комментариях представителей Госдумы и других источников: насколько деятелность новых «информационных войск» будет интегрирована и увязана с «кибервойсками»? Следует иметь в виду, что создание «российского аналога Объединенного Киберкомандования ВС США», о котором российские спикеры, включая вице-премьера Рогозина, периодически сообщают с 2012 г. – в целом отдельная история. Само американское Киберкомандование, например, структурно не соподчинено армейскому Командованию по гражданским вопросам и психологическим операциям и не зависит от него в планировании и проведении своих операций. Более того, Группам информационной поддержки военных операций (MISO Grops) в США законодательно запрещены операции в отношении американских граждан – в то время как для Киберкомандования, напротив, ключевая задача состоит в защите информационных инфраструктур Минобороны США, что подразумевает активные защитные меры «на своей территории». Да и в самом СССР деятельность ПУР ВС на оперативном и тактическом уровне лишь эпизодически пересекалась с работой Управления Генштаба по радиоэлектронной борьбе – в основном, когда речь шла о блокировании действий противника по ведению радиопропаганды на советской территории. В конце концов, сетевые операции, включая взлом и проникновение в информационные системы, выведение из строя информационных инфраструктур противника и защита своих ИТ-активов по своей сути находятся довольно далеко от задач пропаганды и контрпропаганды. Сегодня работа по наращиванию военного киберпотенциала РФ ведется на уровне развертывания инфраструктуры – такой, как Закрытый сегмент передачи данных (ЗСПД) для нужд Минобороны и создание интегрированной сети связи для нужд национальной обороны, безопасности государства и охраны правопорядка. Эти задачи из совсем другого спектра, нежели наращивание возможностей ведения пропаганды и контрпропаганды в глобальном информационном пространстве.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что часть российской аудитории, включая как СМИ, так и лиц, принимающих решения, не до конца услышали сообщение Шойгу и поспешили объединить тему создания «инфовойск» с работой над развертыванием структур киберобороны в РФ. Но есть важная оговорка. Ситуация последних лет в мире показывает четкую тенденцию в сторону все более активных и эффективных гибридных операций, сочетающих технологию военных киберопераций с целеполаганием информационного противоборства. В качестве примера можно назвать серию кибератак на инфраструктуру электоральной системы США с последующим использованием похищенной информации для влияния на избирательный процесс. Кто бы ни стоял за подобными действиями, произведенный ими эффект, безнаказанность их авторов и сравнительно низкая сложность и ресурсоемкость дают все основания, чтобы прогнозировать резкое нарастание подобных операций в ближайшем будущем. В этих условиях адаптация к новому формату «синтетических» или «гибридных» операций, сочетающих в себе PsyOps и кибероперации, может быть необходимостью, которую диктуют реалии времени. И с этой точки зрения те, кто не проводят водораздел между «информационными войсками» и «российским киберкомандованием», могут быть правы. Открытой информации пока недостаточно, но пока ничто не противоречит тому, что концепция деятельность в информационном пространстве и структурные преобразования в ВС в ее рамках действительно идут по пути создания единой, комплексной структуры, в которой задачи информационного противоборства и киберобороны тесно интегрированы и изначально увязаны между собой.

Однако достичь высокой эффективности такой «синтетической» структуры будет крайне сложно. Во-первых, нужны специалисты из двух совершенно разных ниш — традиционной «технической» ИБ, сетевой безопасности и защиты информации, — и из ниши стратегических коммуникаций, медиа, и более специальных областей вплоть до психолингвистики и семантики. Во-вторых, необходимо будет обеспечить реально тесное взаимодействие людей из этих двух разных профилей экспертизы друг с другом. В-третьих, офицеры среднего и высшего звена в такой структуре должны будут совмещать предметное знание и стратегически глубокое понимание обеих областей — и киберопераций, и психологических операций. Такие кадры крайне дефицитны и не берутся из воздуха, их подготовка на поточной основе требует серьезных изменений в системе военного образования и практиках рекрутинга специалистов из гражданского сектора. Минобороны придется решать весьма сложную и нетривиальную задачу – но успех в этом направлении может окупиться выстраиванием по-настоящему передовой модели комплексных действий в информационном пространстве. Еще один вопрос, правда, в том, насколько открывающиеся перед ВС РФ возможности будут способствовать укреплению международной безопасности и стабильности, и насколько спокойно будет с этим жить нашим зарубежным партнерам.

Олег Демидов

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 
 
 

Наши  партнеры

игровые автоматы на реал деньги
автоматы вулкан на деньги
игровые автоматы на реальные деньги для iphone
украинские игровые автоматы онлайн играть на деньги
игровые автоматы на реальные деньги
интернет автоматы на реальные деньги
казино автоматов регистрация на деньги
вулкан делюкс играть на деньги
игровые автоматы на деньги
играть онлайн игровые аппараты на реальные деньги
азартные игры игровые автоматы на деньги
игровые автоматы на деньги адмирал
вулкан онлайн на реальные деньги
казино вулкан играть на реальные деньги рулетка
игровые автоматы на живые деньги
гаминатор игровые автоматы на деньги
автоматы онлайн на деньги гривны
вулкан клуб на реальные деньги играть
игровые автоматы на реальные деньги на андроид
игровые автоматы на деньги онлайн на гривны
лучший сайт игровых автоматов на деньги
играть в автоматы на деньги онлайн вулкан
играть азартные автоматы гмс на деньги
самые популярные игровые автоматы на деньги
вулкан игровые на деньги
slot игровые автоматы на деньги
вулкан онлайн на деньги рубли
игры на деньги в игровые автоматы вулкан
автоматы играть на деньги реальные вулкан
игровые автоматы вулкан на деньги онлайн
вулкан 24 игровые аппараты на деньги
777 слот игровые автоматы играть на деньги
играть в автоматы на деньги с регистрацией
игровые автоматы на деньги клуб вулкан
вулкан игровые автоматы на деньги рубли
казино игровые автоматы на деньги
игровые автоматы 777 на деньги
казино вулкан играть на деньги вход
автоматы на деньги андроид
казино игровые автоматы играть на деньги
играть в автоматы на реальные деньги вулкан
регистрация в игровых автоматах на реальные деньги
казино вулкан игровые автоматы на деньги
список игровых автоматов онлайн за деньги
игровые автоматы на деньги с киви кошелька
играть в слот автоматы на реальные деньги
честные игровые автоматы на деньги
игровые автоматы вулкан на реальные деньги онлайн
автоматы онлайн украина на деньги
игровые автоматы играть платно на деньги
игровые автоматы на деньги в украине вулкан
зарегистрироваться в вулкане на деньги
вулкан играть на деньги
фараон игровые автоматы играть на деньги
адмирал автоматы на реальные деньги
лучшие игровые автоматы на деньги
играть в автоматы на реальные деньги
игровой клуб на реальные деньги
игровые автоматы вулкан на деньги
игровые автоматы 777 на деньги
игровые автоматы эльдорадо играть на деньги
играть в вулкан на реальные деньги 777
           

Яндекс.Метрика