ЦАТУ

 
 
Вы здесь: Home Аналитика Совершенствование методического и организационного обеспечения расследования коррупционных преступлений
 
 

Совершенствование методического и организационного обеспечения расследования коррупционных преступлений

E-mail Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Плановая организация расследования позволяет наиболее эффективно использовать все предусмотренные законом средства и методы раскрытия и предупреждения преступлений, помогает в использовании научно-технических средств и методов обнаружения, фиксации и исследования доказательств, средств и методов оперативной борьбы с преступлениями, помощи общественности. С помощью планирования достигается умелое сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, координация деятельности между различными ведомствами и службами по конкретному уголовному делу1.

В процессе следственной деятельности у следователя нередко возникают сложные следственные ситуации. Усложняются они как правило такими факторами, как: значительный дефицит времени, большая трудоемкость некоторых процессуальных действий, отсутствие рациональной последовательности в их проверке, неравномерность в нагрузках следователей, необходимость выполнения большого количества работы в крайние сроки, низкий уровень взаимодействия участников расследования. Если в производстве у следователя находятся нераскрытые или многоэпизодные дела, организационные трудности значительно увеличиваются, и для их успешного решения необходимо принимать решения, связанные прежде всего с помощью дополнительных сил, средств и организацией взаимодействия. Сложностей в работе следователя много. И с помощью планирования их можно если не устранить, то намного облегчить.

Кроме того, следует отметить, что планирование и план есть хотя и похожи между собой понятия, которые тесно связаны друг с другом, но по значению они совершенно разные и требуют определенного разграничения. Поэтому считаем, что планирование – это процесс создания и разработки плана, а план – это уже сам результат планирования. Отсюда следует, что понятие планирования значительно шире, чем понятие плана.

Планирование – это сложный процесс по определению путей, способов, средств, сил и сроков успешного достижения поставленной цели. Результатом этого многоэтапного процесса есть план, есть перспективная модель будущих действий субъектов расследования, подробная программа реализации тактических задач по уголовному делу2.

Роль планирования заключается в том, что оно обеспечивает целенаправленность и ритмичность деятельности, повышает эффективность деятельности исполнителей, способствует эффективному использованию сил и средств, взаимодействия органов, государственных служб, подразделений и исполнителей, экономии времени, созданию благоприятного психологического климата.

Кроме того, план можно определить, как комплекс информационных и тактических, организационных и процессуальных решений, конечный результат процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, стороны, средства, способы и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных и иных действий и тактических приемов.

Планирование расследования нельзя сводить только к составлению плана следствия. Планирование – это организационная и творческая работа следователя, которая начинается с начала расследования и продолжается до его окончания. Она предусматривает: построение версии; выяснения всех обстоятельств и вопросов, подлежащих изучению, вытекающие из анализа версий; определение следственных действий, необходимых для отработки выдвинутых версий, становление предмета доказывания; определение непосредственных исполнителей запланированных мероприятий, срока и очереди их выполнения3.

Для установления особенностей расследования коррупционных преступлений необходимо определить сущность действий, которые позволяют выявить и расследовать коррупционные преступления, а также необходимо раскрыть систему тех обстоятельств, подлежащих установлению при их планировании и организации: есть лицо, подозреваемое в совершении коррупционного деяния, служебным лицом; установить круг служебных прав и обязанностей лица, занимающего соответствующую должность; цель злоупотребление властью или служебным положением, в чьих интересах осуществлено это злоупотребления; осознавало ли должностное лицо, что превышает пределы своих полномочий; характер действий или бездействия должностного лица; время, место и цель совершения преступления; способ совершения и сокрытия преступления; установить, использовалось ли служебное положение вопреки интересам службы, но в личных интересах; установить факты причинения вреда действиями должностного лица; установить размер ущерба, причиненного преступными действиями должностного лица (существенный вред, тяжкие последствия), установить обстоятельства, отягчающие или смягчающие вину должностного лица, или освобождающие его от уголовной ответственности, или основания для привлечения к другому виду ответственности; сведения о личности подозреваемого; обстоятельства, способствовавшие совершению служебного преступления.

Важное значение имеют выдвинутые версии, на основании которых, во-первых, планируется будущая деятельность по разоблачению субъекта, во-вторых, организуется взаимодействие сотрудников правоохранительных органов, в-третьих, привлекается помощь общественности, в-четвертых, организуются мероприятия по преодолению противодействия расследованию со стороны заинтересованных лиц и некоторые другие методы и средства, направленные на предотвращение преступлений, совершенных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Организация расследования – это понятие более широкое чем планирование. Организовать следствие – это значит составить согласованный план расследования, наладить надлежащее взаимодействие при расследовании между следователем, оперативными работниками, специалистами, экспертами, работниками контролирующих органов, спланировать работу следователя с учетом всех уголовных дел, находящихся у него в производстве, составить календарный план работы, изучить необходимые нормативные материалы, необходимые в процессе расследования дела, принять меры по недопущению разглашения данных следствия4.

Подход к решению вопроса организации расследования дела должен обязательно быть ситуационным. Единственный по своим принципам, целям и методом процесс планирования расследования в зависимости от характера организационных и тактических задач может иметь четыре основных уровня: составление плана отдельного следственного действия; формирование плана тактической операции; планирование на отдельном этапе расследования; планирование всего процесса расследования.

Каждый из перечисленных уровней планирования расследования имеет как общие, так и специальные особенности. Наиболее полная структура планирования свойственна процессам формирования планов расследования по уголовному делу (в целом), или по одному из его этапов. Рассмотрим наиболее полный вариант внутренней структуры процесса планирования.

Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования, то есть создается перечень вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.

Второй этап заключается в выделении тех вопросов и обстоятельств, которые повторяются при их выдвижении из разных версий, и чтобы предотвратить дублирование, их необходимо сформировать и выделить в отдельный план. В состав этого плана входит и выявления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению.

Третий этап состоит из учетов всех конкретных задач, находящихся в распоряжении следователя, определенными на предыдущих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и другие ресурсы или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователем, или прибегает к интенсификации деятельности, или же вынужден выбирать нежелательный вариант, связанный с продлением сроков досудебного следствия.

Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе и резервных) проведения процессуальных, оперативно-розыскных и иных действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет конечный выбор и принимает решение. Разрабатывая эти решения, следователь должен использовать всю имеющуюся в его информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы запланированные им действия были наиболее эффективными.

Планирование заключается в определении, во-первых, сроков выполнения действий, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследование в форме взаимодействия (следственно-оперативная группа, следственная бригада, временное привлечение следственных и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений, оперативно-розыскная деятельность и т.п.).

Принимая во внимание объем и характер информации об обстоятельствах совершенного преступления, наличие достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, возможно выделение типичных следственных ситуаций, возникающих при расследовании преступлений, связанных с коррупцией, и в связи с ними проводить планирование досудебного следствия.

Итак, в любом случае при планировании расследования преступлений указанной категории, учитывая, что подавляющее большинство их составляют должностные или корыстные преступления в сфере экономики, связанные с выполнением виновными лицами служебных обязанностей, необходимо в первую очередь планировать: получение и тщательное изучение актов ревизий, проверок, инвентаризаций и тому подобное; если ревизия не проведена, назначить ее, приобщить к материалам дела все возможные документы, которые имеют значение для установления обстоятельств дела; лично изучить те нормативные акты, согласно которым должны были действовать виновные лица при исполнении своих должностных обязанностей; в случае необходимости допросить ревизоров по обстоятельствам проведения ими ревизии, по ее выводам; допросить лиц, фамилии которых указаны в акте ревизии; осмотреть помещение, это находилось имущество; допросить материально ответственных лиц; установить, является ли лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело государственным служащим, должностным лицом.

Таким образом, общий план следствия по уголовному делу должен дополняться планами следственных действий, которые должны содержать его цель, условия, места и времени проведения, содержание подготовительных мероприятий, участники действий, тактические приемы и технические средства фиксации результатов.

Мария Шерстнева, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)


Список литературы

  1. Агеев И.С., Пешехонов А.А. Можно ли посредством уголовных наказаний противодействовать коррупции? // В сборнике: Система уголовных наказаний: современное состояние и перспективы совершенствования сборник статей. Сер. "Стандарты образования" РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. 2016. С. 48-55.
  2. Алферовская Е.О. О значении понятия «преступление коррупционной направленности» // Закон и право. 2016. № 2. С. 106-110.
  3. Черепанова Е.В. Правовые аспекты предупреждения коррупционных правонарушений // Журнал российского права. 2015. № 10 (226). С. 86-92.
  4. Жуков С.С. Нейтрализация противодействия при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 4 (7). С. 131-136.